Точнейшая оптика древнего мира
|
|
Пять лет назад наша газета беседовала с уникальным врачом-офтальмологом Эльнаром Мамедовичем Ахмедовым. В своей работе Эльнар Ахмедов руководствуется не только новейшими достижениями в области медицины, но зачастую обращается к опыту древних. Так, однажды он заинтересовался опытом врачей времен античности, которые ставили диагноз, внимательно изучая радужку глаза.
|
|
Метод иридодиагностики широко применяется в наши дни в Китае, о чем Эльнар Ахмедов узнал, будучи в этой стране на симпозиуме офтальмологов. В традиционной китайской медицине глаз не рассматривается как отдельный орган, а исключительно в тесной связи с другими внутренними органами и со всеми каналами и коллатералями.
|
|
Изучив все, что только можно в этой области, Эльнар Ахмедов в итоге открыл центр иридодиагностики в Санкт-Петербурге и стал его руководителем.
|
|
За пять лет, что прошли с момента нашей первой беседы, в жизни уникального врача произошли существенные изменения. Он защитил кандидатскую диссертацию, в результате чего ему была присуждена ученая степень кандидата медицинских наук.
|
|
Сейчас Эльнар Ахмедов активно работает над сбором материалов для докторской диссертации.
|
|
Но и это еще не все. Верный своим традициям обращаться к опыту древних, Эльнар Ахмедов заинтересовался историей офтальмологической оптики и собрал на эту тему обширный исторический материал. Сейчас к печати готовится его монография на эту тему.
|
|
- Насколько я понимаю, эта тема никак не касается вашей специализации - иридодиагностики. Почему она вас заинтересовала?
|
|
- Я ведь работаю с глазом человека. Хочу быть в курсе всего, хочу знать как можно больше в своей области и, по-возможности, применять в той или иной степени все полученные знания.
|
|
Каким образом исторические сведения смогут мне пригодиться в дальнейшей работе, я пока не знаю, но, как говорится, пусть будут! (Смеется.)
|
|
- Точное время изобретения очков неизвестно, но считается, что они впервые появились в десятом-тринадцатом веках нашей эры. Вы изучали именно этот период?
|
|
- Нет, гораздо более древний! Предпосылки к тому, что оптические линзы (отшлифованные кристаллы горного хрусталя древних греков, знаменитый изумруд Нерона) появились гораздо раньше, были давно, но археологи их словно не замечали.
|
|
И так продолжалось практически целый век после того, как археология стала серьезной наукой. А ведь оптические приборы, сделанные из самых разных материалов и найденные в самых разных странах, доказывают существование развитой оптики уже в глубокой древности.
|
|
- Но разве способны были наши предки несколько тысяч лет назад сделать точные оптические инструменты?
|
|
- Способны, и археологические находки это доказывают. С помощью тех инструментов можно было не только наблюдать звезды, но и осуществлять работы на микроскопическом уровне и даже исправлять астигматизм.
|
|
Древними линзами интересуюсь не только я! (Смеется.) Например, Роберт Темпл, тот самый, что написал известную книгу о космических знаниях племени догонов "Тайна Сириуса", также уверен в том, что доказательства тому долгие годы лежали у специалистов буквально под носом.
|
|
- Почему же они их не видели?
|
|
- Все дело в стереотипах. Очень сложно отказаться от полученных академических знаний и взглянуть на проблему под другим углом.
|
|
Еще сложнее по-другому взглянуть на привычные предметы и увидеть в них не то, что принять видеть.
|
|
Музеи всего мира буквально забиты оптическими приборами! Они находятся и в основных экспозициях, и в запасниках. Да вы и сами их неоднократно видели, только совершенно не задумывались над тем, что это на самом деле.
|
|
Ведь под ними таблички, которые говорят о том, что это просто предметы быта. А у нас ведь как? Написано - горшок для еды, мы и считаем, что это горшок для еды, а не какая-то емкость, к примеру, для электрической батареи, как в том же Древнем Египте.
|
|
- Вы меня заинтриговали! Что же это за предметы, которые все видели, но не думали о них как об оптических приборах?
|
|
- Это многочисленные украшения, разрозненные бусины и т.п. Если вы видите круглый прозрачный шарик, а под ним надпись: "Бусина из такого-то поселения", вы ведь так и будете считать! А эти "бусины" (не имеющие, кстати, в большинстве случаев сквозного отверстия, чтобы их нанизать на нитку) могли служить своем другим целям!
