МК-Ультра и другие операции по манипулированию сознанием
Хотя коллективное разведывательное сообщество США, военные и правительство предприняли бесчисленное количество официальных (и неофициальных) проектов, имеющих отношение как к контролю, так и к манипулированию сознанием, без всякого сомнения, самым печально известным из всех был проект МК-Ультра: тайная операция, проводившаяся Управлением научной разведки ЦРУ и начавшаяся в эпоху холодной войны в начале 1950-х годов. Чтобы продемонстрировать уровень секретности, окружавший проект МК-Ультра, несмотря на то, что он стартовал на заре пятидесятых годов, его существование было практически неизвестно за пределами мира разведки до 1975 года. Именно тогда Комитет Черча и Комиссия Рокфеллера начали их собственные расследования деятельности ЦРУ, связанной с контролем над разумом - отчасти для того, чтобы определить, было ли (A) вовлечено ли ЦРУ в незаконную деятельность, (B) были ли нарушены личные права граждан и (C) были ли рассматриваемые проекты привели к человеческим жертвам, что они, несомненно, и, к сожалению, сделали. Довольно удобно и весьма подозрительно в разгар расследования в 1975 году утверждалось, что двумя годами ранее, в 1973 году, директор ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить файлы ЦРУ МК-Ультра. К счастью, это не остановило Комитет Черча или Комиссию Рокфеллера, у которых хватило мужества и упорства продолжить свои расследования, полагаясь на показания под присягой игроков в МК-Ультра, где документация больше не была доступна для изучения и оценки.
Развернувшаяся история была одновременно темной и тревожной — в равной степени. Действительно, масштаб проекта, а также связанных с ним операций, был изложен в документе от августа 1977 года, озаглавленном «Сенатские слушания МК-Ультра», который был подготовлен Специальным комитетом Сената по разведке и Комитетом по кадрам в результате его зондирование в секретный мир ЦРУ. Позже мы многое узнаем об откровениях 1977 года. Но, во-первых, давайте остановимся на эпохе после Второй мировой войны. В одном из ныне рассекреченных документов по МК-Ультра говорится: «Программы исследований и разработок по поиску материалов, которые можно было бы использовать для изменения человеческого поведения, были инициированы в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Эти экспериментальные программы первоначально включали тестирование лекарств с участием разумных людей и завершились испытаниями с участием ничего не подозревающих людей. Эти тесты были разработаны для определения потенциального воздействия химических или биологических агентов при их оперативном применении против лиц, не знающих, что они получили наркотик».
Затем комитет обратил свое внимание на чрезмерную секретность, которая окружала эти проекты начала 1940-х/1950-х годов: «Программы испытаний считались очень секретными для управляющих ими спецслужб. Немногие люди, даже в агентствах, знали о программах, и нет никаких свидетельств того, что исполнительная власть или Конгресс когда-либо были проинформированы о них. Чрезвычайно разрозненный характер этих программ можно частично объяснить замечанием, сделанным Генеральным инспектором ЦРУ, что «знание того, что Агентство занимается неэтичной и незаконной деятельностью, имело бы серьезные последствия в политических и дипломатических кругах и нанесло бы ущерб выполнение своих задач». Программы исследований и разработок, и особенно программы тайных испытаний, привели к массовым нарушениям прав американских граждан, а иногда и к трагическим последствиям. В качестве главного доказательства этого Комитет раскрыл детали смерти двух американцев, которые были твердо приписаны рассматриваемым программам; в то время как другие участники программ испытаний, как сообщалось, все еще страдали от остаточных эффектов испытаний еще в середине 1970-х годов. И как резко отметил Комитет: «Хотя некоторые контролируемые испытания этих веществ можно было бы защитить, характер испытаний, их масштабы и тот факт, что они продолжались в течение многих лет после того, как опасность тайного введения ЛСД невольным лицам стала известна, продемонстрировать фундаментальное пренебрежение ценностью человеческой жизни. И это было гораздо больше:
Расследование Специального комитета по испытанию и использованию химических и биологических агентов также подняло серьезные вопросы об адекватности процедур управления и контроля в Центральном разведывательном управлении и военной разведке, а также о характере отношений между разведывательными органами, другими правительственными учреждениями. агентства, а также частные учреждения и отдельные лица, которые также были связаны с ранними исследованиями по контролю над разумом. Например, Комитет был крайне обеспокоен, узнав, что в отношении проектов по контролю над сознанием и манипулированию сознанием обычный административный контроль со стороны ЦРУ был противоречиво — и полностью — отменен для программ с использованием химических и биологических агентов — якобы для защиты их безопасности; но, скорее всего, для защиты тех сотрудников ЦРУ, которые знали, что они на грани (если не на полном превышении) нарушения закона. И так продолжалось десятилетиями. По словам главы ревизионного отдела ЦРУ, эти отказы привели к «грубым административным ошибкам». Они не позволяли внутренним контрольным механизмам ЦРУ (Управлению главного юрисконсульта, Генеральному инспектору и ревизионному персоналу) надлежащим образом контролировать программы. И в целом отказы имели парадоксальный эффект, заключающийся в обеспечении менее ограничительного административного контроля и менее эффективной внутренней проверки спорных и весьма деликатных проектов, чем те, которые регулируют обычную деятельность Агентства.
