Алтайские шаманы призывают туристов не оставлять духам свои адреса
|
11,09,2009
|
Увеличение количества туристов в Горном Алтае имеет не только приятные для республики последствия. Помимо роста доходов местных жителей, развития экономики и сервиса бывают и весьма неприятные результаты деятельности отдыхающих. Многие гости республики часто не задумываются о бережном отношении к природе Горного Алтая: моют машины в реках, бросают остатки своих пиршеств и возлияний где попало. Многие скальные выступы страдают от первобытных художественных инстинктов путешественников.
|
|
На сегодняшний день вдоль Чуйского тракта практически нет ни одной скалы, на которой бы Васи, Пети, Оли не оставили своих автографов.
|
Одно из самых пострадавших мест – перевал Чике-Таман. На его скалах – тысячи надписей, которые фактически уродуют это место.
|
Дело дошло до того, что представителям природного парка «Чуй-Оозы», общественной организации «Ижемдьи» и Молодежного центра села Иня пришлось проводить специальную акцию по очистке скал и камней Чике-Тамана. По словам главы Ининского сельского поселения Риммы Анчибаевой, за день добровольцам удалось отчистить всего десяток надписей только на одной стороне перевала, а таких «изобразительных творений» сотни. Весь горный перевал от подножия до вершины с обеих сторон пестрит разноцветными надписями – кто, откуда и когда здесь однажды проезжал. «Чтобы стереть все это, нужны специальные средства, растворяющие стойкие краски, даже паяльные лампы и как можно больше добровольцев», — говорит Анчибаева.
|
Новосибирский музыкант Борода, участник группы «Женщина с Бородой», часто посещает Алтай. Он не скрывает своего возмущения: «Не хочется произносить пафосных и гневных речей, но это уже слишком. Мало того, что просто эстетически уродуют красивейшие скальные выходы и демонстрируют всем свой культурный уровень, так еще и не считаются с сакральным значением одного из исторических и энергетических центров планеты. Уже и до древних изваяний добрались. Так и подмывает наведаться к «писателям» в гости с кистью и несмываемой краской — квартиру им разрисовать своими автографами. Люди, оставьте детям хоть немного незагаженных мест с первозданной природой».
|
Как говорят местные жители, оставление автографов на скалах, имеющих сакральное значение – а Чике-Таман таковое в представлении алтайцев, безусловно, имеет – может окончиться далеко не безобидно. «Зачем оставлять духам свои адреса? Они ведь могут и навестить вас, причем не с добрыми намерениями», — говорит шаман Эзендей. «Понравится ли Чепуровым, Литвишко и Пуховым из Новокузнецка, или, скажем, Громыхалиным, Пеньковым и Ситиным из Омска, когда дух, имя которого нельзя произносить, спросит с них за безобразия, сотворенных на священном Чике-Тамане и в других местах?», — задается риторическим вопросом шаман.
|
Нам же со своей стороны остается привести алтайскую пословицу, вынесенную в качестве девиза нашего сайта: Jакшынын одузында одын артар, jаманнын — богы артар (от хорошего человека на привале дрова остаются, от плохого – дерьмо).
|
Помните об этом, когда собираетесь увековечить свою память на Алтае.
|
|
http://www.gorno-altaisk.info/news/3893
|