Причудливые истории о каннибалах, одержимых вендиго
|
Одна очень устойчивая легенда и явление среди многих племен северных частей Северной Америки - это то, что называется Вендиго, или также иногда пишется как «Витиго» и также известно как множество других региональных названий. Эти существа предположительно являются злыми духами, которые бродят по земле в поисках плоти, и в преданиях многих племен они одновременно опасны и священны. Одной из выдающихся особенностей этих легенд является то, что они могут овладевать живыми и превращать их в хищных зверей, похожих на вампиров, и в таких исторических сказках нет недостатка. |
Одна серия отчетов Wendigo исходит от 19-го торговца мехом Джорджа Нельсона, который начал свою долгую карьеру в 1802 году, когда он присоединился к торговому предприятию XY Company в Монреале, Квебек. Оттуда он начал долгую и блестящую карьеру в торговле мехом и стал неотъемлемой частью канадской истории, и он дал много информации о своей эпохе в многочисленных тщательно подробных журналах, письмах и мемуарах, которые он написал. Здесь, среди страниц рассказов о его приключениях и жизни на крайнем севере, есть несколько очень своеобразных рассказов о людоедах-вендиго из туземной традиции. Нельсон рассказал о том, что туземцы думали об этом существе, в одном из своих многочисленных писем, написав: |
Есть своего рода болезнь… характерная для кри и сото, которой они испытывают величайший страх и ужас; и, конечно, не без самой серьезной причины, последствия в 49 случаях из 50 являются смертью, к сожалению, для многих, кроме самих субъектов или объектов. Они называют этого Вин-диго... правильное значение которого... Гигант... Достаточно сказать, что Виндиго необычайного размера - Голиаф для них нерожденный младенец... Их голова достигает верхушек самых высоких тополей, они пропорциональны размерами, конечно, они должны быть очень тяжелыми: их походка хоть и величава и величава, но при каждом шаге земля сотрясается. Они часто преследуют свою добычу... невидимо, но они не могут настолько полностью избавиться от всех неурядиц природы, чтобы их приближение не стало известно. Тайный и необъяснимый ужас пронизывает всю систему одного, нескольких или целой банды тех, кого он преследует... Эти Великаны, насколько я могу узнать, обитают где-то около Северного полюса; и даже в этот день часто наносят им нежелательные визиты. Похоже также, что иногда они делегируют свою власть индейцам; и это приводит к тому, что каннибализм... происходит... от своего рода чумы, очень похожей на манию. |
Нельсон также рассказал о том, как люди могут быть заражены или одержимы духом вендиго, и что это обычно происходило, когда член племени занимался каннибализмом, который считался большим грехом и был запрещен среди туземцев. Он объяснил, что лично видел, как люди попадали под это проклятие, и пишет об этом: Я полагаю, что те, кто когда-то охотился на своих собратьев, всегда испытывают сильное желание той же пищи и не так щепетильны в средствах ее добычи. Я видел нескольких, которые были вынуждены принять этот тревожный вариант, и, хотя много лет спустя, мне показалось, что в их глазах дикость, а на их лицах растерянность, очень напоминающая лица отсроченных убийц. |
Нельсон писал о многих своих встречах с этими предполагаемыми вещами Вендиго, а его мемуары и дневники приправлены несколькими странными историями об этом. Одно предположительно произошло в декабре 1812 года, когда он работал на реке Пиджен недалеко от озера Виннипег. Он утверждает, что мужчина кри начал вести себя странно, скрежетать зубами, кричать и стонать и раздеваться догола, чтобы сбежать в ночь. Его дочь и зять уговаривали его вернуться внутрь, но мужчина лишь зарычал, как животное, выразил желание съесть плоть своей замужней дочери, а затем свернулся в позе эмбриона на холоде. Нельсон писал бы: Так он делал каждую ночь в течение месяца, — писал Нельсон, — и каждый раз спал обнаженным; и он не ел, за исключением временами небольшого количества сырого мяса. Днем он был более сдержан, но лицо его имело вид одержимого дьяволом. |