Безопасность программ контроля сознания была защищена не только отказом от обычного административного контроля, но и высокой степенью разделения внутри ЦРУ. Это разделение исключило медицинский персонал ЦРУ из основной программы исследований и испытаний с использованием химических и биологических агентов. Это также могло привести к тому, что политики агентства получали разные и непоследовательные ответы, когда они задавали вопросы задействованному компоненту ЦРУ. Интересно, что далее Комитет узнал, что дух сотрудничества и взаимного обмена информацией (особенно между ЦРУ и военными), который первоначально характеризовал программы, исчез очень быстро. Военные испытатели скрывали от ЦРУ информацию, игнорируя предложения начальства по координации. Точно так же ЦРУ не смогло предоставить военным информацию о программе испытаний ЦРУ. Этот отказ от сотрудничества ярко проявился в попытке армии скрыть от ЦРУ свою программу испытаний за границей, которая включала тайное введение ЛСД. Узнав о армейской программе, Агентство тайно попыталось получить о ней подробности. Но, возможно, следующее заявление Комитета демонстрирует уровень противоречий, который окружал — и все еще окружает — вопрос о проектах, основанных на контроле над разумом:
«Решение об организации одного из армейских проектов полевых испытаний ЛСД было основано, по крайней мере частично, на выводах о том, что введение препарата никогда не приводило к каким-либо долгосрочным остаточным эффектам. Неспособность ЦРУ проинформировать армию о смерти, наступившей в результате тайного введения ЛСД ничего не подозревающим американцам, вполне могла привести к созданию ненужной и потенциально смертельной программы». Комитет добавил: «Разработка, тестирование и использование химических и биологических агентов разведывательными службами поднимает серьезные вопросы об отношениях между разведывательным сообществом и иностранными правительствами, другими агентствами федерального правительства, а также другими учреждениями и отдельными лицами. нарушать американские и иностранные законы к возможной компрометации неприкосновенности государственных и частных учреждений, используемых спецслужбами в качестве прикрытия». Хотя МК-Ультра была, безусловно, самой печально известной из всех инициированных ЦРУ программ по контролю над разумом, она была далеко не единичной: многочисленные подпроекты, постпроекты и операции, инициированные совершенно разными агентствами, были доведены до конца. внимание Комитета. Одним из них был Project Chatter. Он работал почти в тандеме с МК-Ультра, который Комитет описал следующим образом:
«Проект Chatter был программой военно-морского флота, которая началась осенью 1947 года. В ответ на сообщения об удивительных результатах, достигнутых Советами в использовании наркотиков правды, программа сосредоточилась на выявлении и тестировании таких наркотиков для использования в допросах и при вербовке. агентов. Исследование включало лабораторные эксперименты на животных и людях с использованием Anabasis aphylla, скополамина и мескалина, чтобы определить их способности вызывать речь. В рамках проекта проводились зарубежные эксперименты. Проект значительно расширился во время Корейской войны и завершился вскоре после войны, в 1953 году». Потом были проекты Bluebird и Artichoke. Комитет снова копнул глубже и обнаружил некоторые противоречивые и поучительные данные и свидетельства: «Самая ранняя из крупных программ ЦРУ, связанных с использованием химических и биологических агентов, проект «Синяя птица», был одобрен директором в 1950 году. Его целями были: (а) обнаружение средств кондиционирования персонала для предотвращения несанкционированного извлечения информации из него известными средствами, (б) исследование возможности контроля над человеком путем применения специальных методов допроса, (в) улучшение памяти и (d) создание защитных средств для предотвращения враждебного контроля над персоналом Агентства».
