С древних времен существовала вера в потерянный рай
|
В течение многих столетий люди пытались найти ответ на вопрос о бессмертии. И это неудивительно, ведь с самого начала человеческой истории продолжительность жизни была ограничена. Как остановить процесс старения? Как вечно оставаться молодым и здоровым? На протяжении веков человечество предпринимало отчаянные попытки найти "эликсир молодости" или "лекарство против старения". История донесла для нас немало подобных свидетельств. |
С весьма давних времен (как минимум, с III тысячелетия до н. э.) у разных народов существовала вера в "потерянный рай" - некую загадочную землю или таинственные острова, где время как бы остановилось. Там царила вечная молодость и жили блаженные люди, которые никогда не старели. То была страна всеобщего благополучия и счастья, где никто не знал бед и печалей. Там не ведали, что такое плач, и повсюду звучали лишь смех и шум всеобщего веселья. |
Вера в существование такой страны была основана на многочисленных древних легендах, упоминания о ней сохранились и во многих античных источниках, и средневековых рукописях. Предания помещали ее то на севере, то на западе, то на востоке, то на юге - в зависимости от того, где и когда проживал хранивший их народ. |
У страны было бесчисленное множество названий, самые известные из которых Край вечного счастья и молодости, Страна вечной юности, Страна волшебниц и чародеек, Земля обетованная, Земля под волнами, Острова блаженных, Остров святого Брендана, Ги Бразил, Елисейские Поля, Элизиум, Сады Гесперид, Эдем, Яблоневый остров, Эмайн, Инис Аваллон или просто Аваллон и т.п. |
Согласно кельтской мифологии, в той стране хранился Святой Грааль, волшебный меч короля Артура и многие другие чудесные предметы. Там же покоился и сам легендарный король Артур, перенесенный в Авалон феей Морганой после кровавого сражения, в котором он получил смертельную рану. |
На поиски легендарной страны отправлялись многие искатели приключений. Одни из них погибали в пути, другие возвращались назад с пустыми руками. Что же представляла собой эта таинственная страна? Существовала ли она когда-нибудь на Земле или была всего лишь плодом воображения искавших лучшей жизни и стремившихся к бессмертию людей? |
"Этот чудесный остров окружен океаном; там нет нужды ни в чем; нет ни воровства, ни врагов, таящихся в засаде. Там не бывает снега; там не бывает засухи летом и морозов зимой, но царит нерушимый мир и гармония, и прекрасное тепло вечной весны. |
Там много цветов: лилий, роз и фиалок; яблоня там вместе рождает цвет и плод на одной и той же ветви. Юноша и девушка живут там вместе без грязи и стыда. Старость неведома там; ни нужды, ни болезни - все там суть радость. Никто там не держит чего-либо только для себя одного". "Деяния королей Британии". |
Этот отрывок из свободного поэтического перевода на бретонский язык одной из важнейших латиноязычных книг - хроник артуровского цикла "Historia Regum Britanniae" - принадлежит Гийому Реннскому и сделан им в 1234 году. Сама "Historia Regum Britanniae" была создана валлийским хронистом Гальфридом Монмутским раньше, в 1130-1138 гг. |
Этот источник, наверное, лучше всего характеризует господствовавшие в те времена представления об Острове или Островах блаженных или, как их еще называют, счастливых, благословенных, бессмертных и т. п. |
В "Historia Regum Britanniae" описывается жизнь и подвиги короля Артура, а также его последний путь на Аваллон в 542 г. от Рождества Христова. |
…В средние века были и другие произведения, сообщающие нам об Острове или Островах блаженных. Одно из таких описаний приводится в поэме Артуровского цикла "Жизнь Мерлина", написанной тем же Гальфридом Монмутским в 1148-1150 гг.: |
"Остров Плодов, который еще именуют Счастливым, |
Назван так, ибо все само собой там родится. |
Нужды там нет, чтобы пахарь поля взрывал бороздами, |
Нет земледелия там: все сама дарует природа. |
Сами собою растут и обильные злаки, и гроздья, |