|
|
Одни могли фокусировать солнечный свет для получения огня, другие - помогать видеть отдаленные или микроскопические объекты, третьи - осуществлять ориентацию на местности. А всего-то и нужно было - отказаться от стереотипов восприятия!
|
|
В 1984 году известный знаток металлов и историк науки Массачусетского технологического института профессор Сирил Смит настолько глубоко погряз в стереотипах, что отбросил все найденные при раскопках образцы как "явные безделушки".
|
|
Что касается Роберта Темпла, то в ученом мире некоторые всерьез его не воспринимают, считают, что он просто дилетант или авантюрист, делающий себе имя на пустом месте.
|
|
Однако его монография "Мистерия Сириуса", говорящая о возможности палеоконтакта - древнего посещения Земли инопланетянами, признана как самое глубокое исследование из всех, проведенных до настоящего времени в этой области.
|
|
Именно исследования и книги Роберта Темпла, в том числе "Хрустальное солнце", заставили меня обратиться к этому вопросу, и я выяснил много потрясающих вещей.
|
|
Так, стало понятно, что и в считающихся классическими текстах, и в устной традиции подавляющего большинства народов мира имеются просто-таки бьющие по глазам указания на то, что оптические приборы существовали многие тысячелетия назад.
|
|
Если бы эти тексты читались более внимательно и при прочтении их "классические" воззрения, что "этого не может быть, потому что не может быть никогда", не довлели бы над восприятием, ученые и археологи давно бы обратили на них внимание.
|
|
Стали бы их целенаправленно разыскивать, изучать, а то, что уже найдено, рассматривали бы уже через призму этих указаний, а не через стереотипы, которые внушаются классической наукой.
|
|
Хотя слово "классической" стоит поставить в огромные кавычки! Но этого, наверное, в обозримом будущем не произойдет, потому что официальная наука упорно утверждает, что в древности не могло быть никакой развитой технологии - ни в области оптики, ни в любой другой.
|
|
Сотни независимых исследователей доказывают это на многочисленных примерах, а официальная наука забралась в свою железобетонную раковину из устаревших взглядов и кричит оттуда: "Нет! Никогда! Не может быть!"
|
|
- Какие еще примеры неправильной интерпретации археологических находок вы можете привести?
|
|
- Различные отполированные предметы из самых разных материалов - настоящие линзы! - интерпретируются как доисторические зеркала.
|
|
Если что-то до блеска отполировано, то для чего это? Ну конечно, чтобы посмотреть на себя и убедиться, какой я красивый! (Смеется.) Очень многое объявляется женскими украшениями.
|
|
Официальная наука говорит, что это подвески, серьги и т.п. А то, что эти "серьги" приближают или увеличивают предметы, в расчет не берется.
|
|
В лучшем случае, многие линзы были объявлены зажигательными стеклами. То есть как линзы их все-таки признали, но их применение объяснили сугубо утилитарными нуждами.
|
|
Это все равно как объявить микроскоп прибором в помощь ювелирам!
|
|
Доходит до смешного, когда различные мелкие кристаллические сферы времен Древнего Рима объявляются сосудами для косметики и парфюмерии или для хранения каких-то жидкостей.
|
|
А ведь если заполнить их водой, мы получим полноценные линзы! Но дальше парфюмерных флаконов фантазия современных ученых не идет! Роберт Темпл очень образно сказал в этом случае о близорукости современной науки, которой он намерен прописать хорошие очки!
|
|
Кроме линз в виде бусин и т.п. во многих исторических музеях, например, в стокгольмском и шанхайском, хранятся уникальные артефакты из самых разных материалов - металлов, керамики.
|
|
Рассматривая их, можно заметить миниатюрную работу, которую никак не сделаешь без помощи увеличительных приборов. На многих глиняных табличках из Вавилона и Ассирии видны выдавленные микроскопические клинописные знаки, об этом писал даже Николай Непомнящий.
|
|
Скончавшийся лет двадцать пять назад очень известный исследователь шумерской цивилизации Сэмюэль Ной Креймер после изучения одного артефакта времен месопотамской цивилизации Шумера сказал: "Мы удивляемся, как древнему писарю удавалось написать их, и как, написав, он мог прочесть их без увеличительного стекла или микроскопа".
|
|
- Вы сказали, что во многих, считающихся классическими текстах, есть прямое указание на то, что древние были знакомы с оптикой. О каких текстах идет речь?
|
|
- Ну, например, в "Текстах пирамид", которым более четырех тысяч лет и которые были найдены во второй половине девятнадцатого века. Есть и более старые тексты времен Древнего Египта.