Комитет добавил в отношении Bluebird: «В результате допросов, проведенных за границей в ходе проекта, была добавлена еще одна цель — оценка оскорбительного использования нетрадиционных методов допроса, включая гипноз и наркотики. В августе 1951 года проект был переименован в «Артишок». Проект «Артишок» включал в себя внутренние эксперименты по методам допроса, проводимые «под медицинским контролем и контролем безопасности, которые гарантировали бы, что лицам, добровольно принимавшим участие в экспериментах, не был нанесен ущерб». Допросы за границей с использованием комбинации пентотала натрия и гипноза после физического и психиатрического обследования субъектов также были частью Artichoke». Управление научной разведки ЦРУ (OSI), которое изучало научные достижения потенциально враждебных иностранных держав, изначально руководило усилиями Bluebird и Artichoke. Однако в 1952 году общая ответственность за Артишок была передана от OSI Управлению инспекции и безопасности (I&SO), предшественнику современного Управления безопасности.
Технические службы и медицинский персонал ЦРУ должны были вызываться по мере необходимости; в то время как OSI сохранит функцию связи с другими государственными учреждениями. Смена руководства с разведывательного подразделения на оперативное, по-видимому, отразила смену акцентов; от изучения действий враждебных сил до применения как в наступательных, так и в оборонительных целях специальных методов допроса — прежде всего гипноза и сывороток правды. Представители каждого подразделения Агентства, участвующего в Artichoke, собирались почти ежемесячно, чтобы обсудить свои успехи. Эти обсуждения включали планирование допросов за границей, а также дальнейшие спорные эксперименты в континентальной части Соединенных Штатов Америки. Интересно, что Комитет отметил, что: «Информация о проекте «Артишок» после осени 1953 года скудна. ЦРУ утверждает, что проект завершился в 1956 году, но данные свидетельствуют о том, что Управление безопасности и Управление медицинских служб использовали методы «специального допроса» еще несколько лет после этого». И почему я не удивлен?
MK-Naomi была еще одной крупной программой ЦРУ в этой области. В 1967 году ЦРУ резюмировало цели МК-Наоми следующим образом: «(а) Обеспечить тайную базу поддержки для удовлетворения секретных оперативных требований. (b) Накопить серьезно выводящие из строя и смертоносные материалы для специального использования TSD [Отдел технических служб]. (c) Поддерживать в оперативной готовности специальные и уникальные предметы для распространения биологических и химических материалов. (d) Обеспечить необходимый надзор, испытания, модернизацию и оценку материалов и изделий, чтобы гарантировать отсутствие дефектов и полную предсказуемость результатов, ожидаемых в условиях эксплуатации». По соглашению, достигнутому с армией в 1952 году, Отдел специальных операций (SOD) в Форт-Детрике должен был помогать ЦРУ в разработке, тестировании и обслуживании биологических агентов и систем доставки, некоторые из которых были непосредственно связаны с экспериментами по контролю над разумом. По этому соглашению ЦРУ наконец приобрело знания, навыки и возможности армии для разработки биологического оружия, специально подходящего для использования ЦРУ. Комитет также отметил:
«SOD разработала дротики, покрытые биологическими агентами, и таблетки, содержащие несколько различных биологических агентов, которые могли сохранять активность в течение недель или месяцев. SOD разработала специальный пистолет для стрельбы дротиками, покрытыми химическим веществом, которое могло позволить агентам ЦРУ выводить из строя сторожевую собаку, тайно проникать на объект и возвращать собаку в сознание при выходе. Ученые SOD не смогли разработать аналогичный инкапаситант [так в оригинале] для людей. SOD также физически передавал персоналу ЦРУ биологические агенты в «рассыпном» виде и устройства доставки, в том числе некоторые из них содержали биологические агенты». Так и начались программы.