Сами родятся плоды в лесах на раскидистых ветках, |
Все в изобилье земля, как траву, сама производит. |
Сто и более лет продолжается жизнь человека". |
Однако, если достоверность книги Г. Монмутского подвергалась сомнению практически с момента ее появления, то "Плавание святого Брендана", скорее всего, описывало действительно имевшее место путешествие по морю известного ирландского святого - покровителя мореплавателей, родившегося между 484 и 486 гг. в г. Трэйли в графстве Керри (Ирландия). |
Плавание святого Брендана на судне-курарахе. Рисунок из одноименного манускрипта XV в. |
Вот несколько фрагментов из этого произведения: |
"Мы поплывем к острову, называющемуся "Земля, святым обетованная"… Такой туман окружил нас со всех сторон, что мы с трудом могли различить корму и нос корабля. Через час плавания осиял нас вышний свет и показалась плодородная земля, где росло множество трав и плодов. |
Когда корабль пристал к берегу, мы сошли на землю и ходили по этому острову пятнадцать дней, но не смогли обнаружить его предела. И не видели мы ни одной травы, которая не цвела б, и ни одного дерева, которое не плодоносило бы. Камни же там - только драгоценные". |
"С наступлением вечера они оказались перед пеленой тумана, простиравшейся настолько высоко, насколько можно было видеть. Прокуратор же сказал святому Брендану: "Этот туман окружает остров, который вы ищете уже семь лет". По прошествии часа пути осиял их яркий свет, и корабль пристал к берегу. |
Когда они сошли с корабля, то увидели широкую равнину, полную деревьев, плодоносящих, словно в осеннюю пору. Пока они обходили эту землю, их ни разу не заставала ночь. Они ели плоды, сколько хотели, и пили из источников, и так шли в течение сорока дней, но не смогли обнаружить предела земли". |
Пожалуй, наиболее реалистичное (насколько это вообще возможно в мифах) упоминание об Островах бессмертных содержится в саге "Битва при Маг Туиред", повествующей о сражении между фоморами (племенем богини Домну) и Туата де Дананн (племенем богини Дану), и в обширной компиляции XII в. "Книга захватов Ирландии". |
Согласно этим источникам, фоморы были самыми древними обитателями Ирландии. Они пришли с северных островов, где преисполнились друидической мудрости и магических знаний. Вот что говорится об этом в одном из вариантов (всего их три) "Битвы при Маг Туиред": |
"На северных островах земли были племена богини Дану и постигали они там премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света. |
В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание, дьявольское ремесло - Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе...". |
В "Битве при Маг Туиред" и других ирландских сагах Туата де Дананн описываются как божественная раса бессмертных и чародеев. Такими же магами, чародеями и, по-видимому, долгожителями были и фоморы, ….. жившие на земле задолго до появления богов. |
Туата де Дананн и фоморы являлись единственными историческими (по крайней мере, упомянутыми в "Книге захватов Ирландии") обитателями таинственной земли на севере или западе. Все остальные ирландские и валлийские предания повествуют скорее о мифических героях - обитателях Страны Обетованной, существование которых не может быть доказано. |
Большое количество сведений о Волшебных островах и заокеанских путешествиях к ним содержится в ирландских сагах серии "Плавания". Самая известная из них - "Плавание Брана (сына Фебала)", VIII-IX вв. Здесь рассказывается о короле-воине Бране, достигшем Эмайна - Яблоневого острова или Острова женщин. |
Как-то раз Бран услышал чудесную неземную музыку. Она была настолько прекрасной, что он, очарованный ею, уснул. Проснувшись, он увидел перед собой яблоневую ветвь с цветами. Вскоре в его дворец пришла женщина в странном одеянии и запела песню об острове Эмайн, где нет ни зимы, ни горя, ни нужды, где стоит вечная весна и царят радость и веселье: |
"Есть далекий-далекий остров… |
…Милая страна, во веки веков |
Усыпанная множеством цветов… |
Там неведома горесть и неведом обман. |
