Как раньше представляли себе жизнь в открытом космосе
|
Высокая стела возвышается над поверхностью с глубокими кратерами, отбрасывая длинную зловещую тень на башни поменьше. Эти конструкции соединяются друг с другом прямыми линиями, которые похожи на улицы на карте, образуя нечто вроде космической шахматной доски. Земля тихо и спокойно плывет по темному небосклону рядом с названием «Техника — молодежи». Это советский научно-популярный журнал, который начали издавать в 1933 году. Обложка номера за 1969 год стала иллюстрацией к статье с фотографиями, снятыми советской автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая за несколько лет до этого первой совершила мягкую посадку на поверхности Луны. |
Этот вымышленный лунный ландшафт вошел в число 250 с лишним феерических изображений, напечатанных в готовящейся к публикации очаровательной книге директора и основателя Московского музея дизайна Александры Саньковой. Книга называется «Советская космическая графика. Представления о космосе из СССР» (Soviet Space Graphics: Cosmic Visions from the USSR), и она стала результатом сотрудничества музея и его директора. Художественных произведений о космической эпохе было великое множество, и они росли как грибы наряду с советскими научно-популярными журналами, число которых в годы холодной войны доходило до 200. С середины 1950-х до середины 1970-х годов космос был полем битвы для мировых держав, которые боролись за мировое господство. Космическая эпоха началась с успешного запуска советского спутника, однако именно США спустя всего три года после «Луны-9» первыми высадили человека на Луну, показав миру тот лунный ландшафт, который изображен на обложке журнала. |
Советские иллюстрации, даже с мчащимися вдаль НЛО и удивительными футуристическими машинами, должны были не развлекать, а просвещать и воспитывать, а также рекламировать коммунистический проект. В 1962 году космонавты опубликовали на страницах журнала «Техника — молодежи» открытое письмо, в котором говорится: «… каждый из нас, отправляясь на стартовую площадку, твердо верит, что его труд (именно так — труд!) сделает советскую науку и советского человека еще более сильными и приблизит это замечательное будущее — коммунистическое будущее, к которому придет все человечество». К ученым, астронавтам и авиационным инженерам относились как к легендам, потому что в Советском Союзе открытый космос было очень важной идеей, рассказывает Санькова. «Достижения СССР в области космоса стали мощным пропагандистским оружием», — говорит она. Советские граждане опосредованно жили в таких изображениях, и даже самые фантастические и сюрреалистические иллюстративные материалы — о жизни в космосе, о встрече с новыми формами жизни — указывали на то, что идеи культурной революции не ограничиваются Землей. |
Интернет-журнал «Атлас Обскура» (Atlas Obscura) взял у Саньковой интервью о внеземной жизни, о том, что вдохновляло советских художников, и о том, как первый человек на Луне все изменил. Ее книга выйдет 1 апреля 2020 года. |
— Как вы считаете, что вдохновляло этих художников, что влияло на их представления о других мирах? |
— Вдохновением для этих иллюстраций служили два направления: интенсивное развитие научно-технической области и серьезный энтузиазм дизайнеров и художников, желавших увидеть новые открытия в различных сферах науки. У многих художников было техническое образование. Еще одним важным фактором, повлиявшим на иллюстративные материалы, стало быстрое распространение публикаций, книг, романов и рассказов, а также выход научно-фантастических фильмов в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах. |
Еще задолго до того, как мечта о космических полетах стала реальностью, изобретатели и философы были уверены, что путешествия между планетами и даже между Вселенными со временем станут возможны. В России эти идеи получили широкое распространение после публикации работ Константина Циолковского. В них этот ученый выразил свое мнение о том, что разумная жизнь должна существовать не только на Земле, но и во всей Вселенной. Циолковский стал знаменит не только благодаря своим работам в области проектирования, но и по причине своей убежденности в том, что должны существовать высокоразвитые внеземные цивилизации, способные влиять на строение материи и ход природных процессов. А еще он стремился найти путь к космическому разуму и создать органическую связь между человеком и космосом. |
