В Гватемале обнаружены останки древнейшего из всех известных правителей майя
|
В Гватемале, в городище Такалик-Абах, обнаружены останки древнейшего из всех известных правителей майя, жившего почти три тысячи лет назад. Находка подтверждает, что майя переняли основы своей зарождавшейся культуры и философию мироздания у ольмеков. |
На склоне вулканической гряды, окаймляющей тихоокеанское побережье Гватемалы, в гуще кофейных плантаций и каучуковых деревьев скрываются остатки доиспанского города майя. руины рассказали ученым много нового об истории и культуре великого народа. |
Загадочная цивилизация майя всегда была крепким орешком для историков. Тем не менее с каждым новым открытием в Такалик-Абахе – городе стоячих камней – ученые все ближе подходят к ответу на вопрос о происхождении древнего народа. |
Обнаруженные в Гватемале останки принадлежат древнейшему из всех найденных правителей майя, умершего более 2500 лет назад. |
В 2011 году технический и научный координатор раскопок Криста Шибер де Лаварреда вместе со своей командой работала у одной из главных пирамид. Археологи нашли комплект из шести искусно сделанных керамических фигурок. Все они были детально проработаны и непохожи друг на друга. В шее одной обнаружилось сочленение, позволявшее поворачивать голову; лицо другой было покрашено в красный цвет, а уши сделаны из жадеита – минерала, родственного нефриту; третья оказалась изготовлена из особой глины, придававшей статуэтке более темный оттенок; у четвертой был силуэт беременной женщины. |
По расположению фигурок Криста поняла, что это погребальное подношение. Возможно, статуэтки олицетворяли шесть женщин, которые, связанные некими таинственными узами, были обязаны оставаться вместе и под землей. «Статуэтки очень индивидуальны, это наводит нас на мысль, что, возможно, они изображали реальных людей», – говорит Криста. |
Шибер работает в городище 25 лет, координируя раскопки вместе с коллегой-археологом, администратором национального парка Такалик-Абах Мигелем Оррего Корсо. Опытный археолог, Криста прислушалась к своей интуиции, продолжила раскопки и обнаружила, что фигурки – лишь малая часть важнейшей находки: в нескольких сантиметрах от них были обнаружены останки древнейшего из всех найденных правителей майя, умершего более 2500 лет назад. |
Во влажном, удобренном вулканическим пеплом лесу люди, жившие здесь почти три тысячи лет назад, отметили ритуальные тропы для совершения церемоний сотнями стоячих камней. В 1965 году археолог Сюзанна Майлс назвала городище в честь этих стел – Абах-Такалик, что на языке индейцев киче, принадлежащих к этнической группе майя, означает «стоячий камень». Со временем носители языка уточнили синтаксическую структуру названия – так появился Такалик-Абах. |
История этой местности началась примерно в 800 году до нашей эры, когда люди впервые поселились на плато между двумя реками. Древние зодчие выстроили свой город на наносных террасах. Благодаря удобному географическому расположению город стал крупным торговым и религиозным центром, процветавшим почти две тысячи лет. |
Раскопки и научные исследования начались на месте древнего поселения вскоре после его открытия в 1888 году и продолжаются по сей день. В 1950-м американский археолог русского происхождения Татьяна Проскурякова, исследовав барельефы на каменных стелах, доказала, что они выполнены в стиле майя. С 1976-го по 1981 год сотрудники Калифорнийского университета в Беркли составляли карту древнего города и подробно изучали его скульптурные памятники: ученым удалось различить скульп-турные стили ольмеков и майя. |
«Мы находим все больше подтверждений того, что именно с Такалик-Абаха началось раннее развитие цивилизации майя. Результаты всех исследований указывают именно на это, а найденная гробница служит убедительным доказательством данной гипотезы, – утверждает Криста Шибер. – Находка стала итогом долгих и тщательных исследований внутри пирамиды. Мы вплотную подобрались к правителю», – продолжает Криста, пробираясь к месту захоронения среди зданий, алтарей и монументов. |
Мы минуем верхнюю часть пирамиды, носящую название «строение 6», затем идем по доске, переброшенной через прежние места раскопок, и наконец спускаемся по лестнице в подземную комнату, где располагался погребальный комплекс. В небольшом пространстве наподобие склепа могут поместиться не более четырех-пяти человек. Внутри прохладно, стоит густой запах влажной земли. |
В центре комнаты – углубление вроде бассейна, где легко могло бы разместиться человеческое тело. Внутри можно разглядеть лишь аккуратно снятые слои грунта и не до конца извлеченные из земли предметы – кое-где проступает нанесенный на них орнамент. От тела не осталось и следа, словно усопший растворился в воздухе. |
Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: благодаря деятельности вулканов плодородная почва Гватемалы изобилует активными минеральными соединениями, и бренные останки разлагаются быстро. |
Влажный земляной склеп позволяет перевести дух после тропической жары. Предметы внутри «бассейна» – погребальные дары. Это те самые фигурки (возможно, изображения женщин, сопровождавших правителя при жизни), керамические сосуды и торчащий из земли блестящий камень – слоистый мусковит, который в древности очень ценился за хорошие отражающие свойства. |
