Как меньше чадить?
|
|
Автомобили заполонили планету. Народ возмущается – дышать уже нечем, но каждый надеется, что проблемы решит кто-нибудь другой, а без машины – нет, не обойтись! Есть самые разные способы и методы, позволяющие снизить уровень загрязнения атмосферы автомобильным транспортом и сберечь природные ресурсы, пожираемые машиной. И здесь мы коснёмся лишь некоторых подходов, разрабатываемых сейчас в разных странах.
|
|
|
|
Сегодня в мире более 500млн машин, и они выбрасывают в атмосферу 4 миллиарда тонн углекислого газа. А по прогнозам, к 2030г на планете будет как минимум 2 миллиарда автомобилей! Все проекты электромобилей и водородомобилей что-то «не приживаются». Или приживаются, но уж слишком медленно, туго. Остаётся одно – искать новые технологии, а тем временем совершенствовать обычный автомобиль.
|
|
Конечно же, попытки добиться сбережения природных ресурсов за счёт более экономичного транспорта предпринимаются везде. В этом смысле весьма показательным был т.н. «эко-марафон» - состязание разных марок автомобилей, которое проводилось в очередной раз в июле 2002г на скоростной трассе в Великобритании (Нортгемптоншир). 11-летний японский мальчонка Чирану Накане обошёл 45 других команд по наиважнейшему показателю, - его машина оказалась самой экономичной из всех. Эта «сигара» прошла 9036 миль (более 14,5 тысяч км) на одном галлоне горючего (4,5л), а это примерно расстояние от Лондона до австралийского Мельбурна. Обычный «дорожник» на одном галлоне проходит сейчас не более 50 миль.
|
|
Менеджер команды, отец 11-летнего гонщика, намерен добиваться дальнейшего усовершенствования этой сигарообразной штуковины и надеется, что подобных результатов можно достичь не только на гонках, а и в повседневной езде.
|
|
Но, конечно, создание новых менее вредных и более экономичных автомобилей – это одно. Надо ещё, чтобы и старые машины на обычном топливе чадили как можно меньше. Пути снижения вреда от машин – это переход на другие источники питания – например, солнце, воздух и воду.
|
|
Ещё в конце прошлого года сообщалось о голландской машине на солнечных батареях. В Австралии она проехала расстояние в 3010 километров (от Дарвина до Аделаиды) за рекордно короткое время – 32 часа и 39 минут.
|
|
Построила её голландская студенческая команда «Альфа Центавра» и назвала машину «Нуна». Средняя скорость Нуны – около 92км/час, и это ещё один рекорд в разработке технологий на солнечном двигателе. За время гоночного рейса Нуна не раз перекрывала рубеж 100км/час.
|
|
Есть и другой, не менее интересный подход.
|
|
Вспомним: французский писатель 19-го века Жюль Верн однажды описывал фантастические автомобили будущего, в которых двигатель работает на воздухе. Теперь, как сообщает агентство Рейтер из Парижа, это уже не фантастика, а реальность.
|
|
Изобретатель такой машины Гай Негре – не просто любитель и знаток автомобилей, а ещё и активный участник природоохранного движения. Внутри своей машины он установил баллоны со сжатым воздухом, в которых давление достигает 300 атмосфер. Воздух подогревается и передаётся в цилиндры поршневого двигателя.
|
|
Никакого сгорания в таком двигателе не происходит, так что нет и загрязнения окружающей среды. Фактически же, как уверяет Негре, воздух выходит из выхлопной трубы более чистым, чем он был, - благодаря внутреннему фильтру.
|
|
Заправку сжатым воздухом можно делать и дома, если у вас есть электрический компрессор, однако изобретатель надеется, что со временем водитель такой машины сможет подъехать на автозаправочную станцию и за какие-то три минуты, заплатив всего лишь примерно три доллара, получить для своего авто новую порцию «топлива». Сколько будет стоить такой автомобиль? По словам Негре, - 6800 евро.
|
|
Третий путь, по которому идёт немало исследователей и народных умельцев, - это т.н. «сверхэффективный электролиз». Проще говоря, машину или мотоцикл заставляют ездить на воде.
|
|
Расщепление воды на водород и кислород описано в книгах по химии как процесс, требующий огромных энергозатрат, которые вряд ли окупятся. Фактически же сейчас разработано уже несколько вариантов снижения энергозатрат и несколько разных моделей машины, работающей на воде. Более того, на некоторых сайтах в Интернете (например, - http://www.keelynet.com/energy/waterfuel.htm) даются подробные рекомендации и схемы, как самому перестроить свой автомобиль, чтобы его двигатель потреблял не бензин, а воду.
