Экскурсия по Одесской опере - тайны, загадки, призраки
В честь окончания 204-го театрального сезона в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета провели экскурсию для представителей прессы. Штатные оперные дивы ТАЙМЕРА Мария Гудыма и Оксана Солопова были в числе экскурсантов.
Лишний раз посетить жемчужину архитектуры, раззолоченный рай для негоциантов, барочно-ренессансно-рокайльную бонбоньерку всегда приятно! Перед началом мероприятия акул пера пригласили на брифинг помощника генерального директора ОНАТОБ по связям с общественностью Людмилы Сергейчук, дамы приятной во всех отношениях. Она поведала: следующей премьерой театра будет «Пиковая дама» Чайковского, и состоится это событие 19 октября.
Людмила Сергейчук
Кстати о Чайковском. Немногие знают, что на хранящемся в Третьяковской галерее портрете композитора, написанном художником Кузнецовым в 1893 году, Пётр Ильич изображён именно в зале нашей оперы, говорят в театре. Правда, портретный фон совершенно нейтральный, так сразу и не скажешь.
В будущем сезоне театр отметит 90-летие своей балетной труппы.
«Этому событию будет посвящён ряд специальных мероприятий, - интригует Людмила Александровна. - Вообще планируем те постановки, которые гарантированно вызовут интерес, чтобы каждое событие вызывало аншлаг. Надеюсь, у нас получится!».
Экскурсию по театру для нас ведёт Мария Кислова. По её словам, подобные экскурсии будут доступны для всех. Теперь не нужно предварительно подавать заявку на посещение и собирать группы. Любой желающий сможет полюбоваться красотами интерьера и узнать историю театра, просто приобретя билет на экскурсию в кассе.
Каждую пятницу и субботу за час до спектакля посетителям расскажут, как собирали деньги на строительство нынешнего здания после пожара, который уничтожил первый Городской театр в 1873 году; как спасали театральные декорации, занавес, нотную библиотеку, да и сам театр во время Великой Отечественной войны; как поднимали «из-под земли» здание в наше время и многое другое.
Сейчас в театре работает балет Вячеслава Гордеева, спектакли начинаются в 20.00, стало быть, экскурсии начнут водить с 19.00. А в новом сезоне, как обычно, спектакли будут начинаться в 18.30, соответственно, экскурсии - в 17.30.
Конечно, походить по театру можно и без экскурсовода, но тогда вам не откроются все тайны этого здания
Цена экскурсионного посещения - 100 гривен. Немало, учитывая, что билеты на спектакли стоят от 20 до 150 гривен. Кстати, на некоторые балетные постановки («Дон Кихот», «Жар-птица» и «Весна священная») цены решено удвоить: от 40 до 300 гривен! Что ж, осенью увидим, как это скажется на посещаемости...
Мария Кислова рассказывает, что во время реставрации театра в 60-х годах прошлого века истратили примерно 12 килограммов сусального золота, а во время последней реставрации - около шести килограммов.
Начинаем наш экскурсионный путь с Восточного вестибюля, он же Английский, поскольку выходит на здание бывшего Английского клуба (ныне музей Морского флота). Точно таков же Западный, он же Французский вестибюль, выходящий в Пале-Рояль.
В чеховские времена. говорит Мария, отсюда можно было попасть в кондитерскую Замбрини, сейчас же - полакомиться французскими пирожными в арт-кофейне «Сальери». От себя добавим, что наши предки, как правило, отправлялись в театр, основательно закусив, а то и пропустив пару бокалов чего-нибудь бодрящего. Это имело смысл, ведь искусство гораздо лучше воспринимается на сытый желудок, да еще когда сознание чуть-чуть затуманено... Данный совет, конечно, не годится для театральных критиков, им следует идти в театр голодными и трезвыми!
Считается, что если постоять возле одного из зеркал три минуты, можно «законсервировать» свою внешность на три года. Только важно не жадничать и не проводить эксперимент перед несколькими зеркалами!
Парадные лестницы в обоих вестибюлях предстают в обрамлении многочисленных ангелочков-путти, которые стали своеобразным символом нашего театра. Люстры здесь не нужны; днём хватает света, льющегося из венецианских окон, а вечером - из бронзовых канделябров в виде танцующих маркизов и маркиз. Кстати, замечает Мария, спроектированный австрийскими архитекторами Фердинандом Фельнером и Генрихом Гельмером театр изначально освещался электричеством, а в зрительном зале с конца девятнадцатого века существует уникальная система вентиляции с выходом под каждым креслом: летом под полом раскладывали бруски льда, а зимой включали паровое отопление.
Мебель - красное дерево, двери - дуб, наклонный пол - следствие оползней, которые стали угрожать театру уже через 2 года после открытия. Во время последней реставрации, как мы помним, фундамент здания укрепили сваями. Правда, как поговаривают в театре (от экскурсовода этого, понятное дело, не услышишь), в служебных помещениях на стенах можно увидеть трещины и разошедшиеся бумажные «маячки», поставленные прежними руководителями. Это говорит о том, что какие-то поползновения грунта в сторону Приморского бульвара могут иметь место и сегодня...
Входим в зрительный зал. Экскурсовод рассказывает о том, что все кресла разного размера (это позволяет устроить идеальную дугу зрительских мест), деление на чётные и нечётные места облегчает зрителям поиск своих мест и соответствующих вешалок в гардеробе, ложи украшены лампионами в виде жемчужной серёжки, что придаёт облику театра некой женственности.
Конечно, речь пошла и о люстре весом в 2200 килограммов, на которой горит 216 ламп.
«Кто-то назвал эту люстру «невесомой махровой розой», - говорит Мария. - Раз в сезон её опускают и моют, меняя перегоревшие лампы. Последний раз такое делали этой зимой».
Противопожарный занавес позволяет отделить зал от сцены: если где-то начинается пожар, он не позволит огню перекинуться в другое пространство и охватить всё здание. Когда в 1925 году во время спектакля с использованием факелов, рассказывает Мария, загорелось закулисье, вот такой занавес спас зал. Удивило утверждение экскурсовода: «Наш театр молодой, в нём привидений нет!». Молода как раз сама Мария Кислова, а вот старожилы театра навидались и наслышались здесь немало.
Жаль, после реставрации не слышен больше в коридорах театра хохот сумасшедшего итальянского тенора и ария Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы» - был такой случай, убил гастролёр жёнушку-примадонну из ревности, да не понарошку, а всерьёз. Вот это, я понимаю, спектакль!
Но тени слепой певицы и Мишки Япончика ещё бродят по старинному зданию, как вероятно, и тени великих артистов прошлых времён, негоциантов, клакеров, букмекеров - всех, кто захаживал сюда искусства ли ради, деловых ли контактов для.
Партер по площади, как ни странно, меньше сцены, на пятистах квадратных метрах которой помещаются даже такие массовые постановки, как опера «Князь Игорь», к слову, именно ею и начнётся новый сезон, и тогда разговор о театре придётся продолжить...