Очевидно, захоронение принадлежало влиятельному человеку – в пользу этого говорит неплохо сохранившееся изысканное убранство:два браслета на руках и два на ногах, набедренная повязка и роскошное ожерелье – все из сотен маленьких жадеитовых бусинок, отверстия в которых просверлены с поразительной точностью. «Украшения остались нетронутыми; все бусины лежат так, как они были пришиты – вероятно, на ткань или кожу», – замечает Криста Шибер, указывая на расположение деталей своим рабочим инструментом – кистью с длинной ручкой. |
Пожалуй, самое внушительное из этих сокровищ – великолепное ожерелье, сделанное из кусочков голубого жадеита разного размера. Определить личность погребенного ученым помогла подвеска: жадеитовая камея в форме зубила или топорика, на которой вырезана голова птицы. Это маленькое, но очень изысканное украшение помогло понять историческое и культовое значение места, где мы находились, и прежде всего – роль, которую усопший играл при жизни. |
Пестрая жадеитовая фигурка изображает птицу анфас; ее глаза – пара безупречно вырезанных округлых углублений. Два полукруга по бокам тела обозначают крылья. Судя по силуэту, гриф. «Три вертикальные полоски на лбу изображают наросты на клюве королевского грифа, а загнутый вниз кончик клюва характерен для черного грифа. По-видимому, ювелир создал универсальный образ, чтобы представить оба вида», – говорит Шибер. |
Подобное изображение грифа – знак верховного правителя майя. «Это ранняя инсигния, внешний знак власти правителя – ахава. Королевский гриф является посредником между жизнью и смертью, так как может летать по подземному миру, – поясняет Криста. – Предметы, подобные этому, позволяли правителю общаться со своими предками и богами». Я слушаю рассказ археолога и не могу отвести взгляд от могилы: пытаюсь представить себе исчезнувшего без следа древнего повелителя – во всем его могуществе и красе. |
К нашему возвращению лагерь окутала тьма, разлившаяся под усыпанным звездами черным небом. Я сидел и представлял, какой могла быть жизнь здесь две с половиной тысячи лет назад, когда великий ахав обращался к народу с одной из пирамид. Вот мужчина в роскошных сине-зеленых украшениях выходит из дыма благовоний, делая ритуальные движения по направлению к солнцу, небесам и сторонам света. У него на груди висит зеркало из идеально отполированных пластин пирита – несколько подобных было найдено в Такалик-Абахе. Зеркало отражает в толпу солнечный свет, символизируя прямую связь правителя с богами и его статус посредника между горним и дольним мирами. За спиной мужчины шесть женщин наблюдают за ритуалом; одна из них ждет ребенка. Правитель-жрец завершает церемонию и возвращается в свои покои, где будет принимать вождей, прибывших с визитами из других поселений. |
Должно быть, он выглядел очень внушительно благодаря этим замысловатым украшениям. «Богатство и могущество выражены в изяществе элементов – не в больших кусках жадеита, а в тонких деталях, – объясняет Криста и продолжает: – Это неотъемлемая черта ранней знати, которая демонстрировала приближенным влиятельность и утонченность владельца». Следовательно, правитель-жрец, носивший на груди жадеитового грифа, был одним из представителей тогдашней элиты. |
Усопший, уверена Шибер, был не только политической фигурой, но и представителем религиозной власти. Исследователи решили назвать его Кутц Чман (кутц – «гриф»; чман – «жрец», «праотец», «господин») на языке майя этнической группы мам. Имя, под которым монарх был известен при жизни, остается загадкой, так как на его гробнице отсутствуют надписи – это еще один признак очень ранней культурной традиции. |
Радиоуглеродный анализ дает результат между 770 и 510 годами до нашей эры: исследователи Такалик-Абаха определили этот период как переходный от культуры ольмеков к ранним майя. Информацию подтвердило стратиграфическое исследование, указавшее на то, что погребение располагается в слое, относящемся ко второй фазе среднего доклассического периода (700–400 годы до н. э.). Таким образом, мы стали свидетелями знакомства археологов с древнейшим из ныне найденных правителей майя, властителем эпохи, еще сохранявшей элементы культуры ольмеков. |
«Захоронения того времени разбросаны по всей Мезоамерике. Важность этой конкретной находки заключается в том, что мы впервые в истории обнаружили человека, погребенного, как майянский ахав», – объясняет Оррего. |
Несмотря на то что это могила майя, в ней представлено и наследие ольмеков, которых некоторые исследователи считают первой великой культурой Мезоамерики, оказавшей влияние на развитие последующих цивилизаций. Так, именно для ольмеков было характерно использование голубого жадеита: он символизировал жизнь, плодородие и власть. Мигель Оррего добавляет: «Голубой жадеит был в большой цене: ольмеки проливали кровь, чтобы заполучить этот камень». |
Ученые уверены, что захороненный монарх был обряжен в духе своего времени, а дух этот предопределялся предметно-символическим языком цивилизации ольмеков. Тогда ольмеки, а не майя были мастерами резьбы по жадеиту. И действительно, с их традициями связаны определенные вариации жадеитовых бусин в ожерелье Кутц Чмана. Фрагменты в виде тыквы или фаланг пальца прежде находили у ольмеков, так же, как и подвески формы, которую условно называют «когти ягуара», – они редко встречаются на территориях майя. Да и залежей жадеита здесь не было. |