Он рассказал еще одну историю, которая произошла с ним, когда он работал на фактории в Лак-ла-Ронж. Однажды вечером из леса появилась взлохмаченная женщина с дикими глазами, за которой следовала собака, несущая кусок человеческого мяса. Хотя не было никакого способа узнать, было ли это как-то связано с самой женщиной, соплеменники немедленно насторожились, подозревая, что она, возможно, вендиго. Тем не менее они приняли ее с холода, и Нельсон говорит об этом: Вид у нее был изможденный, дикий и расстроенный. Как только она появилась, индейцы сразу поняли, в чем дело; но из милостыни, а также для безопасности и для того, чтобы найти правду, они давали ей есть, главным образом костный жир. Ее ввели в дом — вопросы задавались, как обычно, но ответы были расплывчатыми, неопределенными и противоречивыми. Торговцы накормили женщин хорошей едой, но, хотя она и выглядела проголодавшейся, она лишь притворялась, что ест, засовывая кусочки за воротник платья. Женщина отказалась от угощения. Она принялась целовать и обнимать детей своих хозяев, как это было принято, и не могла скрыть ненасытного аппетита, который возбудила в ней эта любезность. Это вызвало подозрение. Но к этому добавлялось необычайное зловоние, которое она испускала. |
По словам Нельсона, в тот вечер какие-то племенные воины пристально следили за загадочной женщиной, и их мрачные подозрения подтвердились, когда она проснулась посреди ночи, чтобы подойти к одному из спящих детей. По-видимому, один из воинов столкнулся с ней, после чего она рычала, кусала и царапала его, как прожорливое дикое животное, и даже когда он вонзил свой томагавк ей в голову, она продолжала наступать на него невозмутимо, и ее, наконец, убили только после еще несколько воинов присоединились к рукопашной и атаковали в унисон. Нельсон предполагает в своем отчете, что женщина показала необычайную силу для своего размера и выдержала гораздо больше повреждений, чем любой обычный человек, прежде чем наконец упасть. В своих дневниках Нельсон писал, что еще один способ стать вендиго — это вторгнуться в чьи-то сны и соблазнить их, чтобы они стали одним из них, обычно обманом заставляя их есть человеческую плоть. Он напишет об одном из таких рассказов об этом случае, когда туземец в одной из его экспедиций рассказал им, что ему снились эти сны, и умолял остальных убить его, если он начнет превращаться в вендиго, и что он после изменения станет слишком сильным, чтобы его можно было убить. Соплеменники согласились, и когда он начал подавать признаки, они взяли на себя смелость убить его. В какой-то момент, когда они были в лесу, они устроили засаду на пострадавшего и открыли по нему огонь из мушкетов, но пули якобы не возымели действия, заставив их разрубить его на куски томагавками и ледорубами. Затем они положили останки в огонь, но обнаружили, что они необычайно устойчивы к сжиганию. Нельсон написал бы об этом: По его желанию, они собрали большую кучу сухих дров и положили его на нее. Тело скоро сгорело, а сердце осталось целое и целое: оно несколько раз скатилось с Кучи — так же часто его заменяли: страх перестал одолевать их — потом своими ледорубами резали и рубили его на мелкие кусочки, но все же с трудность была съедена!!! |
Эта чрезвычайная стойкость и сложность убийства обычны в историях о Вендиго, а в некоторых версиях говорится, что их можно убить только серебряной пулей, обезглавив или разрубив на куски. Даже в этом случае он иногда не выполняет свою работу, и говорят, что тело необходимо сжечь, иначе оно вернется к жизни. Переводчик с родного языка по имени Луи Гуле написал бы об этом: Индейцы верят, что когда человек вот-вот превратится в вендиго, он или она издает крик, и все, кто находится в пределах слышимости, парализованы. Вам даже не обязательно это слышать, потому что вендиго не виноват, что люди не