МК-Ультра и другие операции по манипулированию сознанием
|
Хотя коллективное разведывательное сообщество США, военные и правительство предприняли бесчисленное количество официальных (и неофициальных) проектов, имеющих отношение как к контролю, так и к манипулированию сознанием, без всякого сомнения, самым печально известным из всех был проект МК-Ультра: тайная операция, проводившаяся Управлением научной разведки ЦРУ и начавшаяся в эпоху холодной войны в начале 1950-х годов. Чтобы продемонстрировать уровень секретности, окружавший проект МК-Ультра, несмотря на то, что он стартовал на заре пятидесятых годов, его существование было практически неизвестно за пределами мира разведки до 1975 года. Именно тогда Комитет Черча и Комиссия Рокфеллера начали их собственные расследования деятельности ЦРУ, связанной с контролем над разумом - отчасти для того, чтобы определить, было ли (A) вовлечено ли ЦРУ в незаконную деятельность, (B) были ли нарушены личные права граждан и (C) были ли рассматриваемые проекты привели к человеческим жертвам, что они, несомненно, и, к сожалению, сделали. Довольно удобно и весьма подозрительно в разгар расследования в 1975 году утверждалось, что двумя годами ранее, в 1973 году, директор ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить файлы ЦРУ МК-Ультра. К счастью, это не остановило Комитет Черча или Комиссию Рокфеллера, у которых хватило мужества и упорства продолжить свои расследования, полагаясь на показания под присягой игроков в МК-Ультра, где документация больше не была доступна для изучения и оценки. |
Развернувшаяся история была одновременно темной и тревожной — в равной степени. Действительно, масштаб проекта, а также связанных с ним операций, был изложен в документе от августа 1977 года, озаглавленном «Сенатские слушания МК-Ультра», который был подготовлен Специальным комитетом Сената по разведке и Комитетом по кадрам в результате его зондирование в секретный мир ЦРУ. Позже мы многое узнаем об откровениях 1977 года. Но, во-первых, давайте остановимся на эпохе после Второй мировой войны. В одном из ныне рассекреченных документов по МК-Ультра говорится: «Программы исследований и разработок по поиску материалов, которые можно было бы использовать для изменения человеческого поведения, были инициированы в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Эти экспериментальные программы первоначально включали тестирование лекарств с участием разумных людей и завершились испытаниями с участием ничего не подозревающих людей. Эти тесты были разработаны для определения потенциального воздействия химических или биологических агентов при их оперативном применении против лиц, не знающих, что они получили наркотик». |
Затем комитет обратил свое внимание на чрезмерную секретность, которая окружала эти проекты начала 1940-х/1950-х годов: «Программы испытаний считались очень секретными для управляющих ими спецслужб. Немногие люди, даже в агентствах, знали о программах, и нет никаких свидетельств того, что исполнительная власть или Конгресс когда-либо были проинформированы о них. Чрезвычайно разрозненный характер этих программ можно частично объяснить замечанием, сделанным Генеральным инспектором ЦРУ, что «знание того, что Агентство занимается неэтичной и незаконной деятельностью, имело бы серьезные последствия в политических и дипломатических кругах и нанесло бы ущерб выполнение своих задач». Программы исследований и разработок, и особенно программы тайных испытаний, привели к массовым нарушениям прав американских граждан, а иногда и к трагическим последствиям. В качестве главного доказательства этого Комитет раскрыл детали смерти двух американцев, которые были твердо приписаны рассматриваемым программам; в то время как другие участники программ испытаний, как сообщалось, все еще страдали от остаточных эффектов испытаний еще в середине 1970-х годов. И как резко отметил Комитет: «Хотя некоторые контролируемые испытания этих веществ можно было бы защитить, характер испытаний, их масштабы и тот факт, что они продолжались в течение многих лет после того, как опасность тайного введения ЛСД невольным лицам стала известна, продемонстрировать фундаментальное пренебрежение ценностью человеческой жизни. И это было гораздо больше: |
