Превзошедший всех йогов
|
Индуисты уверены, что святой, замуровавший себя более 700 лет назад в подземной пещере, жив по сей день. |
Поэму «Бхагавадгита» часто называют «индуистским евангелием», а индийского святого Днянешвара историки любят сравнивать с Мартином Лютером. И индиец, и немец стали первыми, кто перевел главный текст своей религии с мертвого языка, понятного лишь священнослужителям, на живой язык соотечественников. |
Золотая фига Однажды молодой брахман Виттхалпант, живший в Западной Индии, неподалеку от современного Мумбая, решил удалиться от мирской суеты. Он оставил свою жену Ракхумаи и отправился в священный город Бенарес, где был посвящен в саньяси – отрешенного от жизни и семейных радостей праведника. |
Подобный ход событий не стал бы в XII веке чем-то исключительным (отречение от мира в Индии по сей день считается самым надежным способом достижения Всевышнего), если бы Виттхалпант выполнил задачу предыдущей жизненной стадии, когда он был мирянином и у него бы родился хоть один ребенок. |
Ракхумаи, тяжело переживавшая вынужденную бездетность, подвергла себя жестокому истязанию. Она 125 тысяч раз обошла вокруг священного фигового дерева, растущего в деревушке Аланди, расположенной на берегу реки Индраяни. |
Ставший невольным свидетелем ее аскезы, некий гуру благословил Ракхумаи обычной формулой, подразумевающей радости материнства. Узнав же о сексуальном воздержании, соблюдаемом ее супругом, он отправился в Бенарес, «расстриг» Виттхалпанта и отправил его обратно в Аланди. |
Один за другим у супругов родились четверо детей: сыновья Нивруттинатх, Днянешвар, Сопандев и дочь Муктабаи. Все дети оказались наделенными блистательными качествами, поэтому дерево, сыгравшее определенную роль в их появлении на свет, со временем стали называть «золотой фигой». Это высоченное дерево с огромной кроной и сейчас растет в Аланди и привлекает бесплодных женщин, которые в надежде забеременеть повторяют аскезу Ракхумаи. Появилось даже идиоматическое выражение «совершать обходы фигового дерева», что означает «изводить себя, чтобы добиться желаемого». |
Опальное семейство Впрочем, Виттхалпанту и Ракхумаи не суждено было испытать простого человеческого счастья. Деревенская общественность, и в первую очередь брахманы – блюстители законопорядка и морали, - не приняли превращение монаха в мирянина и подвергли семейство остракизму. Супруги построили за пределами деревни небольшую хижину, в которой родились и выросли все их дети. В наши дни на том же самом месте по-прежнему стоит лачужка, конечно, не та, но к ней относятся как к подлинной. |
Такое отношение к Виттхалпанту и Ракхумаи возымело для их потомства самые тяжелые последствия. Так, никто из брахманов не соглашался совершать в отношении их сыновей церемонию надевания священного шнура, а без этого они не могли стать полноправными членами брахманско-жреческого сообщества. |
Членов опального семейства изгоняли с места общего омовения на реке. Понуждаемые брахманами деревенские ремесленники отказывались обслуживать детей несчастной пары, и когда в доме не оказалось глиняной утвари, Муктабаи замесила тесто и выпекла лепешки на спине Днянешвара, раскаленной йогической энергией. |
В Аланди существует храм, который так и называется – «Муктабаи печет лепешки на спине Днянешвара», а центральным ритуальным объектом в нем является скульптурная композиция, изображающая этот процесс. |
Кто-то посоветовал братьям и сестре отправиться в Пайтхан – тогдашний религиозный центр, брахманы которого обладали правом принимать окончательные решения по спорным ритуальным вопросам. Надо сказать, встретили они молодежь неприветливо, не преминув посмеяться над именем Днянешвара – «Бог знаний». Днянешвар попытался убедить их в том, что его «божественность» проявляется лишь в полном единении со всем сущим. Тогда один из брахманов со всей силы хлестнул кнутом проходившего мимо буйвола. На спине Днянешвара вздулся рубец. Это, однако, ни в чем не убедило брахманов, и они, продолжая насмехаться над Днянешваром, предложили ему заставить декламировать Веды – древнеиндийские священные тексты. В ту же минуту буйвол открыл рот – и оттуда полилось безупречное чтение ведических гимнов. Духовное превосходство, а также ритуальная чистота Днянешвара и его братьев были доказаны, и пайтханские брахманы выдали им письменное свидетельство. В Пайтхане и сегодня любой покажет место, где разворачивались эти события. А в Аланди есть небольшой храм под названием «Днянешвар заставляет буйвола произносить ведические гимны». |
Стена, пошедшая к йогу На обратном пути братья и сестра остановились отдохнуть в старом храме в Невасе. Днянешвар прислонился спиной к храмовой колонне и на современном ему живом языке маратхи продиктовал свой перевод «Бхагавадгиты» и комментарий к нему, известные индийцам как «Днянешвари» - «творение Днянешвара». Не отрицая пути кармы (деяний) и дняны (знаний), Днянешвар сделал упор на бхакти (любви и сопричастности) как способе постижения Всевышнего. |