Советские писатели излагали самые невероятные версии контакта с внеземными цивилизациями. Но в 70-х и 80-х годах космические фантазии угасли и отошли на задний план, уступив место документальной летописи освоения космоса. |
— Какая связь существует между этими иллюстрациями и общей эстетикой советского дизайна? |
— Советский графический дизайн всегда активно развивался и быстро реагировал на обстановку в стране. В основном это объяснялось тем, что плакаты, журналы, книги, брошюры и так далее были наиболее эффективным средством пропаганды. Печатать их можно было быстро и дешево, а материал они представляли живо и наглядно, делая информацию визуальной и в целом понятной. |
Издательства по всей стране сотрудничали с отдельными художниками и студиями, входившими в Союз художников СССР. Научно-технические журналы, а также проектные и научно-исследовательские институты часто давали пристанище и официальную работу художникам-бунтарям из андерграунда. Работая в журналах, они воплощали в жизнь необычные, фантастические концепции, размышляли о сути вещей, готовили эскизы обложек, а также рисовали новую действительность, не имевшую ничего общего с их реальной средой обитания. |
Обычная советская эстетика подвергалась стандартизации и унификации. Это была единственная уместная схема для страны с плановой экономикой, где было почти невозможно ввести что-то новое. Космос и военная промышленность были единственными отраслями, для которых строились новые производственные линии. |
С 1960-х годов космос также стал ведущим мотивом в дизайне и архитектуре. В советской архитектуре начал формироваться так называемый космический стиль. Строящиеся жилые дома и общественные здания стали напоминать межпланетные корабли, спутники и летающие тарелки. На детских площадках появились диковинные планеты, ракеты и импровизированные научные станции. Стены детских садов и школ стали украшать звездами и галактиками. В дизайне станций метро начали появляться изображения космонавтов. Космическая тема также преобладала при подготовке народных празднеств и торжеств, которые заполняли жизнь советского народа и возвещали об очередных достижениях науки, скажем, о запуске новых космических кораблей. Улицы заполнялись плакатами и транспарантами с надписями «Коммунисты проложили путь к звездам» и «Наука и коммунизм неразделимы». |
— Во многих иллюстрациях кроме науки прослеживается тема чужих миров. Каково было отношение советского народа к такого рода научной фантастике? |
— Может, и существовали какие-то секретные НИИ, занимавшиеся поиском внеземного разума, но нам это доподлинно неизвестно. Советские люди не проявляли большого интереса к инопланетным мирам. Мой дедушка был советским инженером, и он всю жизнь читал научно-технические журналы. Когда я спрашивала его, существуют ли инопланетяне, он отвечал, что наверное существуют, но ему никогда не хотелось встретиться с ними. Космические исследования влияли главным образом на творческий класс советского народа. Встречи с внеземными цивилизациями стали популярной темой в кино и мультфильмах. |
Основываясь на книгах и рассказах, советские киностудии снимали фильмы и создавали невероятные, фантастические мультфильмы. К этой работе в качестве консультантов привлекали ученых и космонавтов. Многие фильмы стали настоящими хитами. На их показ в кинотеатр было невозможно попасть, а у экрана телевизора собиралось не только несколько поколений одной семьи, но также друзья и соседи. |
— Как со временем менялись советские представления об инопланетных мирах, и изменились ли они после того, как человек побывал на Луне? |
— В 1950-х годах иллюстрации в журналах стали реалистичными. На смену космической романтике и ожиданию новых открытий пришли снимки Вселенной, полученные в результате последних исследований. После запуска первого искусственного спутника он стал главным героем научно-популярных журналов, постоянно появляясь на их обложках. Художники-иллюстраторы таких журналов как «Наука и жизнь» и «Знание — сила» стали все чаще изображать последние версии ракет и космических кораблей, передавая удивительно правдоподобные детали полетов на Луну (хотя на самом деле это была всего лишь художественная фантазия). Казалось, что на страницах журналов появились подлинные цветные фотографии, снятые в космосе. |
