Что видели с судна ВМФ США "Supply" в 1904 году?
«9 марта 1904 года газета «New York Times» опубликовала, должно быть, одну из самых удивительных заметок той эпохи. В ней описывались три странных объекта, которые быстро перемещались в четком строю над судном ВМФ США в Тихом океане, - рассказал редактор «UFO Historical Review» Барри Гринвуд. - Это произошло всего год спустя после первого полета братьев Райт на аэроплане с мотором. История попала во многие книги и журналы как пример великолепного сообщения об НЛО, которое доказывает, что инопланетяне посещали Землю задолго до наблюдения Кеннетом Арнольдом «первых» тарелок в 1947 году.
Ло и Динальт в своей книге «Тайны небес» (1968) назвали их «летающими объектами с высочайшими летными качествами». В сборнике Ричарда Холла «Свидетельства об НЛО» (1964) это наблюдение помещено во второй раздел, «Разумное управление», и снабжено примечанием, что «...метеоры, конечно же, не летают эшелонированным строем, не могут изменять направление полета и подниматься вверх, а также оставаться две минуты в поле зрения».
Как на страницах «New York Times», так и в журнале «Monthly Weather Review», опубликовавшем более подробное описание случившегося, объекты называются «метеорами» и никак иначе. Еще бы, термины «НЛО» и «летающие тарелки» тогда не существовали...»
Мы дословно приводим эти заметки:
«ОФИЦЕР ВМФ ВИДЕЛ МЕТЕОРЫ
Они были красными, крупнейший размером с шесть солнц
Вашингтон, 8 марта. - В рапорте, полученном на днях Министерством Военно-морского флота, капитан судна «Supply» лейтенант Фрэнк Х. Шофилд доложил о трех метеорах, которые он наблюдал 28 февраля сего года во время рейса из Гуама в Сан-Франциско. По его словам, метеоры появились ниже облаков близ горизонта, летя единой группой прямо на «Supply».
Лейтенант Шофилд сообщил, что поначалу их движение было быстрым, а цвет - ярко-красным. Приблизившись к судну, они поднялись вверх, за облака, на высоту около 45 градусов над горизонтом.
Крупнейший метеор имел видимые размеры примерно с шесть солнц. Он имел яйцевидную форму и летел острым концом вперед. Второй и третий метеоры были круглыми. Высота их полета над кораблем была оценена примерно в милю». («New York Times», March 9, 1904)
«Лейтенант Фрэнк Х. Шофилд, ВМФ США
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕТЕОРЫ
Нижеследующий отчет, любезно предоставленный редактором штурманской карты, надписан: «Судно США «Supply», море, 36о 20' с. ш., 127о 36' в. д., 28 февраля 1904 года».
1. Имею честь сообщить, что три весьма замечательных метеора наблюдались с борта судна в 6.10 утра (Гринвичское среднее время 3 ча-са 12 минут) 28 февраля 1904 г. в 35о 58' с.ш., 128о 36' в.д.
2. Метеоры появились близ горизонта ниже облаков, перемещаясь группой с северо-запада в северном направлении, приближаясь к кораблю. Первоначально их угловое движение было быстрым, цвет - ярко-красный. По мере их приближения к кораблю они начали подниматься над облаками под углом около 45о. После подъема над облаками их угловое движение становилось все медленнее и медленнее, до их остановки, когда они оказались на высоте около 75о над горизонтом в направлении на запад-северо-запад. Замечено, что цвет становился менее резко выраженным во время подъема.
3. Во время наблюдения крупнейший метеор был впереди, сопровождаемый вторым по размеру на расстоянии, меньшем, чем два диаметра первого, и третьим на аналогичном расстоянии от второго. Они появились, передвигаясь ступенчатым строем, и сохраняли его во время всего наблюдения.
4. Крупнейший метеор имел видимые размеры около шести солнц. Он был яйцевидный, заостренный конец
- спереди. Этот конец был зазубренным. Задний конец имел правильные очертания.