Точно неизвестно, как реагировали на это произведение ученые брахманы, но в народе моментально разнеслась молва о Днянешваре, у него появилось много последователей из самых разных каст. К тому времени когда Днянешвар с братьями и сестрой вернулся в Аланди, слава о нем достигла ушей великого йога Чангдева, силой йогических совершенств продлившего свою жизнь на 14 столетий. Йог, преисполненный недоверия к Днянешвару, решил направить ему послание, но не зная, как следует обращаться к юнцу (Днянешвару в то время было 19 лет), отправил чистый лист. На том листе Днянешвар моментально написал другое свое знаменитое произведение – «Шестьдесят пять строф», обращенные к Чангдеву», где кратко изложил основные принципы своей теории мироустройства как проявления божественной сущности. |
Разгневанный йог верхом на тигре отправился проучить мальчишку. Днянешвар вместе с братьями и сестрой в это время сидел на деревенской стене и, узнав о приближении йога, двинул стену ему навстречу. Ошеломленный йог признал, что его физические, психические и духовные возможности значительно уступают заложенным в Днянешваре, и стал его верным последователем. А в центре Аланди как один из объектов ритуального поклонения святому стоит макет той самой стены с четырьмя восседающими на ней фигурами. Любой житель покажет, где находилась оригинальная стена, уже давно разрушенная временем, и какой путь она проделала. |
За свою короткую жизнь Днянешвар успел совершить немало чудес, и каждое из них связано с конкретной точкой в пространстве. Возможность увидеть то или иное место, связанное с его жизнью и чудесными деяниями, создает у людей ощущение близости и постоянного присутствия святого. |
Дерево, выросшее из посоха Через некоторое время Днянешвар решил, что выполнил свое земное предназначение и принял решение «взять самадхи», то есть в обиходном смысле умереть, а в философском – волевым усилием направить индивидуальную душу на слияние с Божественной душой. Словом «самадхи» обозначают в индуизме и то место, где это происходит. Несмотря на уговоры семьи и последователей, Днянешвар приготовил небольшую пещеру под землей, вошел в нее и повелел завалить вход большим камнем. Произошло это в 1296 году. |
Теперь над самадхи Днянешвара возвышается храмовый комплекс, а четырехступенчатая плита черного цвета в алтарном помещении отмечает потолок пещеры. Днем плиту драпируют богатыми тканями, украшают цветами и венчают серебряной маской, изображающей Днянешвара. В нескольких метрах от алтаря сохраняется лаз, по которому Днянешвар спустился в пещеру. С внешней стороны алтаря находится дерево адзан, выросшее из посоха, который Днянешвар воткнул в землю. Под его развесистой кроной всегда сидят несколько человек, поглощенные чтением «Днянешвари». |
Считается, что съеденный лист дерева вкупе с чтением этого произведения приносит абсолютное знание. Возможно, это единственный храм в мире, куда приходят не только молиться, но и читать. Распространена и практика переписывания «Днянешвари» - налагая на себя аскезу или следуя духовному порыву, изо дня в день трудятся давшие обет, переделывая заново любую страницу, где есть хотя бы одна помарка. Полностью переписанный текст приносят в дар какому-нибудь храму, связанному с традицией Днянешвара. |
В храме в Аланди таких списков десятки тысяч. |
Вскоре после того как Днянешвар «взял самадхи», в стране наступили смутные времена: начались сменяющие друг друга нашествия иноверцев-мусульман. Вероятно, память о Днянешваре теплилась в людских сердцах, но последующие два столетия не оставили тому практически никаких свидетельств. И только в середине XVI века проживавшему в Пайтхане великому философу и проповеднику Экнатху явился во сне Днянешвар и сообщил, что задыхается. Экнатх отправился в Аланди, где с большим трудом нашел забытую, заброшенную самадхи Днянешвара. Проникнув внутрь, Экнатх увидел, что разросшиеся корни дерева адзан обвили горло Днянешвара. Он не только освободил горло своего гениального предшественника от цепких корней, но и обнаружил возле него копию «Днянешвари». Обо всем этом стало известно из произведений самого Экнатха (а пайтханским брахманам принято доверять), а найденная им копия послужила основанием для очищения бытовавших версий «Днянешвари» от позднейших напластований. |
Кроме того, Экнатх сообщил, что увиденный им Днянешвар – живой, то есть пребывает в состоянии «живой самадхи», продолжая усилием воли направлять свою индивидуальную душу на слияние с Верховной душой. Никто из верующих, уже давно воспринимающих Днянешвара как земное воплощение бога Вишну, одного из главенствующих в индуистской триаде, не сомневается в том, что Днянешвар – жив. Все предложения ученых о проведении раскопок встречают категоричный протест храмового комитета и самих верующих. |
*** |
Каждый год в конце июня – начале июля Днянешвар в виде своих падук – отлитых из серебра оттисков следов – отправляется в многодневное путешествие в город Пандхарпур, где находится главный храм Виттхала – одного из самых популярных богов Западной Индии. При церемонии торжественного выноса падук макушка храма начинает раскачиваться – так Днянешвар дает согласие на паломничество. Момент раскачивания был документально зафиксирован с помощью видеоаппаратуры немецким индологом Гюнтером Зонтхаймером. |
Надежда ХАБАРОВА |
Тайная Власть 20,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|