На земле родной, плодородной |
Нет ни капли горечи, ни капли зла, |
Все - сладкая музыка, нежащая слух. |
Без скорби, без печали, без смерти, |
Без болезней, без дряхлости - |
Вот истинный знак Эмайн. |
Не найти ей равного чуда". |
Женщина позвала Брана на этот остров и исчезла. Вместе с ней пропала и яблоневая ветвь. На следующее утро Бран снарядил флот и отправился на поиски острова Эмайн. Ему встретился ехавший на колеснице по морю Мананнан. Он обратился к Брану с такой речью: |
"Велика равнина, много в ней мужей, |
Краски блистают светлым торжеством. |
Серебряный поток, золотые одежды - |
Все приветствует своим обилием. |
В прекрасную игру, самую радостную, |
Они играют, вином опьяняясь, |
Мужи и милые женщины, под листвою, |
Без греха, без преступления… |
…Пусть усердно гребет Бран - |
Недалеко до Страны женщин. |
Эмайн многоцветковый, гостеприимной |
Ты достигнешь до заката солнца". |
Вскоре Бран пристал к острову Эмайн и провел там один год. Он и его спутники начали тосковать по Ирландии и решили возвратиться. Когда флот Брана причалил к родным берегам, он назвал жителям свое имя и в ответ услышал, что Брана, сына Фебала, давным-давно уже нет в живых, что он, согласно передаваемым из поколения в поколение преданиям, много столетий назад ушел в море и не вернулся. |
Спутник Брана Нехтан прыгнул за борт, но, как только он ступил на землю, сразу же превратился в немощного старика, а после рассыпался в прах. Тогда Бран повернул флот обратно, и навсегда уплыл из Ирландии. |
В других сагах серии "Плавания" - "Плавание лодки Майль-Дуйна" (VIII-X вв….."Плавание лодки О'Хорра", основывающейся на оригинале VIII в., также описываются Острова вечной молодости и счастья. Их названия разнообразны и многозначительны: "Земля, или Страна Юных", "Великая долина", "Земля, или Страна живых", "Долина наслаждений", "Страна женщин"… |
Майль-Дуйн посетил множество островов, где встретил гигантских птиц, муравьев и других мифических животных и демонов. Он побывал во многих необычных городах и странах и наконец прибыл на Остров женщин. |
Остров представлял собой широкую равнину, "покрытую не вереском, а сплошной мягкой травой". Жизнь на острове длилась вечно, никто не знал ни старости, ни болезней. |
Ни Майль-Дуйну, ни его спутникам не пришлось ни о чем беспокоиться. Они встретили королеву и ее семнадцать дочерей. Женщины пировали с путниками и разделили с ними ложе. Затем они начали уговаривать их остаться на острове навсегда, чтобы "время не коснулось их, и каждый сохранил свой возраст". |
В саге "Плавание Брана (сына Фебала)" знакомство Брана с Островами бессмертных началось с того, что он услышал чудесную музыку и увидел яблоневую ветвь, усыпанную цветами. В "Плавании Майль-Дуйна" тоже рассказывается о яблоке, обеспечивавшем путешественников едой и питьем в течение сорока дней и ночей. |
Сходные мотивы имеется и во многих других ирландских и валлийских преданиях. Следовательно, "божественная", "неземная" музыка, яблоневая ветвь и яблоко, способное накормить любого (оставаясь при этом всегда целым), выступают неотъемлемыми атрибутами загадочного острова, которые позволено слышать, видеть и пробовать людям. Поэтому не случайно во многих вариантах названий Островов блаженных фигурирует слово "яблоня" или "яблоко": Эмайн-Аблах (кельт. Ablach - яблоко), Аваллон (Abal – яблоко….), Инсула Аваллонис или Инсула Поморум (лат. insula Avallonis, insula pomorum - остров Аваллон или Яблоневый остров). |
Одним из преданий, где Яблоневый остров описан наиболее подробно (в нем он предстает скорее как страна), является сага "Приключения Кормака в Обетованной Стране": |
"Однажды на рассвете… он [Кормак] увидел идущего к нему степенного седоволосого воина [Мананнана]. Серебряная ветвь с тремя золотыми яблоками была на его плече. Так сладко и весело было слушать музыку, которую издавала ветвь, что мужчины, страдающие от ран, или женщины в родах, или люди в болезнях засыпали под мелодию, которая звучала, если потрясти этой ветвью. |
