ИИ может быть использован для создания фейковой археологии
|
Генеративный ИИ часто считается воплощением современности, а иногда даже футуристическим. Мы можем использовать его для создания новых произведений искусства или технологий, анализа появляющихся данных или моделирования людей, мест и предметов. Но интересно, что это также оказывает влияние на то, как мы воспринимаем прошлое. |
Изображения с помощью искусственного интеллекта уже использовались для иллюстрации популярных статей, например, о научных открытиях, связанных с неандертальцами. Это было использовано для анимации периода мезолита (примерно от 9000 до 4300 лет назад) в музее. Пользователи TikTok используют его для создания реалистичных коротких видеороликов об археологии и истории. Он даже использовался в телевизионном документальном фильме о Стоунхендже. |
Тем не менее, существует множество проблем, связанных с использованием изображений ИИ в археологии, некоторые из которых также можно найти в более широком контексте использования генеративного ИИ. К ним относятся воздействие на окружающую среду и нарушение интеллектуальной собственности (использование обучающих данных, созданных людьми). |
Но другие более специфичны для археологии. Как ученый, который много работал над "воскрешением" прошлого с помощью цифровых технологий, генеративный искусственный интеллект обладает как захватывающим потенциалом, так и огромным риском искажения археологических данных. |
![]() |
Еще до появления искусственного интеллекта в археологии было широко распространено мнение, что визуализация прошлого крайне опасна и к ней следует относиться с особой осторожностью. Например, археолог Стефани Мозер изучила 550 реконструкций, опубликованных в научных и популярных трудах по эволюции человека. В ее обзоре были обнаружены весьма предвзятые изображения, например, только мужчины охотятся, изготавливают предметы искусства и инструменты и совершают ритуалы, в то время как женщины играют более пассивную роль. |
Аналогичное исследование, проведенное Дианой Гиффорд-Гонсалес, показало, что "ни на одном из 231 изображения доисторических мужчин не видно, чтобы мужчина прикасался к ребенку, женщине или пожилому человеку любого пола... ни один ребенок никогда не занимался полезной работой". Эти реконструкции не отражают тонкого понимания учеными прошлого. Мы знаем, что люди организовывали себя в невероятном разнообразии, с множеством гендерных ролей и способов самовыражения. |
Например, недавнее исследование, основанное на анализе ДНК, показало, что женщины действительно были в центре общества в железном веке. |
Ставки на репрезентативность в археологии высоки. Например, горячо обсуждаемая реконструкция темнокожего "человека из Чеддера", первоначально найденного на юго-западе Англии, была основана на анализе древней ДНК. Это событие попало в заголовки газет, поскольку опровергло представление о том, что все предки человека на севере были светлокожими. |
Это и подобные споры раскрывают культовую силу реконструкций, их политические последствия и их способность формировать наше понимание прошлого. |
В то время как реконструкция "Человека из Чеддера" демонстрирует, что исследования носят итеративный характер, такие реконструкции сложны. Они обладают глубоким визуальным наследием, и их нелегко заменить, когда появляются новые данные. |
Это усугубляется тем, что они включаются в наборы данных, генерируемых искусственным интеллектом. Помимо использования устаревших данных, генеративная визуализация ИИ прошлого может быть крайне скудной. |
Даже если включить более правдоподобные детали, они могут быть легко объединены с другими крайне неточными элементами. Например, зрители не смогут отличить полученные данные от так называемых галлюцинаций (ошибок), вызванных искусственным интеллектом. |
Выявление неопределенности имеет первостепенное значение и вызывает озабоченность у археологов. Археологический иллюстратор Саймон Джеймс отметил, что художники-реконструкторы использовали стратегически расположенные облака дыма, чтобы скрыть неизвестные элементы. |
Как цифровой археолог, я проводил виртуальные реконструкции множества различных объектов и сюжетов. Я знаю, что для создания целостных представлений часто приходится прибегать к расчетам и догадкам. |
На самом деле, фотореалистичная точность не всегда имеет первостепенное значение при визуализации, особенно при изучении различных гипотез или обращении к молодой аудитории. Но знание того, что подтверждается археологическими данными, а что является более умозрительным, является ключом к подлинной визуальной коммуникации. |
Псевдоархеология |
Это особенно важно в то время, когда псевдоархеология становится все более распространенной в популярных СМИ, таких как шоу "Древний апокалипсис" на Netflix. Известный ведущий и автор Грэм Хэнкок утверждает, что в ледниковый период существовала цивилизация Атлантида, обладавшая передовыми технологиями. Но это утверждение было полностью опровергнуто археологами. |
Можно утверждать, что с помощью генеративного ИИ будет намного легче поддерживать мистификацию. Помимо высокой вероятности дезинформации об археологии, использование генеративного ИИ для визуализации археологических находок может на самом деле нанести вред производству археологических знаний. |
Мои исследования показали, что создание реконструкций и иллюстраций в археологии невероятно важно для понимания и интерпретации прошлого. Создание визуализаций, основанных на научных данных, а также звуковых и обонятельных ландшафтов и других интерпретаций, основанных на различных органах чувств, очень помогает генерировать новые вопросы. |
Рисование позволяет археологам создавать более детальные ментальные модели и, следовательно, лучше понимать археологические находки. Передав это создание искусственному интеллекту, археологи теряют мощный инструмент для получения знаний. Более того, моя совместная работа с художниками продемонстрировала интригующие возможности, которые открывают творческие подходы для рассказа новых историй о прошлом. |
Несмотря на все эти проблемы, я призываю к заинтересованному, критическому, прикладному подходу к пониманию влияния цифровых технологий на наше исследование прошлого. И это включает в себя изучение возможностей использования генеративного искусственного интеллекта для археологической визуализации. |
Археологи и неспециалисты могут использовать генеративный ИИ для творческого создания интерпретирующих материалов. Действительно, некоторые археологи уже изучают ИИ для создания гипотез о древней жизни. И мы учим наших студентов-археологов критически использовать ИИ. |
Но что остается обязательным, так это то, что археологи должны взаимодействовать и критиковать все визуализации — как созданные с помощью генеративного искусственного интеллекта, так и с использованием других средств массовой информации. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|