Сказки Гончара Скоморохова
|
Бывший физик-ядерщик учит детей обжигать горшки
|
|
В сыром, плохо освещенном подвальчике, где при перегреве лампочки "вырубается" электричество, гончар, а в недавнем прошлом - специалист по теории ядерного взрыва Николай Скоморохов бесплатно обучает детей своему новому ремеслу. Каждый день с утра до вечера дети со всего мира - как из соседних деревень, так из Италии, Англии и Америки, - приезжают сюда, чтобы вылепить затейливые фигурки, раскрасить и обжечь их в печи.
|
|
|
|
Подвал опричника
|
|
Гончарную мастерскую Скоморохова пришлось искать довольно долго. Тщетно хожу вокруг дома-усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова, избушки на курьих ножках, построенной по проекту Виктора Васнецова, флигелей, где обретались Нестеров, Левитан, Репин, церквушки, построенный по их эскизам… "Да вот же мастерская, - показывает мне металлический люк, ведущий под землю, проходящая мимо экскурсовод. - Только осторожно, головой не ударьтесь. У нас тут многие шишки набили".
|
|
"Действующая керамическая мастерская Михаила Врубеля" находится в ветхом подвале, который Скоморохов и другие энтузиасты несколько месяцев расчищали от вековых завалов. При раскопках нашлись предметы быта, относящиеся еще к эпохе царствования рюриковичей. Их сдали в музей. Ведь на территории современного Абрамцево первая усадьба была построена еще при Иване Грозном - для одного из любимых опричников. С тех пор здесь все полностью изменилось, а подвал остался. Когда-то в нем, по всей видимости, хранили сушеную рыбу, бочки с квасом, а может, и что поценнее.
|
|
|
|
Машина времени
|
|
Низенькие окошки поросли травой, на потолке богатым малахитовым цветом разрастается вековая плесень. Под ногами - ставшие черными от времени камни. Скоморохов натягивает красный расписной кафтан, в котором проводит свои уроки, и предлагает отправиться в "путешествие на машине времени". "А я, - говорит, - буду машинистом"…
|
|
Дети любят, когда с ними играют, но не любят заигрывания. Николай Дмитриевич рассказывает так, что не слушать его невозможно. Историческая информация перемешивается со сказкой. Дети сидят, открыв рты.
|
|
Оказывается, искусству изготовления из глины различных изделий первыми овладели китайцы более тысячи лет назад. Они знали секрет обжига белой глины при температуре свыше 2 тысяч градусов Цельсия. В средневековой Европе этого не умели: верхом мастерства стал обжиг красной глины, которой требовался накал около 900 градусов. Конечно, горшки и плошки казались грубее тончайшего китайского фарфора. Поэтому европейцы ловили китайских торговцев и пытали их, дабы выведать секрет производства. Бесполезно. Китайцы умирали молча.
|
|
Технологию все же удалось добыть, но позже: торговцам из Азии были предложены хорошие "гонорары" за вековую тайну предков. Так фарфор и фаянс стали частью нашей домашней утвари.
|
|
|
|
Наркотик из глины
|
|
Абрамцевские художники "заболели" глиняной "лихорадкой" в 1888 году. Глина, по словам Скоморохова, затягивает, как наркотик: вскоре здесь лепили все, включая самого Савву Мамонтова.
|
|
"Боссом" на керамических уроках был Михаил Врубель. Он даже изобрел новый способ изготовления керамики: глину раскрашивал красками, изготовленными на основе окисей металлов, а затем помещал их в плотно закрытую печь. В процессе горения из окисей поглощался кислород. Восстанавливались металлы. Получалось нечто уникальное: то ли мозаика, то ли чеканка, то ли картина, написанная металлом и камнем. Фрагменты окаменевшей красной глины, железа, меди, никеля, - все, что не может смешиваться в природе, у Врубеля смешалось воедино и блестит всеми цветами радуги.