слышат! Просто нужно быть достаточно близко, вот и все. Крик вендиго парализует людей, и именно так он может съесть целый лагерь, даже если на то, чтобы проглотить всех, уйдет месяц или два! Однако это не самая серьезная часть всего бизнеса. Когда у человека проявляются симптомы вендиго, его нужно убить до того, как действительно произойдут изменения, потому что полноценного вендиго убить сложно! У них ледяные сердца и способность воссоединяться с частями своего тела и возвращаться к жизни, даже после того, как им отрубили голову и разрубили на куски. Лучший способ избавиться от них — заставить католика убить их или зарядить ружье каким-нибудь священным предметом. |
Гуле рассказал личную историю с участием одного из вендиго, когда он был пленником кри. Говорят, что в конце мая 1885 года пожилая женщина племени равнинных кри с захватившим его военным отрядом превратилась в вендиго, и что соплеменники боялись, что она скоро станет слишком могущественной, чтобы ее можно было убить. Гуле даже видел ее своими глазами и писал об этом: Так вот, пока мы стояли лагерем на еловом утесе, пожилая дама в лихорадке начала разглагольствовать и бесноваться, говоря своей дочери, что, если кто-нибудь не покончит с ней, она превратится в вендиго после захода солнца. Что ж, позвольте мне сказать вам, что эти индейцы были напуганы, и не без оснований. Только подумай, вендиго в лагере! Быстрее, кто-то должен был убить старуху прямо сейчас, прежде чем она переоделась! Она сидела на земле на индейский манер, скрестив ноги, сплошь кожа да кости, весила, наверное, меньше ста фунтов. Она была в бреду… Только по ее виду мы решили, что она не настолько опасна, чтобы ее нужно было заковывать в цепи, но индейцы не были так уверены. Поэтому нам пришлось принять все возможные меры предосторожности и приковать ее цепью, прежде чем вывести ее. |
Затем индейцы отвели ее в лес, чтобы казнить, и независимо от того, действительно ли она была одержима вендиго или нет, они, кажется, действительно позаботились о том, чтобы она умерла и осталась мертвой. Мало того, что они размозжили ей голову дубинкой, они также выстрелили в нее несколько раз и обезглавили для верности, стараясь держать голову подальше от тела. Гуле сказал бы об этом: Потом, схватив ее за косы, он попытался перебросить голову через купу ив, но косы зацепились за ветки, и голова так и осталась висеть, а ее уродливое лицо качнулось в трех-четырех футах над землей, внушая слепой ужас. в индейцев, которые убегали так быстро, как только могли их ноги, не рискуя даже оглянуться назад! Без сомнения, старуха была мертва, обезглавлена, но ужасное дело было еще только наполовину сделано, потому что нужно во что бы то ни стало не допустить воссоединения головы с туловищем, иначе старуха может снова ожить, еще более опасная, чем до. Соорудили кучу сухих веток вокруг и поверх туловища, положив голову на кучу и накрыв ее вторым слоем сухих веток. Тогда все работы были подожжены. Суеверные дикари решили, что воскрешения витиго быть не может. |
Торговец мехом по имени Фрэнк Биттон находился на отдаленном посту компании Гудзонова залива, который сейчас является деревушкой Вабиска, Альберта, когда один из кри, с которым он был в компании, объяснил, что один из их племени стал вендиго, и что он следует быть осторожным. Биттон был очень хорошо знаком с этой легендой, поскольку некоторое время жил среди кри, и присоединился к группе с их миссией убить человека, прежде чем он изменится. Канадский историк Филип Х. Годселл объяснил, что случилось с Биттоном, следующим образом: Витиго — злой дух, который вселяется в тело больного человека, превращая его, если только он не будет уничтожен, в каннибала, подвергая опасности жизнь каждого члена группы. Не проходит и весны, как какая-то бродячая группа охотников-кочевников становится одержима идеей, что один из этих духов-каннибалов бродит по окраинам лагеря, стремясь поселиться в теле какого-нибудь больного индейца. Одолжив им дульнозарядные устройства, порох и пули, он отправил их с ужасным поручением. Сначала они изрешечили бедняжку торговыми пулями, а затем, чтобы злой дух снова не вселился в тело и не оживил его, вонзили в него кол, глубоко в глиняный пол каюты. Наконец, чтобы увериться вдвойне, они подожгли здание, выстрелили из ружей, чтобы прогнать затаившихся духов, и поспешили покинуть зловещее место. |