5. Второй и третий метеоры были круглыми и не обнаруживали никаких неправильностей в форме. Второй метеор был на вид приблизительно размером с два солнца, и третий метеор - размером с солнце.
6. Когда метеоры поднимались, они не меняли своего положения друг относительно друга, а также не было каких-либо признаков вращения или колебания крупнейшего метеора.
7. Высота облачности была оценена мною не более 1 мили.
8. Близкое приближение этих метеоров к поверхности воды и их последующий отлет от нее представляют из себя нечто замечательное, а особенно то, что, вероятно, их истинный размер не мог быть столь большим. Совершенно определенно, что они были ниже облаков и поднимались со снижением скорости и побледнением цвета. Облака, двигаясь между метеорами и кораблем, совершенно затемняли их. Голубое небо, впрочем, было видно в разрывах облаков.
9. Метеоры были видны более чем две минуты и внимательно наблюдались тремя людьми, чьи отчеты об этом совпали во всех деталях. Палубный офицер, боцман Фрэнк Гарвей (ВМФ США) заметил метеоры и наблюдал за ними вплоть до их исчезновения. Он и отправил ко мне вестового. Когда я прибыл на мостик, метеоры были еще неясно видны около полуминуты». («Monthly Weather Review», March 1904, p. 115)
«Ознакомившись с исходными материалами, мы приходим только к двум возможностям относительно увиденных моряками объектов: 1) это были какие-то необычные летающие машины неизвестного происхождения и 2) группа метеоров, - продолжает Гринвуд. - Обман со стороны свидетелей кажется весьма маловероятным, так как это означало ложь своему непосредственному начальству без всяких на то причин. Возможности прославиться в качестве очевидцев НЛО тогда не было!
При изучении любого наблюдения НЛО необходимо, чтобы уфолог отверг все земные объяснения, прежде чем заявлять, что объект является неопознанным. В нашем случае нужно определить, что три объекта не могли быть метеорами; только тогда можно говорить, что это были НЛО. К счастью, рапорт лейтенанта Шофилда настолько детален, что мы можем изучать случившееся почти так же, как если бы все произошло на наших глазах.
Судно находилось посреди Тихого океана примерно в 250 милях на З-Ю-З от Сан-Франциско. Согласно параграфу 2 в рапорте, опубликованном на страницах журнала «Monthly Weather Review» (MWR, п. 2), объекты наблюдались тремя очевидцами на северо-западе, ниже облаков и близ горизонта. Если поверить, что они действительно были ниже облаков (высота которых была оценена лейтенантом Шофилдом в милю), вряд ли это могли быть метеоры; в противном случае они должны были бы упасть где-нибудь неподалеку. Это также подталкивает к выводу, что объекты изменили траекторию полета, направившись вверх.
Однако на самом деле мы вовсе не уверены, что объекты находились ниже облаков. Возможно, они казались находящимися ниже облаков в проекции на небосклон из точки наблюдения, а на самом деле находились далеко за облаками. Я много раз видел самолеты, подлетающие с запада к Бостону. Они находились за много миль и явно были очень высоко, но с моей точки зрения казалось, что их огни едва не задевают верхушки деревьев.
В своем рапорте (MWR, п. 8) Шофилд не говорит, что объекты пролетели на фоне облаков (что произошло бы, если они были под облаками и приближались к кораблю). Он доложил нечто обратное - что объекты временами закрывались облаками. Это помещает объекты выше одной мили - высоты облачности по оценке самого Шофилда.
Кое-кто может предположить, что объекты сначала были ниже облаков, а по мере приближения к кораблю вошли в облачность и потом наблюдались только в разрывы между ними. Однако это предположение является недостаточно весомым. Иллюзия близости могла возникнуть из-за неспособности человеческого глаза к трехмерному восприятию объектов на большом расстоянии. Такая же иллюзия возникает при взгляде на луну у самого горизонта. Поднимающаяся полная луна кажется гораздо большей, нежели когда она находится высоко в небе. В действительности луна не меняет размеры. Просто удаленные здания и деревья на горизонте по сравнению с ней кажутся маленькими; на их фоне луна выглядит гораздо больше и ближе, чем на самом деле.