|
|
Народ, понятное дело, не ждёт, пока что-то сделают учёные. То и дело появляются совершенно экзотические варианты топлива. На одном из российских интернетовских сайтов под рубрикой «За рулём» было рассказано о таиландском фермере, который наловчился заправлять свою машину… кокосами. Точнее, - кокосовым маслом. «Решение пришло буквально само собой», - утверждает учитель деревенской начальной школы, который подрабатывает выращиванием кокосов и уже несколько месяцев заправляет свой автомобиль кокосовым маслом. Рецепт прост: после тщательной фильтрации масла, получаемого из мякоти плода, в него добавляют до 20% керосина. И на такой «солярке» бегают не только легковушки, но и небольшие грузовички. Семья изобретателя ежемесячно экономит на этом более сотни долларов, а некоторые частные компании, занимающиеся паромными перевозками, могут сберечь на оливковом масле до 10 тысяч долларов в месяц.
|
|
Не менее интересно и другое. За «масляное горючее» ухватились природоохранные организации. По результатам предварительных исследований, отличительной характеристикой необычной «солярки» является то, что при ее сгорании не выделяется углекислый газ. Правительство велело провести исследования, а вот крестьяне, особенно в южной части страны, совершенно убеждены, что будущее таиландской экономики за кокосовым горючим.
|
|
Кстати сказать, находчивый таиландский фермер быстренько смекнул, что много кокосового масла пропадает зря – после использования на сковороде его просто выливают в речку. Например, - те же продавцы пончиков. И он стал скупать бывшее в употреблении масло. А качество горючего при его использовании ничуть, похоже, не ухудшается.
|
|
Но ещё более удивительно, что до этого додумались не только таиландцы. В благопристойной стране туманного Альбиона полиция не на шутку встревожена и даже ввела систему штрафов, которыми облагаются те, кто ездит на использованном растительном масле.
|
|
В октябре 2002г стало известно, что в британском Уэльсе дорожная полиция была вынуждена организовать т.н. «Летучий эскадрон» - специальное подразделение, которое должно «вынюхивать» и отлавливать машины на «альтернативном топливе» - растительном масле, которое остаётся после поджаривания рыбы, чипсов и т.п.
|
|
Судя по сообщениям газеты «Times», сразу же поймали и оштрафовали троих – они использовали в качестве автозаправочных колонок рестораны и кафе. И один из нарушителей признался, что за счёт использованного пищевого масла он сократил расходы на содержание своего «Subaru» по меньшей мере наполовину. «Машина ездит ничуть не хуже, а пахнет даже лучше», - сказал он.
|
|
Теперь, правда, расходная статья незадачливого рационализатора резко возрастёт, поскольку штраф – 500 фунтов стерлингов, т.е. 780 долларов. А вот если поймают повторно, можно и угодить за решётку – до семи лет. Трудно пока сказать, кто окажется прав, - таиландцы, которые решили исследовать и внедрить новый вид горючего, или британцы, которые сразу стали применять репрессивные меры.
|
|
Сейчас даже появился новый термин – «эко-топливо», т.е. экологически нейтральное топливо, которое можно легко восстанавливать и использовать, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду. Поисками таких видов топлива занимается, в частности, исследовательская группа «Eagle-Research».
|
|
Помимо водорода, здесь рассматривается несколько видов спирта или газа, изготавливаемого из биомассы, которую легко вырастить снова. Раньше поезда и пароходы приводились в движение паровыми двигателями – благодаря сжиганию древесины, вот только выращивать её не так уж легко и быстро. Теперь идут поиски других видов биомассы, но на её основе в современных двигателях внутреннего сгорания будет использоваться не пар, а газ. Сгодится тут, пожалуй, даже, простите, обыкновенное дерьмо. Сначала, правда, его придётся сжигать, как и всякую другую биомассу, а уж потом превращать в экологичный метан, известный также под названием «природный газ».
|
|
Ещё одна разновидность топлива, представьте себе, – перекись водорода. У пероксида в этом качестве несомненно есть будущее, особенно в сочетании с другими вариантами топлива, которое нуждается в окислении, - к примеру, со спиртом.
|
|
А вообще на роль заменителя бензина и солярки пробуются сейчас и лучевая энергия, и постоянные магниты, и технологии т.н. «холодного термояда», и многое другое. За последние сто лет придумано столько разных вариантов получения «бесплатной энергии», что, казалось бы, мы давно должны были отказаться от вредных технологий. Ан нет! У «бесплатной энергии» несметное число врагов. Это не только рядовые потребители, которым, в большинстве случаев, наплевать, как там дела с экологией, - привыкли и платим за то, что нам продают. Но основные враги – это те, кто построил своё финансовое благополучие на нефти и бензине, а также фирмы, выпускающие «стандартные» автомобили, и правительства стран, ни одно из которых не допустит, чтобы другая страна приобрела фактически даровую энергию. Это и денежные монополии внутри страны, поскольку топливо стало почти таким же денежным эквивалентом, что и золото. И всё же число оптимистов не убывает, а поиск альтернативных видов топлива идёт одновременно в самых разных направлениях и никогда, видимо, не прекратится…
|
|
|
|
Геннадий Матвеев
|
|
На грани невозможного 11,2003
|