США: ДНК Бога. Биологи ставят эксперимент по примирению науки и веры
|
|
Художник-концептуалист Джонатон Китс (Jonathon Keats) из Сан-Франциско занят экзотической работой – он вычисляет ДНК Бога. Китс сошёл с ума? Возможно. Но вот загадка: почему ему помогают учёные из нескольких университетов и институтов США?
|
|
Мистер Китс намерен доказать, что вера и наука – не противоречат друг другу. Сколько уже людей "сломало шею" на этом, скажем прямо, неблагодарном занятии. Но, думаем, курьёзное исследование художника заслуживает некоторого внимания.
|
|
Он пробует применить строгий научный подход к разрешению совершенно абсурдных вопросов. Если Бог создал людей по своему образу и подобию, применимо ли к нему понятие ДНК, и куда следует поместить Бога на современном древе жизни?
|
|
Разве не в его основание? Не совсем так. Китс рассматривает божественное с точки зрения биологии и полагает – для этой категории сущего необходимо создать новую ветвь на дереве жизни.
|
|
Кстати, по научному это "растение" называется "филогенетическая карта".
|
|
Все живые существа на планете представляют крошечные листочки этого "дерева", а самая крупная единица деления дерева – это три ветви: "Archaea", "Bacteria" и "Eucarya".
|
|
Гигантские животное и растительное царства – части последней ветви.
|
|
Джонатон предложил назвать новую основную ветвь "Divinea" (включающую всех богов всех религий), а также ввёл новый вид – Diveneus deus, подразумевая под ним монотеистического бога.
|
|
Теперь художник занят странным исследованием: он пытается выяснить, к какой из прежних ветвей генетически ближе новая "божественная" ветвь.
|
|
Вопрос не совсем уж абсурдный, если, конечно, принять игру с рассмотрением Бога как организма.
|
|
Если прав Дарвин, рассуждает Китс, Бог должен быть больше похож на цианобактерии (они же – сине-зелёные водоросли) – самый древний организм, из известных нам.
|
|
Если правы креационисты – то люди (или, скажем, обычные плодовые мушки – fruit fly) окажутся ближе к Богу по своему генетическому коду. Про сверхъестественные качества – не говорим.
|
|
Бред? Похоже на то. Однако в затее художника приняли участие вполне серьёзные учёные – зоолог Марк Моффет (Mark Moffett) из Смитсоновского общества (Smithsonian Institution) и генетик Том Клин (Tom Cline) из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley).
|
|
"Обычно, чтобы узнать положение вида на филогенетическом дереве, нужно проанализировать его геномом, – без тени улыбки поясняет художник. – Но никто, с кем я общался, увы, не имел образца ДНК Бога".
|
|
Тогда Китс придумал оригинальный ход. В чашки Петри и прочие пробирки исследователи поместили цианобактерии и плодовых мушек.
|
|
Последние он взял из тех соображений, что биологически они куда ближе к людям, чем бактерии, а людей – увы – поместить в пробирки никак нельзя.
|
|
Зато и бактерии, и мушки отличаются быстрым воспроизводством, что важно для опытов.
|
|
Всего было четыре группы живых существ: цианобактерии подопытные и контрольные, мушки подопытные и контрольные.
|
|
Всех поместили в одинаковые условия (температура, свет), но подопытным давали слушать... записи молитв.
|
|
Разных: иудейских, мусульманских и христианских. Контрольные бактерии и мушки слушали всякую ерунду – FM-радиостанции.
|
|
Китс предположил, что молитвы должны хоть капельку приблизить животных и бактерии к божеству – с точки зрения эволюции изменить их геном.
|
|
Каким образом? "Божественной мутацией". Но как понять, стали ли подопытные организмы хоть на малую капельку ближе к Богу? Как и в любом научном исследовании – по признакам.
|
|
Из известных нам признаков Бога Китс выделил два – всемогущество и вездесущность. Проверить могущество мушек и бактерий автор этого исследования не мог, зато приблизительным аналогом вездесущности посчитал темп воспроизводства.
|
|
Опыт продолжался семь дней и ночей, после чего соратники по "научной теологии" подсчитали число организмов в колбах и норму их воспроизводства.
|
|
Оказалось, и правда, одноклеточных водорослей и мушек, выставленных на семь суток под обработку молитвой, было намного больше, чем в контрольной группе (исходное их число было одинаковым).
|
|
Увы, соотнести между собой темп размножения мушек и цианобактерий друзья не смогли, а значит, не решили пока – куда поместить Бога на дереве жизни. Но всё равно посчитали такое начало многообещающим и решили продолжить эксперименты.
|
|
А чтобы развивать и продвигать свою идею, Китс создал Международную ассоциацию Божественной таксономии (International Association for Divine Taxonomy). Правда, пока в неё вошло очень мало людей.
|
|
Безотносительно результата дальнейших, столь же странных, опытов, Китс поясняет, что главная цель его деятельности заключается в другом: наглядно показать, что классическая наука и религия (а ещё точнее – их представители) могут жить мирно и находить точки соприкосновения.
|
|
Ведь верующие, обычно, не признают научного подхода к вопросу – что есть Бог, а учёные не считают религиозные догмы источником знаний.
|
|
Закономерно, впрочем, что пока Китс добился лишь одного случая яркого единения клерикалов и маститых учёных.
|
|
И те, и другие поспешили вылить на работу художника и его друзей-биологов ушат помоев.
|
|
|
|
|
Аккумулятор Новостей, 09:51 29.09.2004
|
Источник: Мembrana
|