|
|
Из более поздних литературных и исторических памятников письменности можно привести в пример многочисленные тексты времен Плиния Старшего, это первый век нашей эры.
|
|
Один из самых известных его трудов - это "Естественная история". В ней древнеримский писатель и ученый приводит описание трудоемкой работы с миниатюрными предметами. Этой работой занимались два древнеримских художника и ремесленника - Каликрат и Мирмекид.
|
|
Плиний старший пишет: "Каликрату удавалось изготовлять модели муравьев и других крошечных созданий, чьи части тела оставались невидимыми для остальных людей.
|
|
Некий Мирмекид заслужил себе славу в той же области, сделав маленькую повозку с четырьмя лошадьми из такого же материала, столь крошечную, что ее могла закрыть своим крылышком муха, и такого же размера корабль".
|
|
Вот скажите мне, пожалуйста, каким образом эти два достойных человека могли заниматься столь тонкой работой, не имея никаких увеличительных приборов?! Или у них было зрение, как у орла?!
|
|
Цицерон (а это уже первый век до нашей эры) приводит в пример миниатюрную копию "Илиады" Гомера, такую маленькую, что могла поместиться в скорлупе грецкого ореха.
|
|
Как можно создать такую вещь, не имея чего-то типа микроскопа? Да никак!
|
|
А что же официальная наука? А она, вдоль и поперек изучив эти и более поздние тексты, в упор не хочет видеть, что такая работа была бы полностью не возможна, не имей античные матера оптических приборов.
|
|
Ученые-ортодоксы договорились до того, что объясняют все это... наследственной близорукостью! В начале восьмидесятых Леонард Горелик и Джон Гвиннстг, ученые- медики Государственного университета Нью-Йорка, выдвинули гипотезу, что в древнем мире просто не было необходимости в увеличительных стеклах!
|
|
Мол, если близорукие люди держат маленькие предметы непосредственно перед глазами, они видят их гораздо лучше, чем люди с нормальным зрением. И даже лучше, чем с помощью оптики.
|
|
Эти два горе-ученых, отвергая очевидное, проталкивали гипотезу, что вся (!) миниатюрная работа древнего мира выполнялась близорукими мастерами.
|
|
А поскольку предрасположенность к близорукости - вещь наследственная, они договорились до того, что существовали целые поколения близоруких мастеров.
|
|
- Да, смешно... Однако ведь упомянутых вами текстах нет прямого упоминания оптических приборов.
|
|
- Нет. А зачем античным авторам о них упоминать, если по умолчанию понятно, что тонкой работы не сделать без помощи оптики! Хорошо, если такой пример не убедителен, давайте приведу другой.
|
|
Античные историки описывали прекрасные статуи, созданные из мрамора или металла.
|
|
Кто-нибудь из них говорил о том, что древнегреческие скульпторы Пракситель, Фидий или Поликлет пользовались различными приспособлениями для отливки?
|
|
Кто-нибудь упоминает, что древнеримский скульптор Пасительс пользовался при работе с мрамором шпунтом, скарпелем, троянкой или киянкой? (Все мраморные статуи - это дошедшие до нас поздние римские копии греческих металлических статуй.)
|
|
Так и в случае с оптикой: и так понятно, что она применялась. Более того, отсутствие упоминаний о ней как раз подчеркивает тот факт, что она была более чем привычной! Кто сейчас скажет о том, что при постройке деревянного дома применяются гвозди, а при поклейке обоев - клей?
|
|
- А у более поздних авторов есть какие-то сведения о забытой ныне оптике древних?
|
|
- Есть. И там она как раз упоминается практически напрямую, а не косвенно. Возьмем, к примеру, Филиппа фон Штоша, жившего в восемнадцатом веке. Он был известным коллекционером, знатоком античных гемм.
|
|
Штош писал, что через его руки проходили миниатюрные геммы размером с половину зерна чечевицы, которые, тем не менее, были искусно обработаны. Штош утверждал, что это было бы невозможно, если бы у древних резчиков не было увеличительных приборов, причем мощных.
|
|
Кстати, если рассматривать древние украшения времен античности, то и без каких бы то ни было авторитетов становится понятно, что их не создашь без оптики.
|
|
- Как известно, мифы на пустом месте не рождаются. Есть ли какие-то мифы или легенды, в которых открытым текстом говорилось бы о каких-либо оптических приборах?
