мистика? нет, необычная реальность!
О встречах с НЛО в воздухе рассказывает президент Среднеазиатской и Казахстанской коллегии уфологических наук, летчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник Марина Лаврентьевна Попович. С ней беседует Вадим Орлов, научный обозреватель журнала. - Марина Лаврентьевна, нашу беседу я хотел бы начать с напоминания о делах, давно минувших. Сейчас мало кто знает, что первоначальный импульс к уфологическим исследованиям в нашей стране возник благодаря заслуженному штурману СССР В.Ак-куратову. О своих наблюдениях НЛО он рассказал доценту МАИ Ф.Зигелю, который очень серьезно отнесся к его сообщениям. Было это в 1958 году, лишь год спустя после ошеломившего весь мир запуска первого советского искусственного спутника Земли. Можно считать, что отечественная уфоло-гия-ровесница практической космонавтики. Однако отношение к той и другой невозможно сравнивать. - С той поры минуло свыше 30 лет, однако и поныне исследование проблемы НЛО в глазах многих ученых - занятие непопулярное. По-прежнему живуча крайняя точка зрения, отказывающая уфологии в праве именоваться научной дисциплиной. Вот свежий пример. Совсем недавно редакция философской литературы издательства "Мысль" выпустила книгу В.Поликарпова "Наука и мистициз) i в XX веке". Автор не обошел своим вниманием и уфологию, посвятив ей несколько страниц в главе под названием... "Ре- лигиозно-мистический подход к проблеме жизни". Правы были Зигель, Фомин, Варламов и другие пионеры изучения НЛО в нашей стране, когда они ориентировались на сообщения летчиков, моряков, операторов РЛС, водителей автомашин и других представителей практических профессий, а не на отвлеченные упражнения теоретиков. Те же свидетельства Валентина Ивановича Аккуратова не были случайными. Ведь он-штурман полярной авиации, а согласно современной статистике, на Севере летчики наблюдают НЛО в 4-5 раз чаще, нежели пилоты Аэрофлота на оживленных трассах. - И в самом деле, в потоке публикаций об НЛО заметно чаще других встречаются названия Надым, Нер-чинск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск. Или вот, скажем, в зоне Иркутска возникла беспрецедентная ситуация, которую авиаработники квалифицировали как настоящее воздушное хулиганство. Вы, конечно, знаете об этой истории... - Да, эпизод действительно из ряда вон выходящий. Неопознанные объекты почти три часа крутились вокруг самолетов, заходящих на посадку и только что взлетевших. Они пересекали им курс, обгоняли, пристраивались в хвост и даже шли в лоб на скорости от 200 до 900 км/ч. НЛО наблюдались на экране наземного радиолокатора в виде лишних меток, и диспетчерам управления движением пришлось на ходу менять эшелоны и курсы самолетов. Озорующие воздушные призраки сопровождали почти каждый из них, и вся эта "мистика" заставила дежурную смену работать с предельным напряжением. "Рубашки даже взмокли",- вспоминал старший диспетчер Н.Михайленко. Все же НЛО не перешли того предела, за которым ЧП на трассе могло бы иметь трагические последствия. Дистанция наиболее опасного сближения ни разу не стала короче 20 км, в конце концов объект отлетал в сторону или расходился с самолетом встречным курсом. Хотя непоправимого тогда не произошло, в аэропорту Иркутска долго будут помнить день 28 октября 1989 года. Как заметил тот же Михайленко, ничего подобного не случалось за все 20 лет его службы. - Жаль, не сохранилось сведений о том, видели или нет пассажиры в иллюминаторы маневры НЛО. Зато в "Союзуфоцентре" мне показали письмо В.