Другой немецкий исследователь и писатель по имени Джордж Коль описал некоторые описания этого явления в своих путевых мемуарах 1859 года «Китчи-гами: странствия по Верхнему озеру»: Мне рассказали о человеке, который бродил по лесам на северном берегу озера. Он был прекрасно известен, и мне даже упоминали его имя. Я узнал, что в суровую зиму он убил и съел свою скво, после чего напал, убил, а также съел девушку. Этот человек всегда ходил на охоту один, и всякий раз, когда видели его каноэ, это зрелище вызывало ужас и тревогу, и весь мир бежал от него. Он был в равной степени обузой для себя, как и для других, и вследствие всех перенесенных им мук он впал в состояние задумчивой меланхолии и страшного поражения мозга. Убийство его жены было результатом бреда, вызванного его страданиями; и теперь, как сообщалось, его мозг совершенно размягчился, и швы на виске начали рассасываться. За ним регулярно охотились, говорили люди, и вскоре он получит от общества мстительную пулю… |
Среди индейцев существует всеобщее предание, согласно которому в первобытные времена существовали гиганты-антропофаги, которых называли виндиго. Народная фантазия настолько занята ими, а также отдельными случаями настоящего каннибализма, что они начинают грезить о них, и эти мечты кое-где вырождаются до такой степени, что человек склоняется к идее что ему суждено стать виндиго. Такие сны сильно различаются. Иногда человеку просто снится, что он должен убить так много людей в течение своей жизни; другой сон добавляет, что он также должен их съесть; и поскольку эти странные существа верят в свои сны, как в звезды, они действуют в соответствии со своими мрачными внушениями. Мания ветра редко возникает спонтанно; он должен иметь своих предшественников и степени. Если человек живет далеко от мира, если он кажется меланхоликом и его мучают злые сны, то люди начинают опасаться, что он может кончить виндиго, и на него самого нападают фаталистические опасения, и он навстречу мрачной судьбе. Иногда, когда мужчина ссорится со своей женой, он говорит: «Скво, береги себя. Ты заведешь меня так далеко, что я поверну виндиго»... |
Они верят, что у виндиго есть взаимопонимание со злыми духами, которые им помогают. Следовательно, виндиго может продолжаться долго, прежде чем на него обрушится наказание и появится мститель. Они воображают, что настоящего виндиго очень трудно убить, и что, чтобы уничтожить его основательно, его надо растерзать. В противном случае он легко может снова ожить. Канадский путешественник по имени Ле Риш однажды был занят рыбалкой возле своей хижины. Он поставил одну сеть и делал другую на берегу. Вдруг, подняв глаза, он, к своему ужасу, увидел странную женщину, старую ведьму, une femme windigo, стоящую в воде возле его сети. Она доставала рыбу, которую он только что поймал, и ела ее сырой. Ле Риш в ужасе схватил пистолет и убил ее на месте. Тут из соседнего вигвама выбежали его скво и закричали: «Ниш!» — (такое имя получил Ле Риш, так как индейцы не выговаривают букву «р») — «Ниш! Немедленно зарежьте ее, иначе она снова оживет, и нам всем будет плохо». Но, кажется, здесь натренированы глаза и умы людей, ибо другой полукровка рассказывал мне, как он встретил виндиго и тут же выстрелил в него, как в гремучую змею. |
