Убийцы бродят по морям
|
Гигантские волны высотой с пятиэтажку топят до ста кораблей в год
|
|
Спутники европейского аэрокосмического агентства ESA, которые должны были развеять миф о гигантских "волнах-убийцах", или «шатунах», гуляющих по океанам и, якобы, топящих даже крупные танкеры и сухогрузы, на днях документально подтвердили существование подобного явления. Его природа по сей день остается загадкой для ученых, заявил журналистам специалист ESA Арнольд Дифайнер.
|
|
|
|
- С развитием мореплавания все чаще стали появляться сообщения очевидцев об огромных - высотой в 20-30 метров - волнах, разгуливающих на просторах мировых океанов даже в ясную погоду и вдали от берега, - рассказал ученый. - Эти волны якобы стали причиной затопления многих крупных судов, однако документальных свидетельств тому пока что не было. Исследователи предполагали, что большая часть этих фактов – результат деятельности цунами или подводных землетрясений, а то и вовсе выдумка впечатлительных морских туристов.
|
|
Однако статистика – упрямая вещь: за последние два десятилетия в морях и океанах под воду ушло более 200 крупных и более тысячи небольших судов, и почти в половине случаев причина затопления неизвестна. Каждый год в океанах тонет более ста кораблей. Значит, существует какое-то явление, природа которого неясна.
|
|
С этой целью ESA направило радары спутников ERS-1 и ERS-2 на просторы судоходной Атлантики, и в течение трех недель они делали снимки поверхности океана на площади 10 на 5 км. За этот срок они сделали 30 тысяч снимков и зафиксировали более десятка гигантских волн высотой до 30 метров. Поначалу это казалось невероятным. При полном штиле и вода внезапно «закипала», и в течение долей секунд над ней поднималась глыба, способная поглотить пятиэтажный дом. Поднявшись во весь исполинский рост, махина так же неожиданно уходила назад…
|
|
За этот период в южной Атлантике произошло два инцидента с "шатунами": 30-метровая волна зацепила находившиеся неподалеку друг от друга круизные лайнеры «Бремен» и «Калейдониан Стар», выбив все стекла на капитанских мостиках. В результате удара волны у одного из кораблей отказала система навигации, и он был вынужден дрейфовать в океане в течение двух часов. Слава богу, никто не погиб.
|
|
- Этот феномен мог стать причиной гибели многих судов, - считает Дифайнер. - В среднем, каждую неделю в мире тонет два крупных корабля, однако причины их гибели никогда не изучались так пристально, как, например, причины авиакатастроф.
|
|
По его словам, атакам "волн-убийц" подвергаются не только корабли, но и нефтяные платформы. Так, 1 января 1995 года нефтяную платформу в Северном море накрыло волной высотой в 26 метров. «Если факт регулярного образования "волн-шатунов" будет доказан, это станет настоящей революцией в области мореплавания, - полагает ученый. - Судостроителям и инженерам придется полностью менять всю систему конструирования.
|
|
Ведь современные суда и нефтяные платформы строятся так, чтобы выдерживать волны высотой максимум в 15 метров. А большинство "волн-убийц" превышают эту высоту».
|
|
О том, насколько серьезна эта проблема, мы спросили самого компетентного в нашей стране специалиста по волнам – директора Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН, члена-корреспондента РАН, председателя комиссии РАН по цунами, профессора Бориса Лапина.
|
|
- Европейские океанологи вовсе не пионеры в такого рода исследованиях, - пояснил Борис Вольфович. - Два года назад в докладах РАН была опубликована наша статья «Аномально высокие волны в Черном море», ставшая результатом многолетних наблюдений за плавучим буем. На общем фоне волн средней высотой около 2.5 метров была зарегистрирована десятиметровая махина, стихийно возникшая в течение четырех секунд и так же молниеносно исчезнувшая. Позже в других морях и океанах были зафиксированы волны до 25 метров и выше. Безусловно, такая водная глыба может стать причиной кораблекрушения. Ведь конструкции современных кораблей не рассчитаны на такие встречи. Кроме того, волна возникает настолько быстро, что изменить курс и предпринять что-то для своего спасения невозможно. Если судно оказывается в зоне действия «шатуна», шансов у него нет.
|
|
Природа волн-«убийц» достаточно хорошо изучена учеными. Это случайное сложение амплитуд волн с различными скоростями, законами дисперсии и другими физическими параметрами. В отличие от цунами, имеющего определенное «расписание», эти волны на редкость коварны: спонтанность не позволяет предсказать, где и когда они возникнут. Они особо свирепы у восточного побережья Африки в Индийском океане. Именно там случается наибольшее число трагедий. Видимо, объясняется это особым соотношением глубины океанского дна и высоты волн.
|
|
Профессор Ефим Поляновский из Института прикладной физики РАН в одной из своих работ приводит интересный факт. Студенты-геофизики из Норвегии в 2001 году проводили исследования на одном из нефтяных шельфов Индийского океана и стали свидетелями того, как гигантская водяная махина обрушилась на платформу, почти целиком ее разрушив. Молодые люди едва успели унести ноги… Это один из немногих счастливых случаев, когда очевидцы не погибли в пучине гигантской волны.
|
|
Можно ли избежать трагедий? Ответ однозначный: да, если изучать явление, стараться постичь его природу, а инженерам учитывать мнение ученых при строительстве судов и платформ.
|
|
|
|
|
|
Евгения Иванова
|
|
На грани невозможного 2(359),2005
|