Воин приветствовал Кормака. Кормак приветствовал его. "Откуда пришел ты, о воин?" - спросил Кормак. "Из страны, - отвечал тот, - в которой нет ничего, кроме правды, и нет там ни возраста, ни дряхления, ни уныния, ни печали, ни зависти, ни ревности, ни ненависти, ни гордыни"… |
Обетованная страна - Тир Тангире описана также ……в саге "Приключения Конлы Красного": "Конла Красноволосый , сын Конна Ста Битв, был однажды со своим отцом на высотах Уснеха , когда он увидел женщину в странном одеянии. |
Конла сказал: "Откуда пришла ты, женщина?" |
Женщина ответила: |
"Я пришла из Страны живых, где нет ни смерти, ни греха, ни преступления. Мы наслаждаемся беспрестанными пирами без надобности их готовить. У нас доброжелательство без распрей…. |
…Бессмертные живые приглашают тебя; |
Они призовут тебя к племени Тетры, |
Которое видит тебя каждый день… |
…Тогда друид спел заклятие против голоса женщины… Когда женщина удалялась под пересиливающую песнь друида, она бросила Конле яблоко. Месяц после этого Конла был без еды и питья и не имел желания есть никакую пищу, только свое яблоко. Однако сколько он ни ел, яблоко не уменьшалось, а было по-прежнему целым. Тогда тоска охватила Конлу по женщине, которую он увидел… |
…Женщина сказала: |
"Есть иная земля, которую не худо сыскать; |
Солнце садится, я вижу это, - |
Хоть она далека, мы достигнем ее до ночи. |
Это земля, которая радует |
Сердце каждого, кто познает ее; |
Нет там иного рода, - |
Там только женщины и девушки…" |
Так что же такое Авалон - реально существовавшая страна или представления древних кельтов об ином мире и загробной жизни? Здесь мнения большинства специалистов в области ирландского и валлийского фольклора сходятся: Страна Обетованная всегда была лишь плодом воображения стремившихся к лучшей жизни и верящих в загробную жизнь людей. |
Однако давайте посмотрим, так ли уж беспочвенны аргументы в пользу "географического Авалона" - острова, островов или целой страны, которая когда-то была на Земле, а потом исчезла в пучинах океана в результате наводнения, землетрясения или какого-то другого стихийного бедствия, наподобие Атлантиды Платона. |
Начнем с того, что на средневековых картах западнее Ирландии изображался Ги Брасил (Ги Бразил) - остров кузнеца Гоффанова , который якобы один раз в семь лет поднимался из морских глубин. |
В "Плаваниях святого Брендана" приводится описание многих островов, айсбергов, морских животных и других чудес, которые якобы видел Брендан со своими товарищами. Известный ирландский путешественник и исследователь Тим Северин, проанализировавший тексты "Плаваний", пришел к выводу, что в них описывается действительно имевшее место плавание к северо-западному побережью Канады. |
Реальные исторические личности Бран, Майль-Дуйн, Снедгус, Мак Риагль, О'Хорр стали героями ирландских саг серии "Плавания". Первый из них был королем Британии, второй - сыном короля Айлиля и монахини, остальные - странствующими монахами, как и герои многих других сказаний ("Приключения Кормака в Стране Обетованной", "Приключения Конлы Красного", "Приключения Арта, сына Кона", "Ойсин в Тир На-Н-Ог" и др.); правда, не во всех случаях об этом можно говорить с абсолютной достоверностью. |
Но это и не столь важно. Гораздо ценнее другое - в большинстве этих саг приводится описание острова или островов на западе, которых искатели приключений (назовем их так) достигли после многих месяцев или нескольких лет странствий (Бран - через 7 лет, Мак-Дуйль - через 5 или 7 лет и т. д.). Весьма любопытна и характеристика этих островов в "Плавании Брана (сына Фебала)": |
"Есть трижды пятьдесят островов |
Средь океана, от нас на запад. |
Больше Ирландии вдвое |
Каждый из них или втрое". |
Таким образом, речь здесь идет уже не об одном маленьком острове в океане, а о целом архипелаге больших островов. Некоторые исследователи сопоставляют его с островами Карибского моря: Кубой, Гаити и др. На мой взгляд, такое сопоставление не совсем корректно: Эмайн являлся, прежде всего, "волшебной" страной, в которой жили бессмертные, маги и чародеи. А острова, открытые в Карибском море несколько столетий спустя, были населены обыкновенными индейцами. |