|
|
Правда, в результате необычных опытов художник "нахватался" паров тяжелых металлов, заболел и рано умер…
|
|
Абрамцевская керамическая мастерская, организованная Врубелем, просуществовала до начала 30-х годов прошлого века. После революции вместе с утварью и мастеровыми ее перевезли в Москву, где под присмотром "искусствоведов в штатском" долгое время изготавливались изразцы для кремлевских печей, керамические вазы со звездами и серпами - для подношения высоким гостям. Говорят, кто-то из художников не угодил именитым заказчикам: "неправильно" изобразил Сталина на одном из кувшинов - слишком приземистым и узкоплечим. После этого, дескать, кремлевские гончары вошли в немилость и вскоре остались без работы.
|
|
|
|
Бог - на первом месте, а за ним - гончар
|
|
Глина, которую специально для гончарных уроков сейчас привозят из Гжели, здоровью не только не вредит, но и, по утверждению гончаров, лечит. В процессе лепки дети становятся умнее, спокойнее и добрее, утверждает Скоморохов.
|
|
Размятую глину они укладывают в формочки: гербы городов, собаки, сказочные персонажи, цветы, бабочки, знаки зодиака… Затем надо утрамбовать глину, простучать ее кулаком, хитрым способом оттуда вытащить, - это лишь первый этап творчества. Потом изделие необходимо тщательно просушить: на это уходит несколько дней. Только потом можно поместить его в печь: если на фигурке останется хоть капля влаги, в раскаленном жерле произойдет взрыв. Если ничего такого не случится и фигурка получится хорошо, - надо покрыть ее лаком, раскрасить, обжечь второй раз…
|
|
Для знатоков дела здесь есть малый и большой гончарный круги. На них можно изготовить горшок, кувшин или подсвечник. Работа простая лишь со стороны: плавное, завораживающее вращение круга и, в такт ему, - рук мастера похоже на грациозный, экспрессивный танец. Овладеть им - большое искусство. Пословицу "не боги горшки обжигают" Скоморохов понимает по-своему: "На первом месте - боги, - поясняет он. - А гончар - следом, на втором. Недаром ведь материалом для изготовления человека стала именно глина"…
|
|
|
|
Сэр Генри
|
|
На бесплатные занятия к абрамцевскому гончару сбегаются дети из окрестных поселков и деревень, приезжают из Москвы, с Урала и даже с Камчатки. Очень любят бывать в Абрамцево итальянцы, немцы, американцы с отпрысками.
|
|
- А как-то раз, - вспоминает Николай Дмитриевич, - вбегают несколько возбужденных женщин с переводчицей: "Можете ли вы принять сэра Генри?" Почему нет? Можно и сэра. Вскоре вводят мальчика лет семи, испуганный такой и важный одновременно. Посадил я его на лавку, показал, как лепить. Тут прибежали местные ребятишки, расселись вокруг и начали быстро, привычно делать разные фигурки. Сэр Генри посмотрел на них и заплакал. Ничего, мол, у меня не получается… Потом, правда, взял себя в руки. Мамки-няньки не могли его часа два из подвала вытащить. Перепачкался весь, но ушел очень довольный.
|
|
Спустя пару часов, уже вечером, рассказывает Скоморохов, он увидел сэра Генри на берегу Вори, которая течет на территории усадьбы. Мальчик сунул в воду палец и сказал: "О, so cold water!" Николай Дмитриевич понял смысл фразы: вода, дескать, холодная. Разделся и нырнул в ледяную Ворю на глазах у изумленного сэра: мол, мы здесь каждый день купаемся, и ничего… Мальчик смотрел на гончара, почти как на Бога.
|
|
- Правда, потом заболел, - вздыхает Скоморохов.
