Экскурсия по Одесской опере - тайны, загадки, призраки
|
В честь окончания 204-го театрального сезона в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета провели экскурсию для представителей прессы. Штатные оперные дивы ТАЙМЕРА Мария Гудыма и Оксана Солопова были в числе экскурсантов. |
Лишний раз посетить жемчужину архитектуры, раззолоченный рай для негоциантов, барочно-ренессансно-рокайльную бонбоньерку всегда приятно! Перед началом мероприятия акул пера пригласили на брифинг помощника генерального директора ОНАТОБ по связям с общественностью Людмилы Сергейчук, дамы приятной во всех отношениях. Она поведала: следующей премьерой театра будет «Пиковая дама» Чайковского, и состоится это событие 19 октября. |
Людмила Сергейчук |
Кстати о Чайковском. Немногие знают, что на хранящемся в Третьяковской галерее портрете композитора, написанном художником Кузнецовым в 1893 году, Пётр Ильич изображён именно в зале нашей оперы, говорят в театре. Правда, портретный фон совершенно нейтральный, так сразу и не скажешь. |
В будущем сезоне театр отметит 90-летие своей балетной труппы. |
«Этому событию будет посвящён ряд специальных мероприятий, - интригует Людмила Александровна. - Вообще планируем те постановки, которые гарантированно вызовут интерес, чтобы каждое событие вызывало аншлаг. Надеюсь, у нас получится!». |
Экскурсию по театру для нас ведёт Мария Кислова. По её словам, подобные экскурсии будут доступны для всех. Теперь не нужно предварительно подавать заявку на посещение и собирать группы. Любой желающий сможет полюбоваться красотами интерьера и узнать историю театра, просто приобретя билет на экскурсию в кассе. |
Каждую пятницу и субботу за час до спектакля посетителям расскажут, как собирали деньги на строительство нынешнего здания после пожара, который уничтожил первый Городской театр в 1873 году; как спасали театральные декорации, занавес, нотную библиотеку, да и сам театр во время Великой Отечественной войны; как поднимали «из-под земли» здание в наше время и многое другое. |
Сейчас в театре работает балет Вячеслава Гордеева, спектакли начинаются в 20.00, стало быть, экскурсии начнут водить с 19.00. А в новом сезоне, как обычно, спектакли будут начинаться в 18.30, соответственно, экскурсии - в 17.30. |
Конечно, походить по театру можно и без экскурсовода, но тогда вам не откроются все тайны этого здания |
Цена экскурсионного посещения - 100 гривен. Немало, учитывая, что билеты на спектакли стоят от 20 до 150 гривен. Кстати, на некоторые балетные постановки («Дон Кихот», «Жар-птица» и «Весна священная») цены решено удвоить: от 40 до 300 гривен! Что ж, осенью увидим, как это скажется на посещаемости... |
Мария Кислова рассказывает, что во время реставрации театра в 60-х годах прошлого века истратили примерно 12 килограммов сусального золота, а во время последней реставрации - около шести килограммов. |
Начинаем наш экскурсионный путь с Восточного вестибюля, он же Английский, поскольку выходит на здание бывшего Английского клуба (ныне музей Морского флота). Точно таков же Западный, он же Французский вестибюль, выходящий в Пале-Рояль. |
В чеховские времена. говорит Мария, отсюда можно было попасть в кондитерскую Замбрини, сейчас же - полакомиться французскими пирожными в арт-кофейне «Сальери». От себя добавим, что наши предки, как правило, отправлялись в театр, основательно закусив, а то и пропустив пару бокалов чего-нибудь бодрящего. Это имело смысл, ведь искусство гораздо лучше воспринимается на сытый желудок, да еще когда сознание чуть-чуть затуманено... Данный совет, конечно, не годится для театральных критиков, им следует идти в театр голодными и трезвыми! |
Считается, что если постоять возле одного из зеркал три минуты, можно «законсервировать» свою внешность на три года. Только важно не жадничать и не проводить эксперимент перед несколькими зеркалами! |
Парадные лестницы в обоих вестибюлях предстают в обрамлении многочисленных ангелочков-путти, которые стали своеобразным символом нашего театра. Люстры здесь не нужны; днём хватает света, льющегося из венецианских окон, а вечером - из бронзовых канделябров в виде танцующих маркизов и маркиз. Кстати, замечает Мария, спроектированный австрийскими архитекторами Фердинандом Фельнером и Генрихом Гельмером театр изначально освещался электричеством, а в зрительном зале с конца девятнадцатого века существует уникальная система вентиляции с выходом под каждым креслом: летом под полом раскладывали бруски льда, а зимой включали паровое отопление. |
Мебель - красное дерево, двери - дуб, наклонный пол - следствие оползней, которые стали угрожать театру уже через 2 года после открытия. Во время последней реставрации, как мы помним, фундамент здания укрепили сваями. Правда, как поговаривают в театре (от экскурсовода этого, понятное дело, не услышишь), в служебных помещениях на стенах можно увидеть трещины и разошедшиеся бумажные «маячки», поставленные прежними руководителями. Это говорит о том, что какие-то поползновения грунта в сторону Приморского бульвара могут иметь место и сегодня... |
Входим в зрительный зал. Экскурсовод рассказывает о том, что все кресла разного размера (это позволяет устроить идеальную дугу зрительских мест), деление на чётные и нечётные места облегчает зрителям поиск своих мест и соответствующих вешалок в гардеробе, ложи украшены лампионами в виде жемчужной серёжки, что придаёт облику театра некой женственности. |
Конечно, речь пошла и о люстре весом в 2200 килограммов, на которой горит 216 ламп. |
«Кто-то назвал эту люстру «невесомой махровой розой», - говорит Мария. - Раз в сезон её опускают и моют, меняя перегоревшие лампы. Последний раз такое делали этой зимой». |
Противопожарный занавес позволяет отделить зал от сцены: если где-то начинается пожар, он не позволит огню перекинуться в другое пространство и охватить всё здание. Когда в 1925 году во время спектакля с использованием факелов, рассказывает Мария, загорелось закулисье, вот такой занавес спас зал. Удивило утверждение экскурсовода: «Наш театр молодой, в нём привидений нет!». Молода как раз сама Мария Кислова, а вот старожилы театра навидались и наслышались здесь немало. |
Жаль, после реставрации не слышен больше в коридорах театра хохот сумасшедшего итальянского тенора и ария Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы» - был такой случай, убил гастролёр жёнушку-примадонну из ревности, да не понарошку, а всерьёз. Вот это, я понимаю, спектакль! |
Но тени слепой певицы и Мишки Япончика ещё бродят по старинному зданию, как вероятно, и тени великих артистов прошлых времён, негоциантов, клакеров, букмекеров - всех, кто захаживал сюда искусства ли ради, деловых ли контактов для. |
Партер по площади, как ни странно, меньше сцены, на пятистах квадратных метрах которой помещаются даже такие массовые постановки, как опера «Князь Игорь», к слову, именно ею и начнётся новый сезон, и тогда разговор о театре придётся продолжить... |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|