Еще одним доказательством, что объекты поначалу находились на большом расстоянии, является замечание Шофилда об их цвете. У горизонта они были более красными, чем высоко в небе (MWR, п. 2). Такое изменение цветов может оказаться тем же явлением, что окрашивает в красный цвет находящееся у горизонта солнце. Его свет, проходя через плотные слои атмосферы у самой земли, рассеивается. Когда же солнце поднимается, свет проходит через менее плотные слои атмосферы и рассеивается в гораздо меньшей степени; благодаря этому солнце приобретает цвет, более близкий к естественному. Шофилд не уточняет, какой цвет имели объекты в наивысшей точке своей траектории, но подчеркивает, что цвет стал более бледным (по-видимому, ближе к белому, что гораздо больше похоже на типичные метеоры).
Нет ничего невероятного в предположении, что больший объект был метеором, от которого отломились, продолжая лететь за ним, два куска. Самое большое тело имело зазубренную переднюю кромку, как и любой необработанный камень; сбоку и сзади его истинную форму скрывал слой ионизированного газа, создавая впечатление яйцеобразной формы (см. MWR, п. 4). Меньшие куски были более правильной формы, и ионизация придавала им круглый вид - как у обычных метеоров.
Размеры крупнейшего объекта на первый взгляд кажутся необычными. Однако сам Шофилд пишет, что «...вероятно, их истинный размер не мог быть столь большим» (MWR, п. 8). Что натолкнуло его на такую мысль? Возможно, размеры первого объекта, указанные Шофилдом, относятся не к самому объекту, а к свечению ионизированного газа вокруг него. Любой астроном знает, что большую часть видимого профиля метеора образует ионизация, а не сам камень.
Кое-кто может сказать: «Если это были метеоры, то почему за столь крупными телами не было видно шлейфов?» На самом деле такие шлейфы появляются не всегда. Исполнительный директор Американского метеоритного общества Гарольд Повенмир в своей книге «Болиды, метеоры и метеориты» (1980) пишет: «Некоторые болиды, яркость которых достигает -18-й звездной величины, не оставляют сколько-либо заметного следа».
Объекты видели более двух минут - гораздо дольше, чем обычное время наблюдения метеора. Тем не менее столь длительные наблюдения не являются чем-то неслыханным. В 1972 году один метеор видели в течение ста секунд!
Возможно, объекты 1904 года были тангенциальными, или рикошетирующими метеорами. Такие метеоры отскакивают от атмосферы, словно брошенные под небольшим углом камешки - от воды. Если все было именно так, то рикошет произошел на северо-западе от судна на расстоянии менее четверти окружности Земли. Это помещает точку наибольшего сближения метеоров с Землей над Сибирью - местностью слабо заселенной, где, соответственно, мало кто их видел. С самого начала наблюдения с борта «Supply» их проникновение вглубь атмосферы было наибольшим, и поэтому метеоры выглядели более яркими, когда находились сравнительно низко над горизонтом. Это подтверждается тем, что их можно было легко разглядеть на большом расстоянии. Когда метеоры начали выходить из атмосферы, они стали бледнеть.
Если они вылетели обратно в космос из участка неба, расположенного почти над кораблем, их угловое движение должно было замедлиться до минимума, после чего метеоры должны были «потухнуть». Именно так и описывает случившееся Шофилд (MWR, п. 2). Такая траектория должна была удержать метеоры в поле зрения дольше, нежели при поперечном их движении от горизонта до горизонта.
