Светлый образ рождества
|
У каждого из нас, даже если мы верим слабо или вообще равнодушны к религии, все равно есть шанс сердцем прикоснуться к этому чуду. В памяти цивилизации образ Рождества создавался и оттачивался долгими веками, воплощаясь в произведениях искусства и литературы. |
И бывает порой, что чувства, пробужденные шедеврами творчества, становятся тропкой, ведущей к ощущению глубокой внутренней сопричастности происходящему, к духовному пробуждению, к вере… Слово священное и слово священников Первоисточник наших знаний о рождении Иисуса Христа – Евангелие. |
Евангелисты (причем только Матфей и Лука) повествуют о событиях Святой ночи весьма строго и лаконично. Вот что рассказывает апостол Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет в чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. |
Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившийся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их... |
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою и не знал Ее. Как наконец она родила Сына Своего первенца, и нарек Ему имя: Иисус. |
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему... И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем ни меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы мне пойти поклониться Ему. Они, выслушали царя, пошли. И се, звезда, которую выдели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались, радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Материею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну...» Все свои трогательные детали и подробности образ Рождества приобрел благодаря апокрифам (произведениям раннехристианской литературы, не включенным в библейский канон), легендам и народным преданиям, создававшимся на протяжении многих веков, начиная с первого столетия христианства. |
Как в западной апокрифической литературе, так и в Четьях-Минеях (житийном сборнике), которые были составлены русским святителем Дмитрием Ростовским, говорится, что к яслям, где лежал Младенец, были привязаны бык и осел. |
Животных привел из Назарета Иосиф: на осле ехала Пресвятая Дева, а вола ее супруг предназначал на продажу, чтобы уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. По преданию, эти бессловесные животные дыханием своим согревали Младенца в зимнюю стужу. |
Этот рассказ проник в народ, и в духовных стихах передается почти дословно. |
Кстати, святителю Дмитрию Ростовскому принадлежит несколько духовных драм, из которых лучшей считается «Рождественская». Она создана по типу представлений-мистерий западных славян. |
В апокрифической литературе появились и имена волхвов, пришедших на поклонение, и даже детали их образов – седобородый Мельхиор, молодой Балтазар, темнокожий Гаспар. |
Эти подробности сразу перекочевали в светскую прозу и поэзию, особенно европейскую. Вообще, на Западе этот образ популярен настолько, что в день 7 января католики празднуют День Трех царей - трех волхвов. |
Кроме Священного писания и апокрифов неповторимые образы Рождества создаются с древнейших времен до наших дней в каждой проповеди, написанной или произнесенной священнослужителями в честь праздника. Подумать только – до нас дошло Слово на Рождество Христово, произнесенное святителем Григорием Чудотворцем, епископом Неокесарийским, жившим в 3 веке нашей эры! Он, конечно, и представить себе не мог, что его речь будут читать через 17 веков посредством столь необычного изобретения - Интернета. Хотя святитель Григорий, как глубоко верующий человек, наверное, не удивился бы промыслу Божию… Самые разные мысли и чувства вложили в свои проповеди и современные русские священники. В наше время, когда далеко не во всех храмах можно услышать слово пастыря на богослужении, Интернет дает возможность частично восполнить этот пробел и как следует духовно приготовиться к таинственной Рождественской ночи и к последующему веселому празднику. |
В Интернете можно найти очень глубокие, перемежающиеся личными воспоминаниями и размышлениями «Письма о двунадесятых праздниках» митрополита Вениамина (Федченкова), проповеди Александра Меня, вологодского протоиерея Василия Павлова, московского священника Георгия Кочеткова, отца Сергия Ганьковского (настоятеля Храма Святителя Владимира в г.Королеве) и многих других. |
Родная литература Кто не знает знаменитую гоголевскую «Ночь перед Рождеством»? Это удивительная мистическая повесть, густо замешанная на народном фольклоре и искрометном юморе. И чем дальше идет время, тем насыщенней, как дорогое вино, она становится. Там столько уже забытых нами ярких подробностей живого народного праздника, что даже завидки берут – как смачно жили люди! Забудьте, что вы проходили Гоголя в школе, прочтите заново: на многое вы взглянете другими глазами и придете в прекрасное рождественское настроение. |
И что Жуковского в школе «мучили» – тоже забудьте. Его «Светлана» - ценное поэтическое руководство трепетным девицам, любящим гадать о суженомряженом во все времена. |
В ностальгический мир патриархального русского праздника перенесут вас рассказы А.П.Чехова «В рождественскую ночь» и «Шампанское. Рассказ проходимца». А как очаровательны, наглядны и искренни воспоминания И.С.Шмелева «Рождество в Москве» и «Рождество. Детские воспоминания»! Кстати, никто не мешает вам воссоздавать приглянувшиеся черты Рождества столетней давности на собственном семейном празднике. |
Почти без преувеличения можно сказать, что нет такого русского поэта, в творчестве которого не затрагивались бы темы, связанные с жизнью и спасительным подвигом Христа. Практически все наши заметные лирики, вплоть до современников, прямо или косвенно касались в своем творчестве Рождества. А стихотворение «Рождественская звезда» лауреата Нобелевской премии по литературе Бориса Пастернака, вошедшее в роман «Доктор Живаго», безусловно, является одной из вершин его поэтического творчества. |
В русском Интернете на разных православных сайтах можно найти прекрасный сборник «С нами Бог! Рождество в русской поэзии 18-20 вв.». Там стихи почти 50 русских поэтов от XVIII века до наших дней. |
Иконы, куклы и дети Обычай устанавливать на Рождество в церквах ясли с фигурками Младенца, Богородицы, пастухов, осла и быка укоренился еще в средневековой Европе. Постепенно из этого выросло настоящее театральное действо: неподвижные фигурки были заменены куклами, с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рождении Иисуса, поклонении ему волхвов и пастухов, жестоком царе Ироде и избиении им невинных младенцев. |
Рождественское представление – мистерия - получило большое распространение в католической Польше. Оттуда оно проникло на Украину, в Белоруссию и в западные районы России. В России кукольное представление назвали вертепом - в честь пещеры, в которой происходили известные события; разыгрывали его в переносном двухэтажном ящике, сопровождая действие пением духовных стихов. |
Законом вертепа запрещалось показывать куклу-Богоматерь - она всегда заменялась иконой. |
Не показывали и самого Младенца, лишь имитируя «за сценой» его плач. А вот волхвов, царя Ирода и других участников событий изображали с помощью кукол. |
Возрождением кукольного вертепа занимаются сейчас и специалисты-этнографы, и просто любители. Стал уже традиционным ежегодный фестиваль вертепов, проходящий в Москве на святочных неделях. |
Разыгрывать рождественские сюжеты с участием живых актеров раньше было не принято. Зато в наше время отказа от условностей можно сходить на спектакли разных драматических театров. Особенно трогательные спектакли разыгрывают дети. К примеру, в подмосковном городе Истра была поставлена рождественская сказка «Царь Ирод» силами приходских детей храма Рождества, пользующаяся столь большим успехом, что смотреть ее приезжали и из столицы, и из всего Подмосковья. |
И в этом успехе детского непрофессионального спектакля, пожалуй, можно увидеть косвенное указание на причину того, почему Рождество мало кого оставляет равнодушным. Ведь сокровенный смысл праздника в том, что слабый ребенок, Младенец, которому даже не нашлось места в доме и он родился в хлеву, бросил вызов царству роскоши, насилия и ненависти. И победил… |
Татьяна ЕФРЕМОВА |
Тайная Власть 24,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|