Неплохое подтверждение реального существования Острова или Островов бессмертных - ирландская сага "Битва при Маг Туиред: |
"На северных островах земли были племена богини Дану и постигали они там премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света. В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание, дьявольское ремесло - Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе…". |
А вот продолжение этого отрывка: |
"Из Фалиаса принесли они Лиа Фаль [знаменитый камень], что был потом в Таре [древняя столица Ирландии]. Вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией. Из Гориаса принесли они копье, которым владел Луг. Hичто не могло устоять перед ним или пред тем, в чьей руке оно было. |
Из Финдиаса принесли они меч Hуаду. Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину неотразимым. Из Муриаса принесли они котел Дагды. Hе случалось людям уйти от него голодными". |
Приведенный выше фрагмент и вся остальная содержащаяся в саге информация о племени богини Дану дает нам уверенность в том, что таинственные острова на севере были населены историческими предками ирландцев, которые правили этой страной в течение нескольких тысячелетий (до 1700-1000 гг. до н. э.). В одних преданиях они описаны как боги, в других - как демоны, например в уже упомянутой "Книге захватов Ирландии". |
Одни средневековые ученые относили их к полубогам, другие - к божественным демонам, третьи считали обычными людьми, пришедшими в Ирландию с территории современной Греции. Но, несмотря на все это, племя богини Дану, по-видимому, жило в Ирландии и соседней Британии не меньшее время, чем минуло с момента образования Священной Римской Империи до наших дней. |
Это была могущественная цивилизация с большим количеством талантливых ученых, архитекторов, строителей, музыкантов, художников и со всеми чертами демократического правления при равноправии мужчин и женщин. Они принесли с собой в Ирландию с "северных островов" четыре магических предмета: камень Лиа Фаль, копье Луга, меч Нуаду и котел Дагды. |
Эти предметы легли в основу сюжетов многих произведений Артуровского, или граалевского цикла средневековой литературы. С ними тесно связывалась тема поиска Аваллона и Святого Грааля. Значит, средневековые авторы верили в их существование. А может быть, они обладали знаниями о доисторической Ирландии и Британии, ныне утраченными и нам недоступными? |
Среди специалистов господствует мнение, что вера древних кельтов в Острова блаженных отражает их представления о загробной жизни, и на это есть основания. |
Во-первых, в преданиях Авалон часто представляется как призрачный, окутанный туманами остров или земля, недостижимая для большинства смертных, куда попадают лишь избранные герои, чем подчеркивается его отличие от других, реально существующих, островов. Например, в "Плавании Святого Брендана" говорится: |
"Такой туман окружил нас со всех сторон, что мы с трудом могли различить корму и нос корабля. Через час плавания осиял нас вышний свет…" |
В саге "Приключения Кормака в стране обетованной" можно прочитать: "Он пошел вслед за ними, и всякий последовал ему. Посреди равнины пал на них великий туман, и Кормак обнаружил, что он один". |
Во-вторых, пребывание на острове выходцев из Страны Обетованной нередко сопряжено со звучанием "нездешней" музыки, одного из основных атрибутов иного мира. В "Плавании Брана (сына Фебала)" и "Приключениях Кормака в обетованной стране" волшебная музыка исходит из яблоневой ветви: |
"Однажды Бран бродил одиноко вокруг своего замка, когда вдруг он услышал музыку позади себя. Он обернулся, но музыка снова звучала за спиной его, и так было всякий раз, сколько бы он не оборачивался. И такова была прелесть мелодии, что наконец он впал в сон. Когда он пробудился, то увидел около себя серебряную ветвь с белыми цветами". |