В 1970 году я жил в Сомервилле, штат Массачусетс. Именно тогда мне довелось видеть болид, который пересек большую часть небосклона над Бостоном с юга на север. Однако из 10 секунд, что я его наблюдал, он большую часть времени казался практически неподвижным, поскольку летел от меня на север почти по прямой.
Я уверен, что объекты, наблюдавшиеся с борта судна «Supply», были тангенциальными метеорами, хотя угол и высота их рикошета остаются для нас неизвестными факторами». (cм. www.cufon.org/uhr/uhr2.htm).
Однако в версии Барри Гринвуда, на первый взгляд весьма логичной, есть несколько пробелов.
Во-первых, метеоры имели разные размеры и, следовательно, должны были по-разному тормозиться сопротивлением воздуха. Это подметил еще Чарльз Форт в своей «Книге проклятых», написанной в 1919 году. Он писал: «Они были разной величины и имели разную восприимчивость по отношению ко всем силам этой земли и воздуха». Тем не менее все две или даже три минуты (см. ниже) объекты двигались синхронно.
Во-вторых, сам Гринвуд пишет, что шлейфы отсутствуют только у болидов, яркостью достигающих -18-й звездной величины. Это просто фантастическая яркость, сравнимая разве что с солнцем в зените (-26,8 звездной величины) или с дугой электросварки. Такая яркость не позволила бы увидеть мелкие детали, вроде зазубренного конца большего объекта.
В третьих, слой ионизации окутывает весь метеор, и тот же зазубренный конец был бы не виден. Если же объекты летели с небольшой скоростью, значит, это была не ионизация, а истинные очертания объекта или какой-то другой процесс.
И наконец, выяснилось, что Барри Гринвуд не удосужился поискать в архивах военно-морского флота самый главный документ - бортовой журнал судна «Supply». А в нем говорилось:
«Легкий бриз с З-Ю-З, в 6.00 ветер сменился на Ю-3; идем под паром курсом С-В (1/4) В; исполняются утренние работы; пар - 125 фунтов, 64,6 оборотов. В 06.10 на небе появились три больших тела, движущихся с С-З (1/2) З. Крупнейшее тело в форме яйца или груши, заостренный конец с зазубренным краем расположен спереди по отношению к остальному телу. По величине оно было с виду в шесть раз больше солнца. Следующее тело было круглым и примерно в два раза больше солнца. Третье тело было круглым и примерно размером с солнце. Когда их впервые заметили, они располагались ступенчатым строем, находились ниже облаков, летели быстро и поднимались прямо над нами. Они были тускло-красного цвета и были видимы примерно в течение трех минут. Крупнейшее тело могло закрыть собой остальные. Когда их впервые заметили, это напоминало дирижабль...»
Далее идут данные о погоде: «ветер 9,8 узлов, Ю-В, барометр 30,38, температура воздуха 62 [градуса Фаренгейта], воды 58. Слоистые облака, движущиеся с севера, покрытие 9».
Последняя цифра означает, что облака покрывали 90% небосклона. Как известно морякам и метеорологам, слоистые облака (stratus) - толстые и плотные, они нависают низко над водой и могут начинаться прямо от моря в виде тумана, сгущающегося кверху. Непохоже, что при такой погоде что-то можно было увидеть выше облаков, а не под ними, как писал Шофилд. И уж тем более облака закрыли бы метеор, находящийся за сотни миль от судна.
Обратите внимание, что впоследствии Шофилд немного приуменьшил продолжительность наблюдения: в бортовом журнале говорится о трех, а не о двух минутах. Это еще больше расходится с «метеоритной» гипотезой (ни один метеорит не наблюдался с земли дольше, чем 100 секунд). Расчет скорости полета тел, проведенный Брюсом Маккаби, показывает, что они летели со скоростью 3500 миль в час или даже меньше - это почти в десять раз меньше минимальной скорости полета метеорного тела в атмосфере. Зато для НЛО, зафиксированных радаром, это почти рядовая скорость...
Российский уфологический дайджест М.Герштейна N 31 / март 2002 г.
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|