Чудотворная королева Польши
|
«О, Матка Боска Ченстоховска!» - по этому восклицанию сразу узнаешь поляка. |
Оно может означать удивление, восторг, недоумение, отчаяние и еще тысячу разных чувств. Так что же это за Ченстоховская Божья Матерь, которая так прочно вошла в язык польского народа? Небесная целительница Ченстохова - городок недалеко от Варшавы, где в монастыре католического ордена паулинов на Ясной горе находится главная христианская святыня Польши «Чудотворный образ непорочно зачавшей Пресвятой Девы Марии». Икона служит объектом поклонения не только католиков. Ее чтут и православные, тем более что история иконы теснейшим образом связана с русской историей. |
Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см и относится к одному из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой - держит книгу. |
На Пресвятой Деве синий хитон, расписанный золотыми лилиями. Взгляд ее, устремленный прямо на нас, проникает прямо в сердце. Правая щека образа пересечена двумя параллельными рубцами, перекрещенными третьим - это следы сабельных ударов, их не могут скрыть все старания реставраторов. На шее видны следы рубцов от стрел. |
Золотых венцов и риз у чудотворного образа несколько, среди них бесценные - жемчужный и алмазный. Их часто меняют. Вокруг иконы - мониста из кораллов, янтаря и жемчуга, дары польских женщин своей Покровительнице. |
Стены часовни, где находится образ, сплошь увешаны памятными дарами исцеленных и утешенных Девой Марией. |
Среди них - золотые и серебряные костыли «в полный рост» и изображения человеческих органов из драгоценных металлов: сердца, рук, ног, легких. Тех органов, которые исцелила чудотворная икона у тысяч верующих за несколько веков. Случалось, что парализованные тут же отбрасывали костыли и впервые в жизни вставали на ноги. Вернувшись в родные места, заказывали такие же у ювелиров из самых дорогих металлов и привозили в Ченстохову. На металлических пластинках указаны имена жертвователей и дарителей со всего мира. |
Среди них много мучеников, солдат и военнопленных. А в музее рядом с роскошными дарами королей хранятся четки из хлеба, сделанные священниками - узниками Освенцима. Есть здесь и подарок папы римского - золотая роза, ставшая своеобразным символом Ченстоховы. |
Массовые паломничества в Ясногорский монастырь известны еще с начала XV века. Рекордным же по числу паломников был август 1991 года, когда в Ченстохове проводился Всемирный день католической молодежи с участием главы Ватикана Иоанна-Павла II. Тогда, согласно официальной статистике, паломничество к Ченстоховской святыне совершили более миллиона человек. Ежегодно поклониться святыне прибывают сотни тысяч паломников со всего света, а в день Успения Божьей Матери сюда стекаются свыше 200 тысяч человек. |
Творение апостола Луки Предание гласит, что икона эта была написана в Иерусалиме апостолом Лукой незадолго до Успения Пресвятой Богородицы. |
Считается, что всего святой Лука написал 70 икон Богородицы. Писал он их в Сионской горнице, где свершилась Тайная вечеря и где произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Эту икону он писал на верхней доске кипарисового обеденного стола, который некогда помогал мастерить в Назарете своему отцу Иосифу маленький Иисус. |
После распятия и воскресения Спасителя доску от этого стола верующие перенесли на гору Сион в Иерусалиме, в дом Зеведея, отца апостола Иоанна Богослова. |
Именно ему, самому верному и любимому ученику, Спаситель доверил свою Мать: в его доме провела Богородица последние годы. И святые иконы, написанные апостолом Лукой, сначала хранились тоже здесь. Но в 66 г. н.э., во время нашествия на Иерусалим римских легионов, христиане ушли из Святого города, которому суждено было оказаться разрушенным, забрав все свои святыни. |
Это первое «бегство» чудотворного образа. Впоследствии иконе довелось много постранствовать по свету. |
В начале IV века н.э. царица Елена, мать Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией, уже очень немолодая женщина, отправляется в Иерусалим на поиски Животворящего Креста Господня. В сорокаградусной жаре, задыхаясь от зловония, долгие часы проводит императрица у Голгофы, превращенной язычниками в отхожее место. Своим постоянным присутствием у этой клоаки она заставляла рабочих продолжать раскопки, бросая в толпу пригоршни золотых монет и собственные драгоценности. И крест, на котором распяли Христа, она все-таки нашла. |
В Иерусалиме, Назарете и в Вифлееме святая Елена воздвигла прекрасные храмы. При отбытии царицы из Иерусалима в Константинополь шестого марта 326 года иерусалимские христиане дарят ей за ее деяния несколько древних святынь и среди них «Ченстоховскую». Потом эта дата станет днем празднования иконы православными. |
Странствия образа Первоначально икона попала из Константинополя на Русь. Существует несколько версий ее появления на русской земле. По одной, ее принесли с собой святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. По другой, в Х веке иконой этой благословили на брак с князем Владимиром Красное Солнышко византийскую царевну Анну, которая увезла ее в Киев. |
В соответствии с третьей, чудотворный образ привез из Константинополя основатель города Львова галицко-волынский князь Лев Данилович. Он помещает его в Белзском замке, вверяя опеке православного духовенства. После завоевания Польшей галицко-волынского княжества этот замок стал опорным пунктом польского князя Владислава Опольского (на польский манер Опольчика). |
