ГИБЛОЕ МЕСТО
|
|
Аэропорт Иркутска построен на костях. Именно поэтому, считают местные жители, здесь так часто разбиваются самолеты.
|
Рядом с аэропортом — поселок Пивовариха, бывший колхоз «Первое мая», принадлежавший НКВД. Здесь находился «сортировочный пункт» — люди отсюда направлялись по лагерям и тюрьмам. На даче ссыльного поляка, известной иркутянам как Дача Лунного Короля, было место отдыха для энкавэдэшников. Местные обслуживали хозяев дачи, проживая в бараках и не имея права без спроса отлучиться в город. Между дачей и современной территорией аэропорта — мертвая расстрельная зона, где в могильниках, как скот, захоронены убитые чекистами люди. Рево Сафронов, председатель Ассоциации жертв политических репрессий, считает, что там зарыто 14—15 тыс. погибших.
|
|
|
«Там был расстрелян, например, последний настоятель моего храма Иннокентий Шабанов. Все новомученики Иркутского района там», — говорит настоятель храма в Усть-Куде (Хомутово) отец Вячеслав. Он рассказывает, что после дождей из земли вымывает кости. Тогда подсыпают землю, чтобы скрыть останки. То есть окрестности Пивоварихи, выходящие на территорию аэропорта, и непосредственно часть взлетно-посадочной полосы (ВПП) представляют собой огромный могильник. Людей сбрасывали в общие рвы-накопители навалом. Спецзона ГБ УНКВД ИО — «зона скорби» — имеет только официальную площадь более 200 га. Нынешнее кладбище жертв политических репрессий с установленным им памятником — лишь небольшая ее часть.
|
|
|
Когда в этих местах начали сажать картошку, из земли «поползли» кости. Говорят, люди на тех полянах чувствовали сильное головокружение и тошноту. Находили там вещи убитых — то галошу, то кучку пуговиц. Когда самолет взлетает или садится, в иллюминатор видны как раз те самые страшные поляны.
|
|
|
«Говорят, лишь четверть этой страшной территории открыта. Остальные три четверти забетонированы и находятся под полосой аэродрома. В 60-е годы власти пресекли перенесение захоронений», — рассказывает отец Вячеслав, историк по образованию.
|
|
|
Можно верить либо не верить в Бога или мистику, но считается, что люди, погребенные без должного уважения, взывают к потомкам. На страшном месте поставили мемориал, стену с фотографиями репрессированных — облагородили, воткнули разъясняющую табличку. Активисты отвоевали эту территорию — братское кладбище тоже планировали закатать в бетон. Для продления взлетной полосы, которой как раз не хватило А-310 9 июля.
|
|
|
«Не хотелось бы напрямую связывать захоронения и катастрофы в Иркутске. Но если посчитать, то получается, что в Иркутске каждые два-три года падает самолет. Память предков вопиет». — Отец Вячеслав считает, что надо наконец вынести аэропорт за пределы Иркутска.
|
|
|
Злополучные гаражи
|
|
Анализируя причины катастрофы утром 9 июля в иркутском аэропорту, многие отмечают, что вблизи взлетно-посадочной полосы находится гаражный кооператив. И якобы строители кооператива нарушили правило так называемой буферной зоны: между ВПП и ближайшими строениями должно быть расстояние от 200 до 500 м, это пространство засыпается гравием, чтобы в случае чего самолет в нем «завяз». В Иркутске же между полосой и гаражами было не более 50 м заросшей бурьяном земли. Однако на следующий день после гибели аэробуса появилась официальная информация, что кооператив располагался здесь законно.
|
|
|
В администрации Иркутска сообщили, что земля под строительство гаражного кооператива №48 по улице Можайского, 6, в который и врезался аэробус А-310, была выделена с соблюдением всех формальностей в 1976 году. Иркутский объединенный авиаотряд обратился в горисполком с просьбой выделить 1 га земли вдоль бетонного забора аэродрома для строительства 210 гаражей. Чем тогда руководствовались отцы города и руководство аэропорта, принимая решение о строительстве гаражей? Возможно, были уверены, что аэропорт должны перенести за город. Разговоры об этом идут в Иркутске давно. Перенос предусматривался одним из вариантов генплана Иркутска, принятого в 70-х годах. На месте ВПП должны были появиться жилые микрорайоны. По словам бывшего главного архитектора Иркутска Владимира Буха, тогда все были уверены: аэропорт надо переносить. Даже нашли новое место, но вмешались военные, заявившие, что новая площадка расположена в непосредственной близости от каких-то секретных объектов.