В-третьих, сам остров, постройки на нем, а также выходцы из Страны Обетованной обычно изображаются отделенными от земли предметами из бронзы, служащей "изолирующим" и одновременно "проводящим" материалом (своего рода "посредником", выполняющим те же функции, что и лошадь, лодка и т.п.) между миром людей и миром иным. |
В-четвертых, предания говорят о том, что многие предметы (двери, кресла, крыши домов и т. д.) на Островах блаженных, а также лодки или корабли выходцев из Страны Обетованной сделаны из хрусталя, драгоценных камней и металлов, перьев различных птиц, а его обитатели носят не характерные для земных жителей одеяния. |
Хрусталь, драгоценные камни, золото, одеяния из тонких шелковых тканей и парчи с золотой вышивкой многие специалисты по кельтскому фольклору рассматривают как материал, произведенный в ином мире |
В-пятых, в некоторых сагах, например, "Плавании Святого Брендана", говорится о том, что на острове не бывает смены дня и ночи (т. е. продолжается вечный день), что, по мнению сторонников неземного Аваллона, - еще одно важное свойство потустороннего мира: |
Почему ты не спрашиваешь меня об этом острове? Разве ты не видишь, все здесь сохранилось [неизменным] со времен сотворения мира? Разве ты нуждаешься [здесь] в какой-нибудь еде, питье или одежде? Ты уже год находишься в этом месте и не вкушал ни еды, ни питья. И никогда не клонило тебя в сон, и ночь не являлась пред тобой. Ибо день здесь постоянен и не прерывается темнотой" ("Плавание святого Брендана"). |
Из приведенного фрагмента явствует, что обитателям Страны Обетованной не требовалась ни еда, ни питье. А это дополнительный аргумент в пользу неземного расположения этой страны. Хотя …в других сагах, например, таких как "Приключения Кормака в Стране Обетованной" и "Приключения Арта, сына Конны", говорится, что жители Страны Вечной Юности все же употребляли пищу, пили вино и воду. |
Правда, делали они это как-то не по-земному. Их пищей были не уменьшавшиеся в размерах яблоки, свинья Мананнана, которую ели все сидящие за столом и которая при этом оставалась целой, а котел Дагды мог накормить любое количество собравшихся. |
Наконец, те, кто поддерживает версию о потустороннем нахождении Островов бессмертных опираются на общепринятую научную концепцию относительно кельтских богов и героев. Хотя, последний довод, на мой взгляд, не может являться главным аргументом в пользу неземного расположения Авалона: эта концепция может оказаться ошибочной, если будут найдены доказательства реального существования, например, фоморов, короля Артура или Святого Грааля. Кроме того, она построена на зыбком основании, поскольку в кельтских преданиях об Авалоне говорится в первую очередь о Волшебной стране, а не о царстве мертвых. |
Существует еще одна интересная точка зрения о местонахождении Страны под волнами, которая во многом примиряет сторонников географического и неземного расположения Авалона. |
Однако она столь явно противоречит нашим сегодняшним представлением о Земле и, в первую очередь, результатам геофизических исследований ее внутренних сфер и оболочек (земной коры, мантии и ядра), что я долго не решался писать о ней открыто. Но и не остановиться на ней я тоже не мог. Ведь сегодня никто не поручится за то, что она, в конце концов, не окажется правильной. Итак, все по порядку. |
Известный британский астроном Э. Галлей и великий математик Л. Эйлер серьезно относились к идее полой Земли, впоследствии описанной в научно-фантастических произведениях Ж. Верна "Путешествие к центру Земли", С. В. Обручева "Плутония" и других. |
В частности, Э. Галлей пытался объяснить перемещение магнитных полюсов на нашей планете наличием вращающихся друг относительно друга оболочек, а Л. Эйлер предполагал, что на Северном и Южном полюсах имеются отверстия, ведущие вглубь Земли. |
Американский исследователь Ян Лампречт обнаружил целый ряд свидетельств полярных исследователей Р. Пири, Ф. Кука, Д. Макмиллана, Р. Амундсена и Г. Уилкинса о наблюдении неизвестных земель в Арктике. Причем Ф. Куку в 1908 г. якобы даже удалось сфотографировать неизвестную землю на горизонте в точке с координатами 84°50' с. ш. и 95°36' з. д. - в нескольких сотнях миль от о. Элсмар. |
