XX век - век нарастающего страха в литературе
|
Ученые проанализировали, как менялось эмоциональное наполнение англоязычных книг на протяжении XX века. Вывод прост: сейчас балом правит страх и отсутствие остальных эмоций, раньше было по-другому. |
Современные технологии позволяют проводить невозможные прежде в силу технических факторов исследования. Образцом подобных изысканий явился опыт группы британских ученых, которые использовали массив данных из Google Ngram с целью узнать, как и насколько часто использовались эмоционально окрашенные слова в литературных англоязычных произведениях, написанных в прошлом веке. Результаты были опубликованы в научном журнале PLOS one. |
Подобное исследование является первым в своем роде и представляет собой симбиотическую конструкцию, которая включает два компонента — индексацию поисковой системой набора книг и группу ученых, которые анализируют полученную информацию. Тем не менее стоит отметить, что энтузиасты уже пытались использовать интернет в подобном ключе: они анализировали поток твитов в надежде предсказать изменение котировок мировых бирж. |
Поскольку языком исследования был английский, ученые разделили художественную литературу на английскую и американскую ипостаси. |
И это помогло узнать, что за минувший век американские авторы стали писать гораздо более эмоционально и более лично, нежели их коллеги из Соединенного Королевства. |
Писатели из Америки «вышли вперед» в конце 60-х годов, примерно в то время, когда началась война во Вьетнаме. Причина оказалась крайне прозаичной: весь массив англоязычной литературы с годами становился все менее наполнен эмоционально окрашенными словами. На фоне этого американские писатели смогли в определенный момент — в начале 60-х — достичь пика использования подобной лексики, который британские авторы испытали на двадцать лет раньше. Затем тенденция пошла на спад, и результатом стало то, что за последние тридцать лет литературные произведения стали гораздо менее эмоциональными. Для тех, кто скажет, что подобные изменения связаны с увеличением выпуска специализированной технической литературы, авторы поспешили заявить, что подобные образцы в исследовании не участвовали. |
При всем этом нельзя увязывать подобные изменения с определенными политическими событиями: скорее они отражают саму эпоху и присущую ей реальность, нежели следуют отдельным вехам. Так, |
Первая мировая вовсе не повлияла на общее настроение писателей, в то время как Вторая и последовавшие за ней послевоенные годы явились чрезвычайно сложными в эмоциональном плане как для британских, так и для американских авторов. |
Свою роль сыграли нарциссические и антисоциальные настроения, доминировавшие в последние десятилетия XX века. |
Помимо того, насколько эмоциональными были и стали авторы, ученые узнали, какие периоды, отраженные в литературных произведениях, явились самыми счастливыми и самыми несчастными. Так, самым счастливым временем явились двадцатые годы XX века, на которые пришелся наполненный романтикой и беспечностью «век джаза», а самым несчастливым — сороковые. |
Безысходность пришла вместе с Великой депрессией. Продолжалась она до конца Второй мировой войны, после него немного отступила, но лишь для того, чтобы снова вернуться уже в восьмидесятые. |
В настоящее время в литературе наблюдается подъем позитивных настроений, но в сравнении с началом прошлого века это счастье представляется довольно «местечковым» — неубедительным и совсем не глобальным. |
Совершенно иная статистика сопровождает такие эмоции, как страх и отвращение. С самого начала XX века их использование заметно падало, однако период Второй мировой войны ненадолго подстегнул использование писателями лексики, окрашенной подобными чувствами. Шло время, об отвращении начали забывать, однако |
страх возрос: с 80-х годов прошлого века и до настоящего времени наблюдается резкий рост присутствия фактора страха в произведениях англоязычных авторов. |
Ученые объясняют это тем, что в современном обществе наметилась тенденция к негативному мировосприятию действительности. |
Несмотря на любопытные выводы, сделанные учеными, стоит отметить, что база Google Ngram включает далеко не весь массив англоязычной литературы XX века. Поэтому не приходится говорить об абсолютной точности и компетенции исследования. Скорее оно носит усредненный характер и призвано отметить, как основные вехи минувшего века повлияли на настроения литературных произведений, и показать общий эмоциональный фон и его отклонения. |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|