Довольно ужасный и душераздирающий рассказ рассказал торговец мехом Александр Генрих Старший, который зимой 1766 года был на Верхнем озере и написал довольно странный рассказ в своей автобиографии 1809 года «Путешествия и приключения в Канаде и на индейских территориях между 1760-1776 годы: Пробыв здесь две недели, к нам присоединился отряд индейцев, бегущих, как и мы, от голода. Два дня спустя из леса вышел один молодой индеец и сообщил, что он оставил семью, к которой принадлежал, в голодном состоянии и не в состоянии из-за их слабости и истощения продолжить свое путешествие к заливу. Внешний вид этого юноши был ужасен; и от его убогой фигуры исходил смрад, который никто из нас не мог вынести. Его приезд поразил наш лагерь ужасом и беспокойством; и вскоре ко мне пришли индейцы и сказали, что они подозревают, что он ел человеческое мясо, и даже что он убил и съел семью, которую он якобы оставил после себя. Эти обвинения на допросе он отрицал; но не без такой двусмысленности в его ответах, чтобы усилить презумпцию против него. Вследствие этого индейцы решили пройти по его следу день пути; заметив, что они должны быть в состоянии узнать из его лагерей, виновен он или нет. На следующий день они вернулись, принеся с собой человеческую руку и череп. Руку оставили жарить перед огнем, а кишки, извлеченные из тела, из которого она была вырезана, висели свежими на соседнем дереве. |
Юноша, узнав об этих открытиях и допрошенный, сознался в преступлении, в котором его обвиняли. Из рассказа, который он теперь начал излагать, следовало, что семья состояла из его дяди и тети, их четверых детей и его самого. Одним из детей был мальчик пятнадцати лет. Дядя его, выстрелив в нескольких охотничьих зверей, всех промахнув, впал в уныние и убедил себя, что на его гибель была воля Великого Духа. В таком состоянии он попросил жену убить его. Женщина отказалась подчиниться; но два юноши, один из них, как было сказано, племянник, а другой сын несчастного, договорились между собой убить его, чтобы помешать, как наш осведомитель хотел, чтобы мы поверили, он убил их. Выполняя свою гнусную цель, они пожирали тело; Когда голод настиг их еще сильнее, они последовательно убили трех младших детей, чьей плотью питались некоторое время и с частью которых отцеубийцы в конце концов отправились к озеру, оставив женщину, которая была слишком слаба, чтобы путешествие, к ее судьбе. По дороге их грязная пища не удалась; юноша перед нами убил своего товарища; и это была часть останков этой последней жертвы, которая была обнаружена при пожаре. |
Индийцы придерживаются мнения, что человек, однажды сделавший своей пищей человеческое мясо, уже никогда не удовлетворится никакой другой пищей. Вероятно, мы видели вещи в какой-то мере через наши предрассудки; но я признаю, что этот неприятный предмет явился для проверки доктрины. Он не ел с удовольствием ничего из того, что ему давали; но, будучи равнодушным к приготовленной пище, он неотрывно глядел на детей, находившихся в индейской палатке, и часто восклицал: «Какие они толстые!» Возможно, не было ничего противоестественного в том, что после долгого знакомства не с человеческим обликом, а с таким, какой изможденный и бледный от недостатка пищи, взгляд человека должен быть почти прикован ко всему, где несчастье не сделало таких набегов, и еще более к цветению и пухлости детства; и восклицание могло быть самым невинным и могло исходить из невольного и непобедимого чувства восхищения. Как бы то ни было, его поведение считалось, и не менее естественно, отмеченным самыми тревожными симптомами; и индейцы, опасаясь, что он станет охотиться на их детей, решили казнить его. Они сделали это на следующий день одним ударом топора, направленного ему сзади в голову, о приближении которого он не имел ни малейшего представления. Все это действительно любопытные сведения, и подобных им гораздо больше. Что нам делать с такими счетами? Это все просто жуткие предания коренных жителей или, возможно, в этом есть что-то большее? Как бы то ни было, эти и подобные им случаи, безусловно, проливают свет на некоторые странные уголки истории и служат для дальнейшего взгляда в легенды о вендиго этих народов. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|