Технология геоинженерии могла бы охладить планету
|
|
Согласно новому исследованию, проведенному исследователями UCL (Университетского колледжа Лондона), технология охлаждения планеты, при которой частицы добавляются в атмосферу для отражения солнечного света, не потребует разработки специального летательного аппарата, но может быть реализована с использованием существующих больших самолетов.
|
|
Ранее в большинстве исследований предполагалось, что этот метод, известный как стратосферное распыление аэрозоля, будет применяться в тропиках, и поэтому для распыления частиц потребуется специально сконструированный самолет, способный летать на высотах 20 км и более.
|
|
Для нового исследования, опубликованного в журнале Earth's Future, ученые провели моделирование различных стратегий распыления аэрозоля и пришли к выводу, что добавление частиц на высоте 13 км над полярными областями может значительно охладить планету, хотя и гораздо менее эффективно, чем на больших высотах ближе к экватору. Коммерческие самолеты, такие как Boeing 777F, могли бы достигать такой высоты.
|
|
Ведущий автор Алистер Даффи, аспирант факультета наук о Земле Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, сказал: "Солнечная геоинженерия сопряжена с серьезными рисками, и для понимания ее последствий необходимы гораздо дополнительные исследования. Однако наше исследование показывает, что охладить планету с помощью этого конкретного вмешательства проще, чем мы думали. Это влияет на то, насколько быстро может быть начато распыление стратосферного аэрозоля и на то, кто будет это делать.
|
|
|
|
"У этой стратегии полетов на низких полярных высотах есть и недостатки. На такой низкой высоте распыление стратосферного аэрозоля примерно на треть эффективнее. Это означает, что нам потребуется использовать в три раза большее количество аэрозоля, чтобы оказать такое же воздействие на глобальную температуру, что усилит побочные эффекты, такие как кислотные дожди. Стратегия также будет менее эффективной при охлаждении тропиков, где непосредственная уязвимость к потеплению наиболее высока.
|
|
- Однако изменение климата является серьезной проблемой, и жизненно важно понимать все наши возможности, чтобы у политиков были доказательства, необходимые им для принятия обоснованных решений".
|
|
Исследователи провели моделирование в британской программе Earth System Model 1 (UKESM1), компьютерной модели климата, чтобы оценить воздействие стратосферного аэрозоля. Добавляя диоксид серы, который в дальнейшем образует крошечные отражающие частицы, на разных высотах, широтах и в разное время года, они смогли количественно оценить эффективность различных стратегий размещения.
|
|
Они заявили, что внедрение стратосферного аэрозоля на малых высотах может сработать только в том случае, если оно будет осуществляться вблизи полярных областей Земли. Чтобы быть эффективным, частицы должны образовываться в стратосфере, слое атмосферы над верхней частью большинства облаков, и этот слой находится ближе к земле, ближе к полюсам.
|
|
В тропосфере — самом нижнем слое атмосферы — любые аэрозольные частицы быстро исчезают, поскольку они попадают в облака и выпадают дождем. Однако стратосфера сухая, стабильная и свободна от облаков, а это означает, что добавленные частицы будут оставаться там месяцами или годами.
|
|
Исследователи подсчитали, что выброс 12 миллионов метрических тонн диоксида серы в год на глубину 13 км весной и летом в каждом полушарии приведет к охлаждению планеты примерно на 0,6°C. Это примерно столько же, сколько было добавлено в атмосферу в результате извержения вулкана Пинатубо в 1991 году, которое также привело к заметному снижению глобальных температур.
|
|
В ходе моделирования диоксид серы добавлялся на широтах 60 градусов к северу и югу от экватора. Это примерно соответствует широте Осло в Норвегии и Анкориджа на Аляске; на юге это было бы ниже самой южной оконечности Южной Америки.
|
|
Эта стратегия не так эффективна, как впрыскивание диоксида серы на 20 км, поскольку частицы не задерживаются в стратосфере так долго, т.е. всего на несколько месяцев на высоте 13 км, а не на несколько лет на высоте 20 км.
|
|
Однако стратегия полетов на малой высоте с использованием существующих самолетов может начаться раньше, чем высотный подход, и исследователи отмечают, что более раннее исследование показало, что разработка и сертификация высотных самолетов может занять десятилетие и обойтись в несколько миллиардов долларов.
|
|
Соавтор исследования Уэйк Смит, преподаватель Йельской школы окружающей среды, входящей в состав Йельского университета, сказал: "Хотя уже существующие самолеты по-прежнему требуют существенной модификации, чтобы они могли функционировать в качестве заправщиков, этот маршрут был бы намного быстрее, чем разработка нового высотного самолета".
|
|
Эта стратегия не является быстрым решением проблемы — любые стратосферные аэрозоли должны вводиться постепенно и постепенно сокращаться, чтобы избежать катастрофических последствий внезапного потепления или похолодания. Это также не устранит необходимость в сокращении выбросов.
|
|
Соавтор исследования доктор Мэтью Генри (Matthew Henry) из Университета Эксетера (University of Exeter) сказал: "Распыление аэрозоля в стратосфере, безусловно, не является заменой сокращению выбросов парниковых газов, поскольку любые потенциальные негативные побочные эффекты возрастают с увеличением степени похолодания: мы можем достичь долгосрочной стабильности климата только при нулевом суммарном воздействии".
|
|
Источник
|