Не все свитки Мертвого моря подлинные
|
В июне 1883 года выкрест Моисей Шапиро (то есть крещеный еврей), торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой. Шапиро привез пятнадцать пергаментных свитков с письменами, которые, по его словам, были обнаружены арабскими пастухами в некой пещере в холмах Палестины. |
Письмена представляли собой варианты фрагментов из библейской книги Второзакония, включая десять заповедей. Судя по начертанию букв еврейского алфавита, манускрипт был создан в VI веке до н.э. А, может быть, даже и раньше. |
![]() |
Возраст находки - если, конечно, она была подлинной - превосходил самые ранние тексты Ветхого Завета (IX век н.э.) почти на полторы тысячи лет. Вполне понятно и естественно, что Моисей Шапиро хотел получить за них огромные деньги. Однако этот торговец пользовался дурной репутацией в мире знатоков и любителей древностей. Десятью годами раньше его имя "засветилось" в скандале с фальшивыми находками из Дибана, что в Иордании. |
Обнаруженная там в 1868 году надпись на большой базальтовой плите казалась одним из самых сенсационных открытий в археологии того времени, и поиски были продолжены. Арабы нашли несколько горшков, покрытых похожими письменами. Моисей Шапиро купил у них эти горшки и перепродал в Германии. Он выплатил арабам часть полученных денег для дальнейших поисков. |
Однако горшки оказались поддельными, обман был раскрыт доктором Шарлем Клермоном-Ганно, автором первой академической публикации о "библейском камне". Вполне возможно, что сам Шапиро и не был виноват, но его репутация торговца была подмочена. |
Поэтому неудивительно, что когда в 1878 году Шапиро рассказал о манускриптах немецким чиновникам, то столкнулся со вполне закономерным недоверием с их стороны. Несколько лет спустя Шапиро прочитал о последнем открытии в области библейской археологии. |
Был найден новый аналитический метод, который позволял определить авторов текстов Ветхого Завета. К примеру, в некоторых фрагментах упоминалось имя Яхве (Иегова), в других же - Элохим. Немецкие ученые утверждали, что по этим словам можно разделить источники на несколько групп. |
Внимательно посмотрев свои свитки, Моисей Шапиро в изумлении обнаружил, что там упоминалось только имя Элохим. Выходит, он был обладателем одного из источников Библии. В воображении торговца замаячили золотые горы... |
К 1883 году Шапиро завершил новый перевод текстов и с благословения профессора Шредера, немецкого консула в Бейруте, отвез находки в Германию, в Берлин, чтобы представить экспертам. |
Но после полуторачасовых дебатов члены комиссии объявили манускрипты... "хитроумной и бесстыдной подделкой", то есть инцидент с "моавитянскими горшками" не был предан забвению. |
Но Шапиро не сдался. Он срочно переехал в Лондон, где к манускриптам отнеслись с большим доверием, по крайней мере, поначалу. Британский музей даже отрядил своего лучшего эксперта по палестинским древностями, Кристиана Гинзбурга, чтобы снять копии и изучить тексты. |
Серия его переводов была опубликована в газете "Таймс" в начале августа 1883 года. Два пергамента были выставлены в Британском музее и вызвали оживленные дебаты среди ученых и общественности. |
Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, знаток древней истории, долго беседовал с Моисеем Шапиро о пергаментах. Прошел слух, что казначейство уже согласилось финансировать их покупку для музея... |
Однако фортуна вновь отвернулась от торговца. Несколько ученых, в том числе директор музея, объявили, что никакие пергаменты не могут так хорошо сохраниться в течение двух тысяч лет в дождливом климате Палестины. |
Затем все тот же Клермон-Ганно, безжалостный гонитель Шапиро, после поверхностного осмотра пергаментов, лежавших под стеклом на витрине, объявил их подделкой. |
Кристиан Гинзбург же внезапно изменил свое мнение и завершил серию публикаций в "Таймс" статьей, изобличающей находку Шапиро как фальсификацию. Он даже заявил, что может определить почерк нескольких переписчиков, работавших под общим руководством ученого-еврея. Стиль рукописи, по его мнению, просто скопирован с "Библейского камня"! |
Даже у сторонников подлинности находки сомнений не оставалось. Манускрипты - подделка, а Моисей Шапиро - либо мошенник, либо невежда. 23 августа того же 1883 года он написал письмо Гинзбургу из лондонского отеля, в котором обвинял последнего в предательстве: "Вы сделали из меня дурака, опубликовав и выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, фальшивые. Не думаю, что смогу пережить этот позор". |
И не пережил: в марте 1884 года Шапиро покончил жизнь самоубийством в роттердамском отеле. Его семья, успевшая влезть в большие долги в связи с предполагаемой продажей манускриптов, распродала имущество в Иерусалиме и переехала в Германию. |
Тем временем пергаменты были выставлены на аукционе "Сотби" и приобретены каким- то книготорговцем за ничтожную сумму - 10 фунтов 5 шиллингов. Последнее упоминание о них встречается в книжном каталоге 1887 года, где указана их приблизительная датировка - от XVI до XIX века и цена 25 фунтов стерлингов. Никто не знает, где эти манускрипты сегодня... |
История могла бы на этом и закончиться, если бы не открытие, сделанное в 1947 году. Весной упомянутого года в Хирбет-Кумране, селении на берегу Мертвого моря в Иордании, бедуины из племени таамире обнаружили в пещере, в горной гряде, два глиняных сосуда с древними рукописями. |
Место это находится в 25 километрах к востоку от Иерусалима и в трех километрах к северу от источника Айн-Фешха, на северо-западном берегу Мертвого моря. |
