В своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы» великий Гоголь раскрыл многие древние тайны
|
В торжествах в честь Ивана Купалы совмещаются сразу две традиции – древнеславянский языческий праздник, посвященный богу Купале, и христианский праздник в честь Иоанна Крестителя Этот праздник отчасти стал походить на Новый год: в России, Белоруссии и некоторых других восточноевропейских странах из-за расхождения православного календаря с природными циклами его теперь начинают отмечать уже дважды: старый Купала – 24 июня, в период летнего солнцестояния, и новый - 7 июля (24 июня по старому стилю). |
Сказки «в натуре» Собственно, основные торжества проводятся не днем, а ночью накануне Ивана Купалы. По крестьянским поверьям, в купальскую ночь нельзя было спать, так как нечистая сила – ведьмы, черти, лешие, водяные, домовые, русалки - в это время становилась особенно активной. |
На этих поверьях и построен сюжет известной повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Кстати, в нынешнем году писателю исполнилось 200 лет, а повесть под названием «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы» была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1830 году - Гоголю тогда был всего 21 год. Задумывалась она как своего рода введение ко всему циклу «Диканьки». |
Перед тем как работать над повестью, молодой писатель тщательно изучал образцы староукраинского фольклора. Ведь различные поверья и традиции являлись неотъемлемой частью быта украинцев. |
Ночь ведьм Большинство купальских обрядов (купалий) было связано с водой, огнем и травами. Хотя по обычаю и принято было купаться, в некоторых областях крестьяне верили, что в этот день празднует свои именины водяной, который не любит, когда кто-то вторгается в его владения, и потому может утопить. Девушки бросали в воду венки, по ним гадали, скоро ли встретят суженого. |
В ночь на Ивана Купалу зажигали очищающие костры, возле которых плясала молодежь. Парни и девушки прыгали через костер: кто выше прыгнет, того ждет счастье. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину, чтобы защитить ее от мора. |
Перед самым рассветом сжигали соломенное или деревянное чучело - символ зла. Затем женщины кидали в пламя купальского костра сорочки, снятые с хворых детей: по поверью, вместе с ними сгорали и болезни. И наконец, бросали в огонь пучки крапивы – чтобы отвадить нечисть. |
Множество купальских поверий и обычаев связано с животным и растительным миром. Крестьяне верили, что в эту ночь все вокруг оживает: деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, шелестя листьями; животные обретают дар речи. «…И почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебристые колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью…», - описывает впечатления своего героя в купальскую ночь Гоголь. |
Травы же в эту ночь наполняются особой, чудодейственной силой. Поэтому можно ходить и собирать их для ворожбы и исцеления недугов. Но, чтобы травы «работали», следовало выполнить несколько условий: сначала несколько дней поститься, а во время сбора трав не забыть снять с себя нательный крест. |
Цветы и травы, собранные в ночь накануне Ивана Купалы, наутро клали под росу, чтобы усилить их магические свойства, затем высушивали и хранили в доме. |
Ими окуривали больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, и, конечно, использовали для приворотов или для «отсушки», а также для защиты от нечисти. |
В эту ночь ведьмы, обернувшись животными (кошкой, собакой или жабой) или даже неодушевленными предметами (колесом, клубком), проникали в чужой хлев и сдаивали молоко у коров. Если же это им не удавалось, то они забирали из хлева пучок соломы, кусок веревки или даже отпечаток коровьего копыта, чтобы напустить мор на скотину. |
Очевидно, именно этим занималась «баба-яга» из гоголевской повести, живущая в Медвежьем овраге, куда привел Петро знающийся с нечистой силой Басаврюк. «Насилу воротилась, яга! – проворчал он сквозь зубы. – Гляди, Петро, встанет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!». Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им… Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи…» Для защиты от ведьм крестьяне в купальскую ночь втыкали в щеколду на двери хлева пучок крапивы или ветку шиповника, чтобы ведьма обожглась или укололась. Иногда ставили косу острием вверх или обсыпали помещение освященным маком. |
Душу за клад Теперь обратимся к изложенной Гоголем истории о цветущем папоротнике. |
Согласно преданию, папоротник цветет только раз в году – в ночь на Ивана Купалу. Одна из легенд об этом записана Н.В.Гоголем в его «Книге всякой всячины, или Подручной энциклопедии». |
Цветок раскрывается ровно в полночь всего на несколько мгновений, и тот, кому удастся им завладеть, получит дар видеть все клады и сокровища, как бы глубоко в земле они ни находились, а также узнавать, что где лежит, где и что делается в других местах. |
По преданиям, большинство кладов являются заговоренными, то есть овладеть ими можно, лишь соблюдая определенные условия. Иногда нужно знать заветное слово, иногда клад открывается лишь в назначенный срок (а бывает, он заговорен навечно оставаться в земле). |