Но изображения человека в открытом космосе в то время встречались крайне редко. Практически все художники изображали исследователей и космических путешественников на космодромах, откуда запускали ракеты и летающие тарелки, или в лабораториях, где на гигантских экранах была видна Луна и прочие планеты. На этих картинах человек не был главным героем. Он был частью футуристического ландшафта, простым обитателем далеких планет, по дорогам которых летали каплевидные аэродинамические машины. Иллюстрации в журнале «Техника — молодежи» были исключением. |
Когда Советы и американцы совершили свои первые космические полеты, страницы журналов немедленно заполнились изображениями человека в космосе. Космонавты осуществляли стыковку, глазели в иллюминаторы на просторы Вселенной, ходили по городам и центрам управления на других планетах. Масштабы мечтаний стали совершенно другими. Если в 50-е годы люди думали о том, какие технические приборы позволят им осваивать космические дали, то спустя всего 10 лет художники уже рисовали звездные города, теплицы и огромные космические станции, где люди смогут жить годами. Хрущевская оттепель нашла свое отражение не только в содержании иллюстраций, но и в палитре. Картины стали живыми, футуристическими, наполнились яркими цветами, а другие планеты стали казаться дружелюбными и гостеприимными. Начался новый цикл авангарда. |
В 1970-е годы художественное оформление журналов сдвинулось в сторону психоделической графики с символами и деталями, необычными перспективами в иллюстрациях и с более сложным повествованием. Однако большинство журналов с увлекательным научно-техническим содержанием по-прежнему иллюстрировали в основном черно-белыми рисунками и графиками. Единственными цветными элементами были обложка и цветные вставки. На этом фоне «Техника — молодежи» на протяжении многих лет считалась самым живым и ярким изданием. |
Идеалистические изображения исчезли, а иллюстрации помрачнели. К 1980-м годам не осталось и следа от мечтаний 1960-х и футурологии 1970-х. Оформление печатных изданий стало максимально реалистичным, цвета потускнели, а сюжеты рассказов сконцентрировались вокруг повседневной жизни космонавтов и ученых. К этому времени космическая гонка уже пришла в упадок. В 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты подписали соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космоса в мирных целях. Темпы космических исследований замедлились, а сообщения о работе на орбите стали рядовыми новостями. |
— Какая ваша любимая иллюстрация инопланетных миров в написанной вами книге? |
— Мне очень нравятся обложки журнала «Знание — сила» № 12 за 1969 год и № 11 за 1971 год. Они абстрактные и передают ощущение какой-то параллельной реальности, других микро- и макромиров. Абстрактные обложки с интуитивно-ассоциативным художественным изображением неведомого отличают этот журнал от других научно-популярных публикаций, где на обложках фигурируют более реалистичные изображения. |
— Советские взгляды на космос находят сегодня какой-то отклик? |
— Интерес возвращается. Хотя правильнее будет сказать, что интерес никогда не исчезал. Те темы, которые были популярны в 1960-х и 1980-х годах, сегодня снова актуальны: экология, альтернативные источники энергии, разумное потребление, перенаселение, переработка отходов. В то время это считалось футурологией, но для нас это уже реальность. |
Пожалуй, сегодня исчезла некая романтика. Космос уже не считается самоцелью, сейчас это средство выживания. Место, куда можно перенести вредное производство, или где можно найти новые источники энергии. |
На вебсайте Роскосмоса (российская государственная космическая корпорация) появилось объявление с приглашением к молодежи присоединяться к программе подготовки космонавтов. Я нашла его, готовясь к этому интервью. Никакой шумихи по этому поводу не возникло, и объявление не было перепечатано ни в прессе, ни в социальных сетях. Сейчас все понимают, что работа космонавта или астронавта точно такая же, как и любая другая. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|