|
|
- Ну, насчет открытого текста мне сейчас трудно сказать, но если внимательно изучить и правильно истолковать некоторые мифы, то можно найти опять же косвенные, но очень убедительные примеры использования древними оптических приборов. Возьмем, к примеру, древнегреческий миф о Прометее, который подарил человечеству божественный огонь.
|
|
Но ведь, согласитесь, мало что-то получить в подарок, нужно уметь это сохранить, а впоследствии и самому добывать. Огня это касается в первую очередь.
|
|
Мне кажется, что в случае с Прометеем - если отбросить всю сказочность - в сухом остатке мы будем иметь дело с получением огня при помощи зажигательных стекол, то есть линз.
|
|
Я уверен, что этот миф следует истолковывать только таким образом. А иначе как им другим способом можно получить огонь "из ниоткуда"?!
|
|
Про линзы для зажигания огня, кстати, говорится как раз открытым текстом у древнегреческого автора Аристофана, в его комедии "Облака". Это пятый-четвертый века до нашей эры.
|
|
Судя по древним друидским мифам, друиды умели делать то же самое, извлекая "невидимую субстанцию огня" при помощи самых разных материалов, в том числе при помощи линз.
|
|
- В таком случае, в этот же ряд можно поставить и Архимеда с его рассказом о том, как во время осады Сиракуз в 212 году римским флотом он сумел поджечь римские триеры, сфокусировав и направив на них солнечные лучи при помощи огромных, предположительно металлических зеркал?
|
|
- Честно говоря, эта история еще со времен уроков по истории в школе вызывала у меня сильные сомнения.
|
|
Во-первых, создать такие зеркала - дело не одного дня, даже если допустить, что древние греки обладали утраченной ныне технологией. А там ведь речь шла о нескольких часах: осаждающая эскадра ждать не будет.
|
|
Во-вторых, чтобы с помощью сфокусированного солнечного луча что-то поджечь, нужно время, а корабли ждать этого опять же не будут - они двигаются!
|
|
Да, весь римский флот был сожжен, на это указывают и некоторые античные авторы, но мне кажется, что Архимедом (или кем-то другим, неважно) было применено какое-то иное оружие. Возможно, это были какие-то установки типа ракетных с зажигательными снарядами.
|
|
То, что древние цивилизации обладали давно забытыми знаниями, уже ни у кого не вызывает сомнения. Кроме как у консервативно настроенных представителей официальной науки. (Смеется)
|
|
- Но ведь в 1973 году греческий ученый Иоаннис Сакас провел эксперимент, доказывающий возможность поджога флота с помощью зеркал!
|
|
- А каковы были подробности этого эксперимента? Сакас поставил семьдесят человек с прекрасно отполированными метровыми бронзовыми зеркалами, и через три минуты они подожгли маленькое деревянное судно.
|
|
Но, во-первых, сделано это было с расстояния в 50 метров, а в случае с Сиракузами расстояние было намного больше.
|
|
Во-вторых, судно стояло смирно и ждало своей участи.
|
|
В-третьих, мы опять же упираемся в количество: вряд ли у осажденных в Сиракузах было время изготовить столько зеркал космическими темпами!
|
|
- Давайте теперь перейдем к очкам. Как вы считаете, когда они появились - если исходить из того, что наша история вовсе не такова, каковой ее представляют учебники?
|
|
- Есть такой английский ученый еврейского происхождения, знаток древней иудейской истории - Майкл Вейцман.
|
|
Он провел исследование и выдвинул предположение, что тотафот (филактерия на греческом, тфилин на иврите), некий предмет, закреплявшийся на лбу во время иудейских богослужений (о чем можно прочитать в Книге Исхода и Второзаконии), берет свое начало в Древнем Египте.
|
|
Там таким словом обозначался предмет, который помещался между глаз. Вейцман утверждает, что в данном случае речь идет об очках. Я же могу предположить, что это могло быть тем самым налобным зеркалом, которое используем мы, офтальмологи.
|
|
Впрочем, очки - либо в виде предмета, корректирующего зрения, либо в виде линз для увеличения предметов при мелкой или ювелирной работе древние египтяне точно знали.
|
|
Слишком много археологи находят предметов, декор на которых никак не сделаешь, если не применять какие-то оптические приборы.
|
|
Например, микроскопические рисунки на ручке ножа из слоновой кости, который нашел в гробнице Умм-эль-Кабб в Абидосе в девяностых годах доктор Гюнтер Дрейер, директор Немецкого археологического института в Каире.
|
|
Ножу этому почти пять с половиной тысяч лет. Микроскопический узор на нем представляет собой чередование фигурок животных и людей.