Люди, услышав о сокровищах, иногда пытаются отыскать их самостоятельно. |
Ранее считалось, что есть особые знаки, указывающие на местонахождение кладов - например, огоньки на могилах. Иные смельчаки специально отправлялись ночью на кладбище, надеясь их увидеть. |
Однако чаще всего «заговоренный» клад не дается в руки. |
Разумеется, добыть цветущий папоротник, открывающий дорогу к сокровищам, было не так-то просто. Следовало очертить вокруг себя круг освященным мелом, посреди круга расстелить полотенце и сесть на него, держа в руках крест или нож. Дождавшись, когда зацветет папоротник, надо было надрезать кожу на мизинце левой руки и спрятать туда сорванный цветок. Пока это условие не выполнено, нечисть вокруг шумом, криками и хохотом старается тебя напугать. |
Нужно было не обращать на это внимания и спокойно оставаться в круге до вторых петухов… Если же человек не выдерживал и покидал круг, он становился добычей потусторонних сил. |
Из повести Гоголя видно, что ее герой Петро, хоть и получил в итоге богатство, но оказался в подчинении у «темных». |
Ведь он действовал исключительно по наущению зловещего Басаврюка и не предпринял никаких мер для защиты от дьявола: срывая цветок, не очертил круга, не совершил ритуала надрезания кожи. В результате Басаврюк и ведьма из Медвежьего оврага получили над ним полную власть: поманив кладом, привели его в состояние аффекта и вынудили принести в жертву невинного ребенка – братца его возлюбленной Пидорки, ради которой, собственно, он и пошел на поводу у нечистых. |
«- А что ты обещал за девушку? – грянул Басаврюк и словно пулю посадил ему в спину. Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли; середина ее вся осветилась и стала как будто из хрусталя вылита; и все, что ни было под землею, сделалось видимо как на ладони. |
Червонцы, дорогие камни в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись… ум помутился… Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи…» Исследователи полагают, что магическая защита кладов работает, воздействуя на человеческую психику. При приближении к ним у людей начинаются галлюцинации, которые они не в состоянии отличить от реальности – так называемый «морок». |
Так происходит и с героем повести Гоголя – он никак не может понять, что происходило с ним наяву, а что привиделось: «Тут только, будто сквозь сон, вспомнил он, что искал какого-то клада, что было ему одному страшно в лесу… Но за какую цену, как достался он, этого никаким образом не мог понять». |
Пережитый стресс оказался так силен, что Петро не смог с ним справиться, впал в глубокую депрессию, страдая оттого, что никак не мог вспомнить, что именно с ним приключилось. Новая встреча с колдуньей из Медвежьего оврага неожиданно пробудила воспоминания, но они оказались столь ужасны, что стали причиной его гибели, фактически сожгли его заживо: «Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар». |
«Бес в обличье человека» Но откуда же взялся в повести Гоголя дьявольский образ Басаврюка? Безусловно, и он имеет фольклорные корни. |
В литературе по славянской мифологии имя Басаврюка не упоминается. Не встречается оно ни в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля, ни в этимологических словарях украинского и русского языков. Однако несложно догадаться, что имя «Басаврюк» происходит от слова «бес», оно буквально означает «бесовский человек», «дьявол в человеческом обличье». |
С самого начала ясно, что от Басаврюка не приходится ожидать ничего хорошего: он дарит красным девицам ленты, серьги, мониста, а «на другую же ночь и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента. Бог с ними тогда, с этими подарками! Но вот беда – и отвязаться нельзя: бросишь в воду – плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки». |
Исследователи творчества Гоголя предполагают, что образ Басаврюка появился в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» отнюдь не случайно – аналогии с ним встречаются в мифологии других народов. |
Так, венгерские крестьяне верили в существование ведьм, которых называли «босоркань» или «босорка» и которые особенно активно вредили людям в Иванову ночь. У словаков и карпатских украинцев есть слово «босорак» - «колдун», а также «бoсурканя, борсукaня, пошуркaня», что означает «ведьма, колдунья, ворожея». |
Наконец, в украинском языке встречается слово «босоркун» - «упырь». Это существо, объединяющее в себе человеческое и демоническое естество. Скорее всего, все эти термины имеют тюркские корни, и южные славяне позаимствовали их у татар, которые на Руси, например, издавна звались «басурманами». |
Может быть, именно благодаря столь красочным, колоритным описаниям украинского быта, гармонично переплетенного с народной мифологией и магическими традициями, творчество Гоголя и держит читателя в таком напряжении. Еще долго после прочтения будут стоять перед нами образы несчастного Петруся и красавицы Пидорки, ее жадного отца и невинно убиенного маленького брата, а также жуткого Басаврюка – как предостережение о том, что контакты с потусторонним миром могут обернуться непоправимой бедой. |
Особенно на Ивана Купалу. |
Мария ПОДОЛЕЦКАЯ |
Тайная Власть 12,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|