Предание донесло до нас много рассказов о тех временах. На Червонную Русь (так называлась тогда эта земля) часто совершали набеги монголо-татары. Однажды осадив замок, их огромный отряд стал осыпать его стрелами. Князь приказал поставить чудотворную икону на городской стене. Одна из неприятельских стрел попала в Пречистый лик, и из раны на шее Богородицы истекла кровь. В тот же миг на татар, словно отравленное облако, спустилась вредоносная мгла. Десятки их падали мертвыми, иные, потеряв рассудок, убивали друг друга. А на святом образе навсегда остался след от стрелы язычника. |
Князь Опольчик решает вывезти византийскую икону из Галиции в Польшу. В живописном местечке Ченстохове князь остановился на ночлег, а икону оставил в местном деревянном храме в честь Успения Божьей Матери. Наутро - о, чудо! - снять икону со стены оказалось невозможно. |
Чудотворная икона наотрез отказалась продолжать путь, решив остаться в храме. |
Такое не раз происходило с иконами Богородицы по всему миру. Царица Небесная сама непостижимым для нашего сознания образом выбирала места, где должны обретаться ее чудотворные иконы. Понял этот выбор и князь Опольчик и оставил чудный образ в Ченстохове, в монастыре паулинов - членов ордена пустынника Павла Фивейского. В Европе они были известны своей честностью и набожностью. |
Надежная защитница В начале XV века Ченстоховская обитель подверглась нападению протестантов. Хотели они похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней. |
Возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил икону на землю, другой ударил по образу саблей и нанес царапины лику Владычицы. И тут несчастные заметили, что тело одного из них вдруг стало распухать, у другого одеревенела рука, иные почувствовали боль в лице. В итоге все предпочли оставить воз и икону и просто бежать. Из ран Божьей Матери текла кровь, и на этом месте образовался святой источник, освященный кровью Богородицы. Паулины извлекли из грязи и тины священные доски иконы и, обмыв из ключа чистой воды, снова забрали святыню в монастырь, поставив на прежнее место. |
С пришествием на Ясную гору иконы Божьей Матери начинается строительство каменного монастыря. Королева Ядвига вышивает роскошную, украшенную драгоценными камнями ризу для образа Богородицы, а ее муж - король Владислав Ягайло - передает монастырю несколько имений. |
Ясную гору постепенно превращают в мощную крепость. Это окажется важным во время польско-шведской войны. |
В марте 1655 года отборная шведская армия, встав под Ченстоховой, приказала сдать крепость. Монастырь ответил отказом. |
Его мужественный настоятель Августин Кордецкий, имея в распоряжении не более двухсот солдат, пару десятков дворян и семьдесят монахов, решил биться до конца. |
Шведы безуспешно осаждали монастырь сорок дней! Из разных городов и сел страны под стены Ясной горы стекались люди. И вскоре уже польские рыцари теснили шведов и гнали по всей Польше. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп». |
1 апреля 1656 года на Львовском кафедральном соборе король Ян Казимир в благодарность за освобождение от врага провозгласил Божью Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши. А в 1717 году, на основании декрета папы римского Климента XI, икона Ченстоховской Божьей Матери была коронована. Это была первая коронация понтификом Богородичной иконы за пределами Италии, что в тогдашней традиции Ватикана означало признание общецерковного статуса Ченстоховской святыни. В практике Римско-католической церкви коронование иконы означает примерно то же самое, что и канонизация по отношению к святым, то есть каноническое признание данной иконы поистине чудотворной. |
Тяжелейшие испытания принес народу Польши двадцатый век, и всегда взоры поляков были обращены к святому лику Ченстоховской Богородицы. Они уверены, что без ее заступничества не обошлось в 1920 году: когда к Варшаве приблизилась красная конница Буденного, тысячи поляков молились перед образом о чуде. И чудо произошло: войска большевиков были разгромлены. |
Во время Второй мировой войны монастырь оккупировали гитлеровцы и устроили в нем концентрационный лагерь для военнопленных, в котором погибло почти пятнадцать тысяч воинов. Паломничества и связи с внешним миром захватчики строжайше запретили, но монастырь жил, помогал партизанам, военнопленным и евреям. Фашисты планировали вывезти из Ченстоховы все ценности, а монастырь уничтожить. И только атака советских танков в январе сорок пятого помешала этим планам. |
*** |
Многое изменилось сейчас в Ченстохове. Ясногорский монастырь стал еще более благоустроенным. Над его архитектурным комплексом возвышается грациозная, самая высокая в Польше, колокольня: сто шесть метров. Разбит прекрасный парк и возведены современные отели для паломников. Неизменно только одно: молитвенное поклонение поляков перед своей древней святыней. |
И если сейчас вы спросите истинного католика, кто является королевой в его родной республике Польше, он ответит: «Матка Боска Ченстоховска». |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 23,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|