|
|
Головы их - размером примерно в один миллиметр. Можно создать такой рисунок без увеличительного стекла?! Однозначно - нельзя.
|
|
Роберт Темпл считает, что в Древнем Египте однозначно использовались оптические приборы, причем не только для нужд ювелиров, но и для более практических целей: для исчисления времени, для ориентации зданий и сооружений по сторонам света, для астрономических наблюдений и вычислений.
|
|
Скорее всего, они применялись и в религиозных церемониях: для создания световых и оптических эффектов. Жрецам ведь нужно было производить впечатление на паству! (Смеется.)
|
|
О том, что древние египтяне были знакомы с оптикой, говорят и их статуи, созданные во времена третьей-пятой династий. У этих статуй в глазницы были вставлены выпуклые линзы из кварца, изумительно обработанные и отполированные. Они придавали статуям эффект живых глаз. А кварца в Египте было не просто много, а очень много.
|
|
Я думаю, что так называемое око Гора (или глаз Гора, известный египетский амулет) - также не что иное, как оптический прибор.
|
|
- А что вы можете сказать о так называемой линзе Лэйярда?
|
|
- Это еще одно доказательство в пользу гипотезы, что древние были прекрасно знакомы с оптикой.
|
|
Сегодня линза, найденная Остином Генри Лэйярдом в 1849 году при раскопках в Ираке в одном из залов дворца в Калху, известном также как город Нимруд, хранится в Британском музее.
|
|
Кстати, нужно быть справедливым: не все ученые открещиваются от мысли о том, что в древности оптические приборы могли быть известны. Специалисты из Британского музея признают, что этот кусочек вогнутого стекла, датируемый примерно 800 годом до нашей эры, является линзой. Ее толщина - всего пять миллиметров. И эта линза - лишь часть удивительных находок из раскопок времен ассирийского царя Саргона.
|
|
- Для чего она применялась?
|
|
- Британские специалисты считают, что ни много, ни мало как для коррекции астигматизма. Об этом говорят многочисленные прорези на плоской поверхности и ее диоптрическая градуировка. Она на этой линзе разная в разных ее частях - от 4 до 7 единиц, и уровни повышения диоптрий колеблются от 1,25 до 2.
|
|
Подобные линзы находились время от времени, но интерпретировались совершенно неправильно. Их в большом количестве (около полусотни штук) нашел даже Шлиман во время раскопок Тори.
|
|
Сегодня подобные линзы, в основном из горного хрусталя, находят по всему побережью Средиземного моря и на Ближнем Востоке.
|
|
Две обнаружены в Гордионе, древней столице царя Мидаса в центральной части Турции, около тридцати - в Эфесе, шестнадцать - на развалинах Карфагена, около двадцати - в Гераклионе на Крите.
|
|
Одна из критских линз может увеличивать в семь раз! Причем с безупречной точностью. Если же линзу отдалить от рассматриваемого предмета, она увеличивает его уже в двадцать раз, правда, с искажением.
|
|
На Крите линзы изготавливались в таких количествах, что можно говорить об их массовом производстве. В доказательство этого служит найденная там мастерская минойской эпохи.
|
|
Эфесские линзы же, наоборот, уменьшали изображение процентов на семьдесят.
|
|
- Получается, линзы находились только в южных и восточных странах?
|
|
- Ну почему же? Их находили и в скандинавских странах, причем много - более сотни. Я думаю, что и среди уже найденных артефактов после книги Роберта Темпла "Хрустальное солнце" будут "найдены" линзы, которые до этого характеризовались как что угодно, но только не как оптические приборы.
|
|
- Многие исследователи характеризуют такие вот не вписывающиеся в представления официальной науки находки как следы инопланетных технологий. Как вы относитесь к такой точке зрения?
|
|
- Со смехом. Я не отрицаю наличие инопланетян или исчезнувших могучих чисто земных цивилизаций, но больше чем уверен, что все эти находки - более чем естественны.
|
|
Они лишь подтверждают мнение многих ученых, что наша цивилизация развивалась вполне естественными темпами, ее эволюционирование было вполне нормальным и опиралось на открытые в древности законы физики и новые технологии, а также законы природы.
|
|
Ничего фантастического в этом нет, все знания древних получались методом проб и ошибок.
|
|
Да, с упадком Римской империи многие знания были забыты и человечеству пришлось в Средние века заново "изобретать велосипед", но кто сказал, что нужно и сейчас открещиваться от мысли, что древние были не глупее нас?
|
|
http://www.echo.az/article.php?aid=101249
|