Расследование Специального комитета по испытанию и использованию химических и биологических агентов также подняло серьезные вопросы об адекватности процедур управления и контроля в Центральном разведывательном управлении и военной разведке, а также о характере отношений между разведывательными органами, другими правительственными учреждениями. агентства, а также частные учреждения и отдельные лица, которые также были связаны с ранними исследованиями по контролю над разумом. Например, Комитет был крайне обеспокоен, узнав, что в отношении проектов по контролю над сознанием и манипулированию сознанием обычный административный контроль со стороны ЦРУ был противоречиво — и полностью — отменен для программ с использованием химических и биологических агентов — якобы для защиты их безопасности; но, скорее всего, для защиты тех сотрудников ЦРУ, которые знали, что они на грани (если не на полном превышении) нарушения закона. И так продолжалось десятилетиями. По словам главы ревизионного отдела ЦРУ, эти отказы привели к «грубым административным ошибкам». Они не позволяли внутренним контрольным механизмам ЦРУ (Управлению главного юрисконсульта, Генеральному инспектору и ревизионному персоналу) надлежащим образом контролировать программы. И в целом отказы имели парадоксальный эффект, заключающийся в обеспечении менее ограничительного административного контроля и менее эффективной внутренней проверки спорных и весьма деликатных проектов, чем те, которые регулируют обычную деятельность Агентства. |
Безопасность программ контроля сознания была защищена не только отказом от обычного административного контроля, но и высокой степенью разделения внутри ЦРУ. Это разделение исключило медицинский персонал ЦРУ из основной программы исследований и испытаний с использованием химических и биологических агентов. Это также могло привести к тому, что политики агентства получали разные и непоследовательные ответы, когда они задавали вопросы задействованному компоненту ЦРУ. Интересно, что далее Комитет узнал, что дух сотрудничества и взаимного обмена информацией (особенно между ЦРУ и военными), который первоначально характеризовал программы, исчез очень быстро. Военные испытатели скрывали от ЦРУ информацию, игнорируя предложения начальства по координации. Точно так же ЦРУ не смогло предоставить военным информацию о программе испытаний ЦРУ. Этот отказ от сотрудничества ярко проявился в попытке армии скрыть от ЦРУ свою программу испытаний за границей, которая включала тайное введение ЛСД. Узнав о армейской программе, Агентство тайно попыталось получить о ней подробности. Но, возможно, следующее заявление Комитета демонстрирует уровень противоречий, который окружал — и все еще окружает — вопрос о проектах, основанных на контроле над разумом: |
«Решение об организации одного из армейских проектов полевых испытаний ЛСД было основано, по крайней мере частично, на выводах о том, что введение препарата никогда не приводило к каким-либо долгосрочным остаточным эффектам. Неспособность ЦРУ проинформировать армию о смерти, наступившей в результате тайного введения ЛСД ничего не подозревающим американцам, вполне могла привести к созданию ненужной и потенциально смертельной программы». Комитет добавил: «Разработка, тестирование и использование химических и биологических агентов разведывательными службами поднимает серьезные вопросы об отношениях между разведывательным сообществом и иностранными правительствами, другими агентствами федерального правительства, а также другими учреждениями и отдельными лицами. нарушать американские и иностранные законы к возможной компрометации неприкосновенности государственных и частных учреждений, используемых спецслужбами в качестве прикрытия». Хотя МК-Ультра была, безусловно, самой печально известной из всех инициированных ЦРУ программ по контролю над разумом, она была далеко не единичной: многочисленные подпроекты, постпроекты и операции, инициированные совершенно разными агентствами, были доведены до конца. внимание Комитета. Одним из них был Project Chatter. Он работал почти в тандеме с МК-Ультра, который Комитет описал следующим образом: |
«Проект Chatter был программой военно-морского флота, которая началась осенью 1947 года. В ответ на сообщения об удивительных результатах, достигнутых Советами в использовании наркотиков правды, программа сосредоточилась на выявлении и тестировании таких наркотиков для использования в допросах и при вербовке. агентов. Исследование включало лабораторные эксперименты на животных и людях с использованием Anabasis aphylla, скополамина и мескалина, чтобы определить их способности вызывать речь. В рамках проекта проводились зарубежные эксперименты. Проект значительно расширился во время Корейской войны и завершился вскоре после войны, в 1953 году». Потом были проекты Bluebird и Artichoke. Комитет снова копнул глубже и обнаружил некоторые противоречивые и поучительные данные и свидетельства: «Самая ранняя из крупных программ ЦРУ, связанных с использованием химических и биологических агентов, проект «Синяя птица», был одобрен директором в 1950 году. Его целями были: (а) обнаружение средств кондиционирования персонала для предотвращения несанкционированного извлечения информации из него известными средствами, (б) исследование возможности контроля над человеком путем применения специальных методов допроса, (в) улучшение памяти и (d) создание защитных средств для предотвращения враждебного контроля над персоналом Агентства». |
