Говорили, что идем к Храму, а пришли... куда?
|
|
4 января в канун Рождественского праздника в Музее-квартире Ф.М.Достоевского по инициативе Православного союза писателей Санкт-Петербурга состоялся семинар на тему "Православие и оккультизм".
|
|
Присутствовавшие на этом собрании с большим интересом прослушали сообщения священника Алексия Мороза, настоятеля Успенской церкви, заведующего кафедрой "Православие и сектантство", заместителя председателя Комитета Защиты Культуры народов России, члена правления санкт-петербургского Православного союза писателей и православного философа Александра Леонидовича Казина, известного своими работами на тему "Православие и культура", а также по выступлениям на петербургском телевидении в религиозной православной программе "Храм".
|
|
Беседа продолжалась в течение двух часов, поэтому постараемся хотя бы вкратце ознакомить читателей с кругом проблем, затронутых в этот вечер.
|
|
Отец Алексий, обладающий богатым информативным материалом по теме оккультизма, а также, что не менее важно, конкретным опытом духовной практики, сумел достаточно подробно остановиться на этом вопросе, ставшем для нашего времени весьма злободневным.
|
|
Взгляд православного человека на подобного рода вещи лишен ореола привлекательности, в основе которого лежит все то же ненасытное человеческое любопытство, или, если выразиться вежливее, неистощимая тяга к познанию природы окружающих явлений. Однако, чтобы "уберечься от воздействия темных сил, необходимо, по крайней мере, знать об их существовании", в связи с чем была очень популярно дана развернутая картина бытующих сегодня разного рода мистических представлений.
|
|
Особый акцент был сделан на коренном отличии веры, тесно связанной с исполнением конкретных заповедей святой жизни, от того, что именуется магией, использующей, прежде всего, реально существующую энергию Слова, приводящую в движение силы невидимого мира, результатом чего и становятся так хорошо нам "знакомые" порча и сглаз. Естественно, что адепты оккультных знаний, если и говорят о Боге, то делают это, мягко говоря, не совсем традиционно.
|
|
Впрочем, упомянутые выше отрицательные воздействия невидимого мира не действуют на людей, ведущих праведный образ жизни. Средства же защиты - все те же: пост, молитва, покаяние, чистая исповедь, чтение псалтыря, окропление святой водой, крестное знамение, произведенное с верой, и, конечно же, ношение креста.
|
|
Среди прочего, достаточно внимания в выступлении было уделено сатанизму, его классификации и атрибутике, а также многим ставшим привычными для нас сторонам жизни, где он проявляется. Например, в рок-музыке, ставшей темой для особого и подробного разговора.
|
|
"От атеизма к многобесию" - таков лейтмотив выступления философа А.Л.Казина. Оставаясь в религиозной своей основе православной, Россия сегодня переживает тяжелое время коренной трансформации своих представлений об окружающем ее мире, где христианскому миропониманию приходится прокладывать себе дорогу с большим трудом и практически заново. Дополнительные сложности при этом создает мощная государственная поддержка антихристианским силам, действующим чаще всего через пропаганду оккультных учений.
|
|
Впрочем, очень удобная лазейка для проникновения в наши неразборчивые души имеет место и в современном искусстве, часто в той или иной степени использующем обрывки разного рода оккультных знаний для своих авангардистских построений каких-либо собственных космогонических идей. Однако, истины ради, стоит отметить, что примеры подобной практики бесстрашного проникновения в тайны мира невидимого известны со времен классических.
|
|
Валерий Синяков, директор программы "Храм" ГТРК "Петербург - 5-й канал" специально для "Аномалии"
|
|
Аномалия 3,1996
|