|
|
|
|
Тропа Серого Волка
|
|
- Васнецов не раз видел этого дикого зверя и даже дружил с ним, - уверяет юных экскурсантов Скоморохов. - Однажды он нарисовал его. Серый Волк часто бегает, как стемнеет, по аллеям парка, а на спине - Иван Царевич с царевной. Она теряет свои драгоценности, а я нахожу. Не верите? Тогда пошли со мной.
|
|
Дети бегут вслед за провожатым и, действительно, находят прямо на дорожке парка самоцветы - россыпи переливающихся яркими цветами стеклянных камушков. Кто-то, конечно, догадывается, что их предварительно насыпал сам Скоморохов, но радостно втягиваются в игру. Тем более, впереди - полянка, на которой стояла вышедшая из лесу васнецовская Снегурочка, и мостик, где сидела его Аленушка, горестно глядя в воду пруда… Все это писалось именно здесь, на абрамцевской земле. И места эти можно узнать.
|
|
- А почему дерево на картине маленькое, а на самом деле большое? - иногда спрашивает какой-нибудь наблюдательный малыш.
|
|
- Так ведь сто лет прошло! - тут же догадывается другой.
|
|
Ходят они и в так называемое "богатырское поле", где Васнецов изобразил трех своих знаменитых всадников. Говорят, кто постоит в поле, обретет богатырское здоровье и силу ровно на одну зиму. На следующий год процедуру можно повторить. Мой 10-летний сын, мгновенно поверив в легенду, тянул меня в это поле, невзирая на осеннюю слякоть и раннюю темноту. Никакие "самоцветы" с волчьей тропинки переубедить его в целесообразности путешествия не могли. В поле мы не сходили по другой причине: сын не смог оторваться от процесса лепки.
|
|
|
|
Специалист по ядерному взрыву
|
|
- А где же вы учились на гончара? - спрашиваю у Николая Дмитриевича, полагая, что вся его жизнь посвящена этому ремеслу.
|
|
Но, оказывается, по основной профессии он - специалист по теории ядерного взрыва. Закончил физико-технический институт, много лет проработал в закрытом военном НИИ, защитил диссертацию, заведовал лабораторией. Имел чин подполковника. После перестройки институт захирел, зарплату платить перестали. Многие его коллеги устроились сторожами и дежурными в частные охранные фирмы. Такая же участь ждала и его.
|
|
- Всю жизнь я любил мастерить, делать что-то своими руками, - рассказывает Николай Дмитриевич. - А тут как раз сын поступил в абрамцевское художественное училище, увлекся керамикой. Я решил изучить это дело заодно с ним. Присоединилась к нам и жена - она инженер-электрик, работала в том же НИИ. В итоге сын к керамике охладел, увлекся архитектурой, сейчас учится в архитектурном институте. А мы с женой "подсели" на глину, открыли свою маленькую мастерскую. Потом нам выделили этот подвальчик - делайте, мол, что хотите. Если сможете…
|
|
|
|
Почти как боги
|
|
Иногда у веселого человека Скоморохова опускаются руки. Сидя в сыром подвале и получая зарплату в 1800 рублей, он порой теряет надежду на то, что его сказки могут спасти мир. Тем более, вокруг старинного поместья в последнее время все активнее разрастаются рестораны и казино, на территории самого музея, по слухам, хотят открыть нечто вроде Дисней-Лэнда с отелями и аквапарком. Вход сюда уже не будет столь доступен каждому малышу. Да и от тихой, заповедной, сказочной зоны вряд ли что-то останется…
|
|
- Но это - неправильное настроение, - говорит Скоморохов. Мы стоим под дождем, он колет глаза и щиплет нос. Холодно, темно, возле будки сторожа надрывно воет собака. - Все будет хорошо. Ремонт сделаем, новую печку купим, и горшки обжигать обязательно будем, почти как боги. Главное - то, что дети к нам будут бегать, - в этом я не сомневаюсь. Пока не кончается сказка - продолжается жизнь…
|
|
Наталия Лескова.
|
Московская область, с. Абрамцево.
|
|
На грани невозможного #26(305),2002
|