Комитет добавил в отношении Bluebird: «В результате допросов, проведенных за границей в ходе проекта, была добавлена еще одна цель — оценка оскорбительного использования нетрадиционных методов допроса, включая гипноз и наркотики. В августе 1951 года проект был переименован в «Артишок». Проект «Артишок» включал в себя внутренние эксперименты по методам допроса, проводимые «под медицинским контролем и контролем безопасности, которые гарантировали бы, что лицам, добровольно принимавшим участие в экспериментах, не был нанесен ущерб». Допросы за границей с использованием комбинации пентотала натрия и гипноза после физического и психиатрического обследования субъектов также были частью Artichoke». Управление научной разведки ЦРУ (OSI), которое изучало научные достижения потенциально враждебных иностранных держав, изначально руководило усилиями Bluebird и Artichoke. Однако в 1952 году общая ответственность за Артишок была передана от OSI Управлению инспекции и безопасности (I&SO), предшественнику современного Управления безопасности. |
Технические службы и медицинский персонал ЦРУ должны были вызываться по мере необходимости; в то время как OSI сохранит функцию связи с другими государственными учреждениями. Смена руководства с разведывательного подразделения на оперативное, по-видимому, отразила смену акцентов; от изучения действий враждебных сил до применения как в наступательных, так и в оборонительных целях специальных методов допроса — прежде всего гипноза и сывороток правды. Представители каждого подразделения Агентства, участвующего в Artichoke, собирались почти ежемесячно, чтобы обсудить свои успехи. Эти обсуждения включали планирование допросов за границей, а также дальнейшие спорные эксперименты в континентальной части Соединенных Штатов Америки. Интересно, что Комитет отметил, что: «Информация о проекте «Артишок» после осени 1953 года скудна. ЦРУ утверждает, что проект завершился в 1956 году, но данные свидетельствуют о том, что Управление безопасности и Управление медицинских служб использовали методы «специального допроса» еще несколько лет после этого». И почему я не удивлен? |
MK-Naomi была еще одной крупной программой ЦРУ в этой области. В 1967 году ЦРУ резюмировало цели МК-Наоми следующим образом: «(а) Обеспечить тайную базу поддержки для удовлетворения секретных оперативных требований. (b) Накопить серьезно выводящие из строя и смертоносные материалы для специального использования TSD [Отдел технических служб]. (c) Поддерживать в оперативной готовности специальные и уникальные предметы для распространения биологических и химических материалов. (d) Обеспечить необходимый надзор, испытания, модернизацию и оценку материалов и изделий, чтобы гарантировать отсутствие дефектов и полную предсказуемость результатов, ожидаемых в условиях эксплуатации». По соглашению, достигнутому с армией в 1952 году, Отдел специальных операций (SOD) в Форт-Детрике должен был помогать ЦРУ в разработке, тестировании и обслуживании биологических агентов и систем доставки, некоторые из которых были непосредственно связаны с экспериментами по контролю над разумом. По этому соглашению ЦРУ наконец приобрело знания, навыки и возможности армии для разработки биологического оружия, специально подходящего для использования ЦРУ. Комитет также отметил: |
«SOD разработала дротики, покрытые биологическими агентами, и таблетки, содержащие несколько различных биологических агентов, которые могли сохранять активность в течение недель или месяцев. SOD разработала специальный пистолет для стрельбы дротиками, покрытыми химическим веществом, которое могло позволить агентам ЦРУ выводить из строя сторожевую собаку, тайно проникать на объект и возвращать собаку в сознание при выходе. Ученые SOD не смогли разработать аналогичный инкапаситант [так в оригинале] для людей. SOD также физически передавал персоналу ЦРУ биологические агенты в «рассыпном» виде и устройства доставки, в том числе некоторые из них содержали биологические агенты». Так и начались программы. |
Источник |