В 1908 году вышла книга У.Д. Эммерсона "Дымящийся Бог", повествующая о загадочном приключении норвежца Олафа Янсена и его отца. В конце XIX в. они якобы поплыли на север и попали в отверстие в Земле около Северного полюса. Там путешественники встретились с гостеприимными великанами, живущими в "золотом веке", побывали во многих городах и селениях (в том числе, легендарном Эдеме, который словно сошел со страниц Библии), встретились со многими обитателями подземной страны и даже познакомились с верховным жрецом - правителем подземного мира. А потом, преодолев внутренние моря и океаны, они выплыли из отверстия в районе Южного полюса! |
На первый взгляд, все это кажется несерьезным. Однако чем внимательнее вчитываешься в это и другие подобные произведения, тем больше поражаешься сходству описания в них подземного мира с характеристикой Страны Обетованной. |
И в той и другой стране фактически не было смены дня и ночи (какой привыкли видеть ее мы, обитатели "верхнего мира"), они освещались равномерным мягким светом, - в случае полой Земли он исходил из ядра. И та и другая "земля" находилась на севере и представляла собой остров или место в океане (вход в подземную страну). |
И та и другая большую часть времени была сокрыта от мореплавателей: либо находилась под волнами, либо была окутана густым туманом. И в той и другой стране время как бы остановилось и жившие в них люди или "нелюди" не старели многие столетия и тысячелетия. И та и другая "земля" изобиловала драгоценными камнями и металлами. Описание сходства подземного мира и Земли обетованной можно было бы продолжить… |
…..Полая Земля - едва ли не единственное разумное и одновременно научное, без привлечения мистики, объяснение того, куда ушли после их завоевания племенем богини Дану фоморы, да и куда подевались сами Туата де Дананн после их завоевания людьми - потомками сыновей Миля. А ушли они, согласно многочисленным ирландским и британским преданиям, под Землю, где обосновали свои поселения и одновременно стали невидимыми для людей. |
Аналогичный сюжет есть и в преданиях многих других народов. |
Например, у славян под землю уходят паны виевичи , в мифологии народов севера, подкрепленной историческими свидетельствами и результатами археологических раскопок, подземным народом предстает чудь (и здесь). В древнеиндийской литературе обитателями нижнего мира выступают наги и другие демоны. |
Самое интересное, что по всем этим преданиям после ухода обитателей "верхнего" мира, или поверхности Земли, под землю между ними и людьми долгое время сохраняются контакты, кульминацией которых становятся смешанные браки представителей "верхнего" и "нижнего" миров. И лишь сравнительно недавно, несколько веков назад, их связь резко обрывается, и обитатели подземного мира уже предстают в виде сказочных персонажей - фей, гоблинов, гномов и других существ. |
Если допустить, что Земля внутри все-таки полая, то легко объяснить происхождение многих легендарных, сокрытых от глаз людей, территорий, таких как Шамбала, Агарти (и здесь), град-Китеж и они находятся внутри гор, под землей или под водой и крайне редко, и то в отдаленные времена, представали взорам людей. Ведь они мало чем отличаются от холмов-сидов, традиционно считающихся в Ирландии и Британии жилищем ушедших под землю представителей племени богини Дану. |
Гипотеза о полой Земле находит неожиданно подтверждение и в двойственном расположении Страны Обетованной в ирландских и валлийских преданиях. С одной стороны, Острова бессмертных находятся где-то далеко за морем; с другой стороны - в Страну Вечной Юности можно попасть через подземные ходы, начинающиеся в холмах-сидах. |
А.В. Колтыпин |
http://paranormal-news.ru/news/gde_nakhodilis_ostrova_bessmertnykh/2015-12-28-11700 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|