Чудотворные образы - скрепы нашего единства
|
|
27-28 июля в Киеве пройдут праздничные мероприятия, посвящённые знаменательной
дате – 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира, крестителя
Руси. Особенностью торжеств будет присутствие на богослужениях почитаемых
всем православным миром святынь икон Божией Матери – «Касперовской», «Святогорской»,
«Ахтырской», «Почаевской», «Зимненской», «Песчанской» и «Призри на смирение».
|
|
Чудотворные иконы прибудут в Киево-Печерскую лавру из разных мест Украины
– изначальной и сокровенной части Святой Руси. В каждой – свидетельство
единства народной жизни, единства Русской Православной Церкви. Никогда прежде
все вместе эти иконы не собирались в одном месте. В наше трагическое время,
когда патриарх Кирилл не может посетить свою украинскую паству, этот собор
чудотворных образов, несомненно, несёт в себе особые сакральные смыслы.
Представляется, мы увидим и явные последствия. |
|
|
У каждой иконы Божией Матери (за историю христианства известно более
одной тысячи чудотворных образов Богородицы) – своя удивительная судьба,
своё житие. Каждая из икон с любовью и благодарностью по обетованиям (после
исцелений или каких-то иных случаев) украшена крестами, перстнями, камнями;
драгоценные убранства хранят в себе отсветы чудесных личных и общенародных
историй, о некоторых мы здесь расскажем. |
|
Начать, вероятно, следует с Зимненской иконы Божией Матери. Эта икона
соединяет времена и пространства, всех со всеми. Образ имеет прямое отношение
к судьбе великого князя Владимира и к святому крещению Руси. Именно этой
иконой патриарх Николай II Хрисоверг в 988 году в Херсонесе (Корсуне) Таврическом
благословил византийскую принцессу Анну на брак с великим князем Владимиром.
Как известно, наш князь, в ту пору язычник, добившись руки сестры византийских
императоров, решил пренебречь своим обещанием креститься. Его поразила слепота.
Владимир воспринял это как вразумление. Так и мы это понимаем. Предание
доносит, что князь в крещенской купели корсунской церкви святого Василия
увидел сильное и необычное свечение, исходящее от иконы, после чего и прозрел
– физически и духовно... |
|
Образ прибудет (если на то будет воля Богородицы, как понимают православные)
с Волыни, из древнего Зимненского Святогорского Успенского монастыря, который
находится около села Зимнее на Святых Холмах, вблизи города Владимир-Волынский.
|
|
О духовном недуге слепотствующих Зимненский образ впоследствии напоминал
людям не раз. В 1724 году Зимнее купил некий католик Михаил Чацкий. Ограбив
православную обитель, Чацкий в горделивой позе предстал перед святым образом
и произнёс: «Ну что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты
спасти свой православный монастырь!» Чацкий через миг ослеп. Он умер слепцом
через три года. Его потомки по мужской линии за три года до смерти теряли
зрение. |
|
Касперовская икона Божией Матери прибудет из Успенского собора Одессы.
Иконография образа совпадает с иконописью корсунской иконы. Образ, по преданию,
был написан евангелистом Лукой и попал на Русь в 988 году в качестве дара
Владимиру Крестителю из Византии. Разные списки с этой иконы связаны с судьбами
св. Ефросинии Полоцкой, св. Александра Невского, царя Иоанна Грозного. Название
«Касперовская» - по фамилии владелицы этой иконы, которой было явлено чудо
в ХIХ веке. Икона, привезённая в Россию сербами в конце XVI века, намоленная
за века, в XIX веке прославилась исцелениями. Православная Одесса верит,
что город был спасён от оккупации и разгрома во время Крымской войны (осада
1854 года провалилась) по милости Пресвятой Богородицы, Касперовский образ
которой крестным ходом был пронесён вокруг Южной Пальмиры. Осаду европейцы
сняли 1 октября. Тогда отцами города было решено «сделать это событие незабвенным
и день 1 октября праздником – священным». |
|
Ахтырский образ Пресвятой Божией Матери мгновенно отличим от иных. Здесь
Спаситель на голгофском Кресте, слева от Голгофы – поясное изображение молящейся
Богородицы. Икона была чудесно обретена во время сенокоса в 1739 году в
г. Ахтырка Харьковской губернии. Всероссийскому прославлению (после трёх
дотошных комиссий Святейшего Синода) способствовало почитание этой иконы
императрицей Елизаветой Петровной. Одна из её фрейлин (баронесса Вайдель),
заболев в 1748 в Ахтырке, молилась перед чудотворным образом. Ночью ей был
ответ: «Напрасно ты просишь об исцелении. Сея болезнь твоя уже к смерти.
Поспеши раздать по церквам и нуждающимся свое имение…» Больная указала на
своих дочерей. «Не заботься о детях, - отвечала Царица Небесная - Я буду
всегдашнею их Покровительницею…» После смерти баронессы императрица взяла
сирот ко двору, воспитала и выдала замуж за известных в нашей истории лиц,
полководцев Семилетней войны (подлинно мировой войны 18 в.): Марию за графа
Петра Панина, Анну за графа Захара Чернышева. По указу Елизаветы Петровны
в Ахтырке был воздвигнут каменный храм, освящённый в 1768 году. |
|
Икона-оригинал в Отечестве не сохранилась. По некоторым данным образ
был вывезен и ныне пребывает в США, в г. Сан-Франциско. Почитаемые списки
Ахтырского образа хранятся в Харькове в Михайловском храме, в Москве в Николаевской
церкви на Арбате, в других местах. |
|
В 2015 году, в день празднования Ахтырской иконы в Святогорской лавре
на Донбассе (15 июля), была торжественно отмечена 23-я годовщина возрождения
монастыря, ставшего впоследствии лаврой. В драгоценном киоте главного храма
пребывает чудотворный образ Святогорской иконы Богородицы, написанный афонским
монахом в середине XIX века, имевшим перед собой древнейший образ… |
|
О чуде 2014 года, верно, все слышали: «В Святогорской лавре после службы
женщины убирали храм. Внезапно из алтаря вышла Женщина и сказала: "Не бойтесь!
