Черниговский сфинкс не менее интересен, чем египетский
|
|
Изображение этого фантастического существа в своё время украшало один из храмов Чернигова.
|
|
Предлагаем отрывок, посвящённый этому существу, из книги известного черниговского журналиста и специалиста в отрасли туризма Сергея Колесника, которая готовится к печати.
|
|
«Среди многочисленных памяток истории и культуры Чернигова есть одна, которая занимает вполне отдельное место на всех просторных поприщах Восточной Европы. Памяткой не только славянской, но и всей индоевропейской цивилизации есть белокаменный барельеф, который в XII веке украшал западный портал черниговского Борисоглебского собора, а в настоящее время хранится в интерьере этого архитектурного шедевра Золотой поры. Он изображает фантастическое существо с головой пса, парой лап, птичьими крыльями и окутанное лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным хвостом.
|
|
Это - Черниговский Зверь. Рядом с другими архитектурными украшениями из белого камня барельеф был найден во время реставрации Борисоглебского собора в пятидесятые годы прошлого века после разрушений, нанесенных сооружению во время Второй мировой войны. На протяжении десятилетий высказывались разные предположения относительно содержания образа этой комбинированной фигуры.
|
|
Только в 2001 году на основании сравнительного анализа сотен мифологических и эпических произведений индоевропейских народов было показано, что существо из портала является воплощением Космоса. Речь идёт о Космосе в философском, мифопоетичном смысле, то есть о целостном, гармоничном мироздании, пребыванием в котором наслаждались древние люди. Эта Вселенная представлялась им конечной, замкнутой, упорядоченной, прекрасной и максимально приспособленной для жизни человека.
|
|
С мифологической точки зрения все сказочные и былинные герои, например, Святогор или Илья Муромец, были бойцами Космоса и повершали подвиги для его спасения. Соответственно, их противники, Змей или Кощей Бессмертный воплощали темные силы Хаоса.
|
|
Древние индоевропейцы верили, что Вселенная состоит из трех уровней: Небес, Земли и Подземного мира. Символом Верха, посланцами Неба, были птицы. Срединный уровень представляла Мать-земля, которая символизировала связь жизни и смерти, и потому могла появляться в образе хищного зверя, в том числе и пса. Воплощением же Низа был Змей, который также ассоциировался как с плодородием, богатством, жизненной силой, вдохновением, так и с бедой, болезнью, смертью.
|
|
Все три уровня объединяло Мировое Дерево, которое росло в центре Вселенной, его корни проникали в Нижний мир, а крона - в Небеса. В изображении на портале Мировое Дерево появляется как виноградная лоза.
|
|
Важной деталью образа является то, что Зверь изображен “таким, который оглядывается”. Образ вышел пространственно завершенным: размещаясь на любой, даже самой ограниченной поверхности (например, на фронтоне или межоконном простенке), образ остается со зрителем, не стремясь выйти за её край. Зверь наслаждается торжеством своей царственной статики.
|
|
Однако еще важнее другое: автор опять раскрывает космичность Черниговского Зверя, но в этот раз уже не сюжетными средствами, а средствами изобразительного искусства. Зверь, “что оглядывается”, появляется готовым к отражению любой опасности - такой, которая выходит не только из Земли, Неба, Воды или Подземелья, но и из всех сторон мира. Оглядываясь назад и будучи готовым идти вперед, Зверь объединяет все три категории времени: нынешнее, прошлое и будущее.
|
|
На Черниговского Зверя чрезвычайно похожи резные “драконы” соборов, построенных в XII веке в Галичи (Украина), Кракове (Польша), Хамерслебене и Кведлинбурге (Германия). Однако, наш зверь значительно выразительнее своих западных “родственников” - могучий, динамический и в то же время спокойный. Иногда аналогичные существа изображают в движении, как реальных животных, которые снижает силу их образа. Ведь идеальное существо находится вне временами и пространства: находясь в покое, оно всегда готово к действию. Именно это блестяще удалось автору барельефа: Черниговский Зверь воплощает не только могущество и силу, но и готовность немедленно вступить в битву с Хаосом.
|
|
Раскрытие образа имеет и сугубо практическое значение. Белокаменный Зверь являет собой своеобразный культурный мост, который соединяет Чернигов с Западной Европой, с одной стороны, и Ираном с другой. Для многих исследователей этот образ будет служить ключом для последующего открытия глубинных слоев праукраинской и общей индоевропейской ментальности (тема, которая приобретает особенную актуальность в наше время глобализации), будет способствовать последующему выяснению, что является общим, а что - неповторимым для каждой культуры.
|
|
Концентрация могучей мифопоетичной энергетики в образе Черниговского Зверя обусловила тот факт, что его белокаменное изображение в течение десятилетий сознательно и подсознательно ассоциировалось с Черниговом, было символом города, мотивом многих произведений декоративно-прикладного и монументального изобразительного искусства, использовалось в оформлении исторической и краеведческой литературы и тому подобное. В годы советской власти оно было неофициальным гербом города.
|
|
Черниговский Зверь совмещает в себе качества символа и качества талисмана, который в течение девяти веков защищает Княжеский город. Как символ он стоит несравненно выше традиционных геральдических животных, а лишь считанные города планеты могут похвастаться памятками материальной культуры, которые как их символы “дотягивают” до Черниговского Зверя.
|
|
Великан европейской символичности лондонский Биг Бен может восприниматься как воплощение Центра, оси Вселенной, а кроме того - цикличность времени, что дополнительно усиливается его расположением на нулевом меридиане. Но, уступая ему лишь по размерам, Черниговский Зверь обнимает все Пространство и все время. К знаменитой парижской Эйфелевой башне Черниговский Зверь имеет такое отношение, как глобус к своей оси».
|
|
http://val.ua/culture/literature/201206.html?language=ru
|