Молокова, летевшего II апреля 1990 года рейсом Тюмень - Ханты-Мансийск. Он сообщает, что на завершающем этапе полета Як-40 в течение получаса сопровождали несколько красных точечных объектов. По оценке пассажиров, они находились на расстоянии 2-10 км от самолета, то занимая позицию прямо впереди по его трассе, то удаляясь от нее несколько выше, ниже или в сторону. Поскольку полет проходил на 20 мин дольше обычного, автор письма полагает, что это время ушло на незапланированные маневры, которые совершал Як-40. В банке данных "Союзуфоцентра" есть и обобщенные сведения, основанные на сообщениях сотен очевидцев. Так, 21 октября 1989 года, за неделю до событий в зоне Иркутска, пролет яркого, испускающего лучи шара наблюдали по трассе Сургут (18.00)- Нефтеюганск (18.10)-Омск (20.00). Средняя скорость объекта на этом участке составляла сначала 600 км/ч, затем 300 км/ч. Но после Омска он, что называется, "рванул" со скоростью 7000 км/ч, и уже через 5 мин его полет зафиксировали в Алтайском крае. А когда он пролетал над аэродромом Сургута, пилот находившегося на земле рейсового самолета с пассажирами даже объявил по радио: "Внимание! Справа по борту!" - К накоплению и систематической обработке сведений об НЛО надо было приступить значительно раньше. Ведь они были в 70-е и в 80-е годы, но тогда уфология в нашей стране находилась под запретом. Стоило кому-нибудь сосредоточиться на необъяснимом и непонятном, как его тут же обвиняли в потакании реакционным тенденциям, стремлении примирить людей с язвами капиталистического общества и даже бесчестной игре на человеческих чувствах. - Знакомая фразеология... Именно такую "аргументацию" подбрасывал в свое время кандидат физико-математических наук Ю.Платов. В редакциях столичных газет и журналов хорошо знают, что именно он был одним из наделенных правом запрещать публикации по НЛО. И вот, запрещая, упрекал еще в бесчестии. Но возникает вопрос, можно ли честно бороться с противниками, у которых крепко связаны руки? - Думаю, двух мнений тут быть не может. Некрасиво, бесчестно, оскорбительно поступали по отношению к людям, которые, не подозревая подвоха, бесхитростно рассказывали о встречах с необъяснимо-загадочным. Я имею в виду в первую очередь летчиков. Их могли надолго отстранить от полетов, а уж направления к психиатру, как правило, было не миновать. Вот почему одну из историй такого рода я узнала совершенно случайно, во время пребывания в реабилитацион-ном центре. Туда из Рязани на машине "Скорой помощи" доставили в полном составе экипаж самолета Ан-12. А произошло вот что. Во время рейса отказали электрогенераторы. А от аккумуляторов аппаратура может работать, летчики это знают, не более 15 мин. Командир принял решение: садиться не на чужой, а на свой аэродром, потому что свой больше шансов распознать по хорошо знакомым наземным ориентирам. Уже заходили на посадку, когда аккумулятор окончательно вышел из строя, погасли бортовые огни. Была плохая погода, дождь и низкая облачность. Шли, по словам командира, "как в темной бочке". И вдруг сзади самолета вспыхнул мощный прожектор, который высветил посадочную полосу, и она, несмотря на облачность, стала видна как на ладони. Благополучно сели, зарулили. Работники аэродромной службы лично убедились: аккумулятор полностью "скис". Все были удивлены, как на громадине весом 60 т и при такой низкой облачности все же сели. Тогда члены экипажа рассказали про мощный луч, который подсвечивал им через плечо. Рассказали и... попали в реабилитационный центр. Только после детального обследования, показавшего нормальное состояние каждого, их снова допустили к полетам. Экспертиза состоялась, но не явления, а тех, кто о нем сообщил. Происхождение таинственного луча, который помог пилотам избежать худшего, так и осталось загадкой. - Слушая вас, Марина Лаврентьевна, я невольно подумал о том, что уфологическая гласность высвечивает аномалии не только в воздухе, но и на земле. Многие, опасаясь скверных по- следствий, предпочитали помалкивать о любого рода контактах с непознанным. Это бросается в глаза при первом же знакомстве с банком данных . "Союзуфоцентра", о котором я упоминал. В моих руках побывали письма сельского учителя и инженера, следователя и партработника-и все они, рассказывая диковинные истории о встречах с НЛО или гуманоидами, добавляют, что решение предать гласности происшедшее с ними созрело лишь после того, как они покинули свои трудовые коллективы и вышли на пенсию. Люди боялись быть обвиненными в религиозно-мистических пристрастиях. Массированная "антитарелочная" пропаганда делала свое дело. - В свое время мне поведали не одну историю о встрече с НЛО в воздухе, но с непременным условием никому ничего не рассказывать, либо, в крайнем случае, не называть фамилий свидетелей. 26 марта 1980 года к аэропорту Саратова приближался Ан-24, летевший из Ставрополя. До приземления оставалось 5 мин, как над взлетно-посадочной полосой показался низколетящий цилиндрический объект.ло своим размерам в три раза больше фюзеляжа самолета этого типа. Пилоты оторопели от неожиданности, тем более, что никаких предупреждений от наземного диспетчера не было. В последний момент НЛО ушел в сторону. Как выяснилось, метки от него на локаторе не было. А в четвертом часу утра 28 октября 1980 года в зону того же аэропорта входил рейсовый Як-40. Командир экипажа вынужден был запросить наземную службу: "Саратов, я - борт 87517, в зоне кто есть?" и получил ответ: "Снижайтесь, зона свободная, вы один". Так откуда же, обогнав Як-40, нечто длинное и массивное выскочило вперед и идет всего лишь на 300 м ниже... Галлюцинация? Командир обратился к бортмеханику и услышал от него: "Вижу, похож на вагон, но без крыльев и с круглым светящимся иллюминатором". Снова последовали переговоры с диспетчером, выяснилось, что "вагона" он не наблюдает. Но откликнулся идущий далеко сзади другой Як-40: "Я-борт 87832, объект в форме вагона обогнал нас в районе Волгограда". Тем временем "неопознанный" ушел вперед и находился лишь в 6 км от аэропорта, Борт 87517, выполняя команды диспетчера, продолжал снижение, когда незнакомец завис на месте и включил два прожектора. Мощные лучи прорезали предрассветную мглу в западном направлении, перпендикулярно Волге, осветив огромную площадь на удалении примерно 80 км. Командир первого Як-40 доложил об этом на землю, а командир второго подтвердил его сообщение. И тут в ночи кто-то заговорил густым басом: "Я - "Туполев", иду на высоте 9 тысяч метров, четко наблюдаю прожекторы". Такой оборот дела, похоже, не понравился воздушному лихачу, он перестал освещать сопки, и пилоты потеряли его из виду. - Марина Лаврентьевна, но о подобной же истории сравнительно недавно в газете "Воздушный транспорт" рассказал пилот самолета Ан-24, летевшего в Казань. Там было и опасное сближение, и свет мощных прожекторов. Но было и другое: Ан-24 в ответ три раза поморгал незнакомцу своими фарами, и тот мгновенно отреагировал - погасил прожекторы и лишь после некоторой паузы снова их зажег. Командир экипажа не стал больше обмениваться сигналами, а попросил диспетчера сообщить о происходящем военным. И надо же - подействовало. НЛО устремился на северо-восток с такой скоростью, что через несколько секунд его и след простыл. - Таких свидетельств накапливается все больше. Однако уфологи не упускают возможности пополнить свои банки данных за счет правдивых сообщений, относящихся к прошлому. Это дает возможность сопоставлять неотождествленные события, проводить их сравнительный анализ. Особенно много набирается рассказов о появлении возле летящих самолетов светящихся шаров. - Раз уж вы заговорили о шарах, позвольте, Марина Лаврентьевна, задать вам вопрос, что называется, на засыпку. К области мистики и галлюцинаций, понятное дело, легче всего отнести случаи, когда свидетели видели внутри шаров очертания лица или че- ловекоподобной фигуры. Наблюдалось что-либо подобное во время полетов? - Представьте, такие свидетельства есть! Одно из них получено благодаря активности сотрудников ВАПО - Воронежского авиационного производственного объединения. Полностью оно приведено в книге "НЛО в Воронеже", вышедшей в прошлом году с благожелательным предисловием генерального конструктора, дважды Героя Социалистического Труда Г.