Я Украину не оставлю. Постреляют и уйдут". Женщины побежали, сказали настоятелю,
он помолился и благословил всем рассказывать…» Год назад в обители под покровом
Богородицы нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей, среди них сироты
и инвалиды. Настоятель монастыря архиепископ Арсений (Яковенко) говорит:
«Война – производная больной души человеческой. А добрых людей неимоверно
больше, нежели злых и озлобленных. Вот, например, наши благодетели, без
которых мы не смогли бы прокормить столько переселенцев. Нам все время кто-то
помогает, из разных регионов и даже стран. Многие архиереи: и наши, и из
России, из Италии. Один батюшка из Италии написал, что даже католики откликнулись
– хотят помочь… Когда у нас тут беда случилась, все лавры нам помогали –
и владыки, и братия. Привозили микроавтобусы с пожертвованиями. С Почаевской
лаврой нас связывал старец, духовник, ныне покойный схиархимандрит Серафим
(Мирчук)…» |
|
Почаевская икона Божией Матери пребывает высоко над Царскими вратами
Успенского собора в древней Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская
обл.). Ежедневно после вечернего богослужения святую икону спускают на ременах.
И к ней прикладываются монахи и паломники. |
|
Самым впечатляющим чудом от этого образа является событие, которое произошло
ровно 340 лет назад, в июле 1675 года. Несложно представить: обезумевшие
люди стреляют в небо и сами калечатся и гибнут от безумных своих выстрелов.
«Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме
обители, игумен же (св. Иов) велел петь акафист Божией Матери. С первыми
словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица…
Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите
обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали
стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались
назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля…» |
|
Самый, казалось бы, недолгий путь предстоит проделать иконе Божией Матери,
именуемой «Призри на смирение»: от Введенского монастыря, что на Московской
улице Киева. Древнейшие сведения об иконе с таким названием, обретённой
на Псковщине, относятся к 1420 году. Создание чудотворного списка, который
пребывает в Введенском монастыре, относят ко второй половине ХIХ века. В
1920-е годы икона принадлежала священнику Введенской обители о. Борису,
который в 1928 году, оставляя обитель, передал святыню на хранение монахине
Феофании (Тоцкой). В 1992 году она, уже схимонахиня Феодора, вернула святыню
в воссозданный монастырь. 1 августа 1993 г. возникла необходимость вынуть
икону из киота. Тогда и открылось, что на внутренней стороне стекла появился
её загадочный отпечаток в виде «негативного» изображения… Дивная икона прославилась
исцелениями. |
|
С Песчанской иконой Божией Матери, как и с иконой Владимирской, связано
одно из пророчеств о судьбе России, нашей цивилизации. Образ был явлен святителю
Иоасафу, епископу Белгородскому в 1754 году в селе Пески (ныне район города
Изюма) Харьковской губернии. Святитель увидел в нём особый источник Божией
благодати. Накануне Первой мировой войны одному из военных медиков, полковнику,
в видении явился святитель Иоасаф, возвёл его на высокую гору и показал
всю Россию, залитую кровью. «Покайтесь, - призвал святитель. - Пока этого
нет, но так будет». Полковнику мало что не поверили, над ним много смеялись,
а потом – люди-то рациональные, верящие в силу ума, денег и связей, – упекли
в сумасшедший дом… |
|
В 1997 году известный старец протоиерей Николай Гурьянов ни с того ни
с сего велел одному из своих духовных чад читать акафист Песчанской иконе
Божией Матери, «найти её подлинник и с ней облететь Россию крестным ходом
на самолёте». Человек ничего не понял: «Что за икона Песчанская? Где её
искать? Какой крестный ход, да ещё на самолёте по границам России?..» Кто-то
представляет, сколько это может стоить?! |
|
Всё сложилось так, что в 1999 г. такой воздушный крестный ход был совершён.
Через девять лет (в 2008 году) был проведен огромный крестный ход с Песчанской
иконой Богоматери и иконой Царя-Мученика вокруг Харькова; были совершены
и другие крестные ходы… При этом, как полагают, призыв «Покайтесь» до сих
пор звенит в воздухе и для многих является совершенно непонятным набором
слогов. |
|
* * * |
|
Уже сейчас известно, на крестный ход 27 июля в Киев собираются тысячи
людей со всей Украины, чтобы молиться о мире на земле Святой Руси, единстве
нашей Церкви. Программа торжеств сообщает: «К святыням можно будет приложиться
во время их пребывания в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре». |
|
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая торжества в честь князя
Владимира освящением восстановленного в центре Москвы храма в честь святого
князя Владимира – Епархиального дома в Лиховом переулке, заявил: «Если бы
на протяжении тысячелетия наша Церковь не сохраняла единства, не было бы
сегодня России, Украины и Белоруссии в том виде, в каком они сегодня существуют.
Но мы знаем, какая колоссальная опасность нависла сегодня над Украиной -
частью и сердцевиной исторической Святой Руси». |
|
Приходилось слышать, что люди, в том числе священники и архиереи, готовы
за Христа, за единство Церкви, за веру стоять до конца, даже до мученического
конца. |
|
http://odnarodyna.org/content/chudotvornye-obrazy-skrepy-nashego-edinstva
|