Надписи были нанесены на кожу, свернутую в свитки. Некоторые свитки были упакованы в ткань, но все они были ветхими и по большей части представляли собой отдельные фрагменты некогда цельных рукописей. |
Некоторое время эти свитки не вызывали интереса у антикваров Вифлеема и Иерусалима. (Что как минимум странно. Если бы сегодня были обнаружены такие свитки, к ним бы очередь из ученых всего мира бы стояла! Особенно памятуя несчастного Шапиро...) |
Тогда в поисках покупателей бедуины зашли в православный монастырь Святого Марка в Иерусалиме, где и продали часть найденных рукописей. Оставшуюся часть приобрел позже Еврейский университет. |
Тамошние консультанты, помня историю с Моисеем Шапиро, сначала объявили найденные свитки подделкой. Однако другие исследователи не спешили с выводами и отправили фотокопии нескольких рукописей известному в США семитологу Уильяму Фоксуэллу Олбрайту. |
Скоро из Соединенных Штатов пришла телеграмма: "Примите мои самые сердечные поздравления с величайшим открытием нашего времени - находкой доисторических текстов. Я отношу их к I веку до нашей эры!" |
Весной 1948 года сообщение о свитках вызвало в Европе подлинную сенсацию, ибо, как оказалось, это были священные тексты, проливающие новый свет на происхождение христианства. Неудивительно, что в селение Хирбет-Кумран зачастили экспедиции, которые за несколько лет обнаружили в горной гряде протяженностью 6-8 километров около сорока пещер. |
За десять лет в одиннадцати из них исследователи обнаружили свитки. Четыре рукописи, купленные у бедуинов за бесценок монастырем Святого Марка, "ушли" в США за 250 тысяч долларов. |
Первая обобщающая работа о найденных свитках была издана в Западной Европе в 1957 году, а в 1994 году и в Петербурге появилась книга библеиста Игоря Романовича Тантлевского "История и идеология Кумранской общины". |
Неутихающий ажиотаж вокруг этих рукописей на протяжении полувека объясняется тем, что в них описываются события, хорошо известные всем из священных христианских книг. "Ну и что, - спросите вы, - ведь в этом нет ничего особенного!" Так-то оно так, если бы ни одно обстоятельство, а именно: кумранские мудрецы записали все это за полтора века до возникновения христианства! |
Особое место в свитках уделяется личности руководителя общины, называемого Учителем праведности. Петербургский ученый И.Р. Тантлевский считает, что этот человек возглавлял общину в 176-136 годах до н.э. Его жизненный путь удивительно напоминает биографию Иисуса Христа. |
Например, глава кумранитов выступал как пророк, получивший откровение от бога, и происходил из священнического рода. Учитель праведности, подобно Иисусу, имел своего "предтечу" - предшественника по управлению общиной. |
Так же как Иоанн Креститель, кумранский предтеча призывал израильтян выйти в Иудейскую пустыню, чтобы очиститься от грехов, и ожидал в ближайшем будущем прихода истинного пророка. Учитель праведности и явился как ожидаемый Мессия, помазанник божий. |
Последователи Учителя праведности обосновались в Иерусалиме и действовали вместе с другими сектами. В одном из свитков говорится: "И Человека, который силой Всевышнего обновит закон, вы назовете обманщиком, и, наконец, замыслите убить его, не распознав его величия". |
Столкновение Учителя, претендовавшего на роль Мессии, со жречеством было неизбежным. И последовало наказание. Какое же? Ответ И.Р.Тантлевского иначе как сенсационным не назовешь. В одной из рукописей говорится, как враги "наложат руки" на Мессию и распнут его. По Тантлевскому, это было констатацией свершившегося факта. |
В другом фрагменте рукописей упоминаются даже гвозди, которыми прибивали распятого учителя. Оказывается, еще декрет персидского царя Дария грозил преступникам распятием. |
Так что казнь через распятие применялась в Иудеи задолго до римлян... (Что, в принципе, откровением не было - так в Иудее издревле казнили рабов и самых злостных преступников.) |
Этими фактами не исчерпывается удивительное сходство с жизнеописанием Христа. Как их толковать? Можно отнести на счет случайных совпадений. Высказывается и другое мнение. |
Как известно, Иисус в начале своей эпопеи провел некоторое время в Иудейской пустыне, где обитали ессеи-кумраниты. Не исключено, что их учение оказало влияние на формирование христианской доктрины. Повсеместно рос интерес к идеям монотеизма. Идея мессианства витала в воздухе... |
Но эта версия не объясняет все совпадения. Если посмотреть на эту историю более смелым взглядом, то напрашивается как минимум два взаимоисключающих вывода: либо в Кумранских свитах говорится об Иисусе, и, значит, Иисус родился раньше, чем принято считать, и христианская эра наступила века на полтора раньше, либо мессий (или в данном случае пророков) было два. Но ни с тем, ни с другим выводом официальное христианство, конечно, не согласится... |
Но давайте вернемся в XIX столетие и спросим себя еще раз: "А что если манускрипты Моисея Шапиро все-таки были подлинными и он стал жертвой узкого академического мышления?" Такого мнения придерживается Джон Аллегро, признанный специалист по свиткам Мертвого моря. |
Задним числом можно сказать, что сам Моисей Шапиро оказался более прозорливым, чем эксперты, разоблачавшие его. Он не спешил с выводами об их древности; допускал, что они могли быть созданы какой-то сектой, жившей в окрестностях Мертвого моря - замечательно точное предсказание о Кумранской общине. Что касается его манускриптов, то они, скорее всего, действительно являются древнейшими фрагментами Ветхого Завета. К сожалению, эти свитки потеряны, и пока их не найдут снова, загадка не будет решена. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|