Существуют две основные теории происхождения майя: согласно изоляционистской версии, влияние других сообществ на майя было незначительным; другая концепция утверждает, что великая цивилизация напрямую наследовала культуре ольмеков. Криста склоняется ко второй теории: «Мы должны переосмыслить парадигму, согласно которой майя не были связаны с ольмеками. Стиль ранних майя включает элементы космогонии ольмеков. Между двумя народами есть прямая связь; мы можем даже говорить о наследовании». |
Видел ли Такалик-Абах становление цивилизации майя? Находки археологов указывают именно на это. В начале своего развития майя ориентировались на картину мира ольмеков. Так продолжалось до середины доклассического периода, когда на смену прежним идеям и мифологическим образам пришли новые способы объяснения и описания Вселенной, которые в скором времени и сформировали молодую цивилизацию майя. |
Культурная эволюция, происходившая в Такалик-Абахе на протяжении веков, оставила немало разных свидетельств. Например, скульптурных: наиболее ранние памятники отличаются сохранением первоначальной формы камня; встречаются характерные фигуры, помещенные в пасть ягуара или в нишу; фигуры с непропорционально большими головами – все это признаки искусства ольмеков. С ними соседствуют более поздние работы в стиле ранних майя – барельефы и горельефы на полированном камне с календарными знаками. |
Некоторые старые статуи использовали по новому назначению, не меняя их облик. Что касается архитектуры, то к ранним зданиям, построенным из глины, впоследствии делались пристройки. Строительство начиналось только после того, как на новом фундаменте совершали жертвоприношение. |
Другие свидетельства относятся к астрономической системе, используемой для измерения времени. Для ольмеков Большая Медведица была космологической точкой отсчета и ориентиром для возведения монументов и строительства. В этом созвездии они видели пасть ягуара, главный символ своей мифологии. Новые постройки переходного периода стали ориентировать по созвездию Дракона (змеевидный дракон – важный элемент картины мира майя). Эти наблюдения указывают на смену парадигм; впрочем, в городе сохранялись и прежние монументы, ориентированные по первому созвездию. Древние жители уважали своих предшественников. |
Так называемую «материнскую культуру» можно понимать как универсальную систему мифологических взглядов, оказавшую огромное влияние на более поздние культуры всего Мезоамериканского региона. Отсылки к ольмекам находили на многих раскопках, исследовавших средний доклассический период на территориях вдоль Тихоокеанского побережья Центральной Америки. Результаты археологических исследований позволяют установить, какие города входили в торговую цепочку, протянувшуюся от нынешнего мексиканского штата Табаско на берегу Мексиканского залива до берегов Коста-Рики. Такалик-Абах явно был важным звеном этой цепи. |
Какао, перья диковинных птиц, вроде попугая ара и кецаля, а также минералы – обсидиан, пирит, андезит и базальт – обменивались на другие товары на основе бартера. Вероятно, важнейшим товаром был жадеит – тот самый камень, из которого вырезана подвеска с изображением птицы. Этот символ власти мезоамериканских обществ среднего доклассического периода также находили в мексиканских штатах Веракрус и Табаско (их считают колыбелью цивилизации ольмеков) и еще дальше по берегу Тихого океана – в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа и Коста-Рике. |
Об ольмекской культуре нам, к сожалению, известно слишком мало. Но мы не можем недооценивать ее влияние на народы, пришедшие в Центральную Америку позже. Его можно сравнить с влиянием Римской империи на народы Европы, хотя, судя по всему, ольмеки не насаждали свою культуру насильственно. |
Со временем Такалик-Абах был заброшен, но некоторые этнические группы майя, в основном мам и киче, продолжали приходить в древний город для проведения церемоний. Они приходили сюда и до того, как о поселении стало известно научному сообществу, приходили и после. «Пока раскопки официально не начались, люди пробирались в Такалик-Абах тайком. Территория была частной собственностью, но паломников это не останавливало, руины были священным местом для них», – объясняет Криста. В наши дни город привлекает местных жителей и иностранцев, желающих прикоснуться к древним традициям. |
Ученые не перестают делать открытия: например, здесь все еще находят древние стелы – стоячие камни, давшие поселению его нынешнее название. Правитель-жрец Кутц Чман заявил о себе после двух с половиной тысяч лет забвения. Исследователи ставят все новые вопросы, ответы на которые помогают приблизиться к истине. К счастью, предсказанного индейцами конца света в 2012 году не произошло – а значит, у нас еще есть время задать немало вопросов. И не исключено, что рано или поздно человечество сможет разгадать одну из самых сложных загадок мировой истории: найти истоки цивилизации майя. |
http://www.nat-geo.ru/article/5351-mayya-smert-vladyiki-rozhdenie-tsivilizatsii/part/full/ |