Первые в мире беспилотные истребители
|
Прошлой осенью военно—воздушные силы США объявили, что их программа господства в воздухе следующего поколения (NGAD), направленная на создание первого в мире настоящего истребителя шестого поколения, возвращается к разработке. В конечном счете Фрэнк Кендалл, тогдашний министр военно-воздушных сил, решил оставить это решение за новой администрацией Трампа. Сегодня служба все еще обдумывает, хочет ли она создавать совершенно новый истребитель-невидимку шестого поколения, но она определенно планирует приобрести по меньшей мере 1000 беспилотных летательных аппаратов-истребителей последовательными партиями, чтобы помочь своему нынешнему парку истребителей F-35 в боях класса "воздух-воздух". |
Ранее в этом месяце на симпозиуме, посвященном повышению квалификации сотрудников ВВС США, Космических сил США, аэрокосмической и оборонной промышленности, генерал ВВС США Дж. Дэвид Оллвин наконец-то объявил официальные военные обозначения прототипов конкурирующих истребителей-беспилотников, отобранных в апреле прошлого года для первоначальной партии из 100-150 “приятелей”, которых на отраслевом жаргоне обычно называют “верными ведомыми”. |
“Впервые в нашей истории у нас есть истребители с обозначениями YFQ-42 Alpha и YFQ-44 Alpha”, - сказал Оллвин во время основного доклада на симпозиуме. “Возможно, [это] просто символично, но это говорит миру о том, что мы вступаем в новую главу в области ведения воздушной войны”. |
![]() |
Прототип от General Atomics Aeronautical Systems, опытного разработчика боевых беспилотников ВВС, теперь называется YFQ-42A. Тем временем беспилотник “Фьюри”, разработанный новичком из Кремниевой долины Андурилом, получил официальное обозначение YFQ-44A. |
Несмотря на кажущуюся загадочной путаницу слов, часть обозначений “YFQ” на самом деле несет в себе массу смысла, намекая на то, что эти самолеты потенциально предназначены для борьбы с боеспособными военно—воздушными силами, которые могут бросить вызов американским, особенно китайским. |
Обозначение “Y” в начале названия указывает на то, что беспилотные истребители являются прототипами, которые потенциально могут превратиться в завершенную модель массового производства, в отличие от более экспериментальных самолетов, получивших обозначение “X”, таких как сверхзвуковой X—59 НАСА. Таким образом, по крайней мере один из прототипов, скорее всего, поступит на вооружение. |
Теперь рассмотрим следующие две буквы. Пентагон обозначает беспилотные летательные аппараты заводского производства буквой “Q”. Затем дополнительная буква/буквы, предшествующие “Q”, указывают на роль беспилотника, например, “R” означает “Разведка”. (Для самолетов с экипажем, переоборудованных в беспилотные летательные аппараты, применяется обратное правило, т.е. истребитель F-16, оснащенный беспилотниками, обозначается QF-16.) |
До недавнего времени крупные американские боевые беспилотники, такие как MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, получали обозначение “М”, что означает “Многоцелевой”, связанный с боевыми и специальными операциями. Они были разработаны для экономичных по расходу топлива и длительных полетов, медленно вращаясь по орбите над географическим районом, за которым они наблюдали в течение нескольких часов. |
Эти характеристики означали, что даже будучи вооруженными легкими зенитными ракетами "Стингер", они не обладали достаточной производительностью, чтобы уверенно сражаться с маневренными истребителями с более мощным вооружением. В 2002 году единственная настоящая дуэль между беспилотником "Стингер" и вражеским истребителем закончилась тем, что иракский МиГ-25 сбил американский "Предатор". |
Однако буква “F”, обозначающая “истребитель”, указывает на то, что новые самолеты YFQ созданы для эффективного ведения воздушного боя, даже если со временем они будут выполнять дополнительные функции, такие как штурмовка наземных целей. Серийные номера 42 и 44 также указывают на преемственность с сериями истребителей (последним был F-35), а не с сериями многоцелевых боевых беспилотников с меньшим количеством номеров. Буква “А” после серийного номера указывает на то, что они являются первоначальным вариантом этой конструкции. |
Тем не менее, первоначальная партия беспилотников не предназначена для воссоздания всех возможностей истребителей с экипажами, таких как разгон до сверхзвуковой скорости и оснащение мощными радарами. Есть также признаки того, что эти первые беспилотники-истребители не обязательно оптимизированы для полетов на большие расстояния (проблема, которую, как ожидается, беспилотники в конечном итоге решат), а также для обеспечения высокой степени скрытности — воздухозаборник YFQ-44A, по-видимому, не позволяет перевозить оружие внутри, чтобы минимизировать радиолокационное поле зрения. |
Тем не менее, эти беспилотники будут обладать достаточной скоростью, чтобы не отставать от истребителей, эффективно расходующих топливо на высоких дозвуковых скоростях, и при этом нести две ракеты AIM-120 большой дальности, которые могут быть назначены целями с помощью датчиков/ систем наведения на истребители buddy с экипажем. Таким образом, они увеличивали огневую мощь, вводимую в бой каждым бойцом с экипажем, и представляли врагу больше угроз, приближающихся с разных сторон. |
Скромные цели, поставленные перед первой партией этих беспилотных истребителей, свидетельствуют о том, что военно-воздушные силы осторожно подходят к их использованию. В то время как по всему миру разрабатывается и тестируется все больше и больше моделей "Верных ведомых", никто еще не использовал их в боевых действиях, особенно в боях класса "воздух-воздух". |
Ближайшим исключением является российский беспилотный бомбардировщик-невидимка С-70 "Охотник—Б", разработанный для совместной работы с пилотируемыми истребителями, но не для полетов "воздух-воздух". Боевые испытания над Украиной в 2024 году закончились для России плачевно: "Охотник" вышел из-под контроля и был сбит своим напарником-истребителем Су-57, но обломки были обнаружены украинскими военными. |
Возникают вопросы эргономики и автономности. Насколько эффективно пилоты одноместных истребителей F-35 могут эффективно управлять многими верными ведомыми (как и планировалось), не отвлекаясь от собственного пилотирования? И насколько адекватно автономность этих беспилотных летательных аппаратов будет реагировать на сбои в работе каналов связи и управления? |
Ведутся более широкие дебаты относительно оптимального дизайна верных ведомых. Должны ли они быть построены как можно дешевле, чтобы их можно было использовать (и потерять) в бою без суеты? Или более компактные, многофункциональные и дорогие беспилотники будут приносить больше пользы, достигая большего и выживая дольше? Насколько крепко должны быть привязаны верные ведомые к управлению истребителями? На данный момент Военно-воздушные силы заявляют, что предпочитают высокую степень привязки к управлению человеком. |
Время покажет, решат ли ВВС заказать один или оба первых образца, чтобы начать тестирование своих новых концепций ведения воздушного боя, и что служба будет искать во втором раунде закупок. Однако на данный момент ожидается, что самолеты YFQ-42A и YFQ-44A совершат свои первые полеты этим летом. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|