В.Новожилова. Речь идет об эпизоде 1971 года, когда с летящим к Москве пассажирским Ил-14 сблизился 50-метровый светящийся шар. Он был настолько близко, что у бортмеханика К.И. Морозова создалось впечатление, будто объект сел на правую плоскость. Стали видны детали его устройства: две оболочки, внешняя и внутренняя, со множеством стоек-распорок между ними, вертикальные цилиндры в одной части объекта и дугообразные конструкции-в другой. Словом, то был не какой-то аморфный плазменный сгусток, а самый настоящий летательный аппарат. И что самое удивительное, сквозь прозрачные оболочки Морозов увидел в нем человека ростом выше среднего, с правильными чертами лица, в свободной одежде, опускавшейся ниже колен... - Ничего не скажешь, экзотика, хотя и запоздавшая на 20 лет. Впрочем, историю, когда яркий шар летел вместе с военным самолетом, буг квально касаясь выступающей за обрез носовой части трубки приемника воздушного давления, нам все же удалось обнародовать без какой-либо задержки (см. рассказ лейтенанта Б.Короткова в ? 4 за 1982 год). Разбором этого случая занимался член Ленинградской комиссии по изучению аномальных явлений А.Мор-двин-Щодро. Он пришел к выводу, что шар не был естественным атмосферным образованием. Но именно эту, не допускающую иных толкований формулировку пришлось "сократить"-иначе материал вообще не появился бы. А есть ли у вас свидетельства военных летчиков? - Есть. Воздушное чудо, окрещенное в 1990 году как "бельгийский треугольник", в августе 1968 года повстречал во время ночного полета штатный эйипаж Ту-16. Это двухмо- торный стратегический бомбардировщик внушительных размеров, однако летающая платформа, которую увидел командир корабля В.И.Со-пов, была еще больше. Объект шел несколько левее и выше Ту-16, находившегося на высоте II тыс.м. В углах треугольника светились огни, какие бывают от больших матовых фар. Через некоторое время, сделав головокружительный вираж, он круто ушел вниз. Приборы работали нормально, помех не было, но командир испытал давящее ощущение. Оно походило на то, какое испытывает человек, попавший под направленное излучение антенны радиолокационного прицела. О другом случае рассказал подполковник в отставке Л.М.Вяткин. Находясь на высоте 10 тыс.м, он увидел левее и выше своего истребителя-перехватчика светящийся овал диаметром 80 м. Когда НЛО испустил молочно-белый луч, летчик, выполняя вираж, уже не имел возможности отвернуть в сторону и... задел луч левым крылом. Самолет сильно тряхнуло, стрелки приборов стало зашкаливать попеременно влево и вправо. Луч, похоже, имел какую-то твердость. И, что особенно необычно, его "тело" как будт^ рассыпалось на мелкие блестки, напоминающие мерцающую россыпь угасающего праздничного фейерверка. Происшествие точно датировано - 13 августа 1967 года. • - Благодарю вас, Марина Лаврентьевна, за интересную беседу. Но там, где столько загадок, обсуждение темы нельзя считать исчерпанным. Читательской аудитории журнала (а она в результате последней подписной кампании,, представьте, не уменьшилась) предлагается оценить и другой подход к проблеме. Нам прислал свою статью член Ленинградской комиссии по изучению аномальных явлений, старший научный сотрудник Гидрометеорологического института В.Ф.Псаломщиков. Уфолог он необычный-весьма и весьма критического склада. Его излюбленный прием - вылить на разгоряченных участников дискуссии ушат холодной воды. Так поступает он и на этот раз. Передаю ему эстафету обсуждения. Oaoieea-Iiei?a?e ? 5, 1991
|
|