|
|
|
Зампредседателя гаражного кооператива №48 Петр Просейкин также утверждает, что уже в 1976 году были планы перенести аэропорт, поэтому строили кооператив на перспективу. До 1997 года городские власти еще семь раз принимали решения о дополнительном выделении земли. Гаражи, в которые врезался лайнер, как раз и были построены в середине 90-х.
|
|
|
Примерно в это же время администрация иркутского аэропорта, зажатого с двух сторон городскими постройками, озадачилась вопросом, как принимать современные лайнеры. Старая полоса, рассчитанная в свое время еще на Ту-104, имела длину 2,7 км. Для современных аэробусов этого крайне мало. Хабаровский институт «Дальпроект» предложил развернуть полосу на 30 градусов и как бы «вытащить» ее из городской черты. При этом протяженность ее можно было сделать какой угодно. Проект показался слишком дорогим. И решили просто удлинить существующую полосу в обе стороны — 400 метров к Байкалу и 400 метров к Иркутску. Что, руководство аэропорта и города не видело, что происходит по разные стороны бетонного забора, ограждающего летное поле? Город строил гаражи, а аэропорт удлинял «взлетку». Каждый в отдельности делал все законно, а вместе получились вещи несовместные…
|
|
|
После катастрофы 9 июля вопрос о переносе аэропорта уже решен. Во всяком случае, так сказал губернатор Александр Тишанин. Министр транспорта Игорь Левитин подтвердил необходимость переноса.
|
|
|
Но и здесь не все однозначно: ряд иркутских ученых настаивают на тщательной экспертизе нового места. Их сомнения вызывает, например, территория между Ангарском и Иркутском. Она ведь тоже будет застраиваться, и тогда новый аэропорт через какое-то время опять окажется рядом с жилыми кварталами. Еще большее опасение у ученых вызывают химические производства Ангарска и Шелехова — если они будут находиться в достаточной близости от аэропорта.
|
|
|
Страшно летать
|
|
|
Как бы цинично это ни звучало, но иркутяне привыкли к авиакатастрофам. Даже шутка в ходу: давно в Иркутске самолеты не падали, становится опасно летать. Чаще чем каждые три года — новая трагедия. После которой долго обсуждается необходимость переноса аэропорта за пределы города, удлинения существующей ВПП и т.д. Потом все успокаиваются. И ждут.
|
|
|
На самом деле многие уверены, что причина — вовсе не в проблемном аэродроме. Ведь один разбившийся лайнер вообще взлетал с другого — военного — аэродрома, расположенного в другой части Иркутска. Последний случай и вовсе произошел уже на земле, когда пассажиры отхлопали благодарность пилотам. Что это? Какие-то неведомые байкальские разломы, сбивающие самолеты с курса? Но это так, в порядке бреда. Просто никто не хочет верить в то, что во всех случаях причина — человеческая бестолковость плюс тяжелые летные условия.
|
|
|
В силу профессии мне пришлось побывать на месте падения двух авиалайнеров. Зрелище не для слабонервных. Первый «опыт»: работа в Иркутске-II — так называется район, расположенный рядом со знаменитым авиазаводом «Иркут». Именно оттуда взлетал злополучный грузовой «Руслан», рухнувший зимой 1997-го на жилые дома. Мир обошли страшные фотографии — хвост огромного самолета, лежащий на развалинах пятиэтажки. И снег, усеянный обломками. Кто-то в разгар субботнего дня собирался на прогулку, смотрел телевизор, звонил по телефону... И вот в соседней квартире, где только рухнул балкон, все остались живы, а этот кто-то — звонящий, смотрящий, одевающийся, у которого квартира была не так удачно расположена — оказался погребенным. Многие жители соседних домов потом долго не могли спать, — даже после курса реабилитации им снилась приземляющаяся на балкон махина. Во дворе пострадавших домов находился интернат, дети остались живы, но по ночам их мучили кошмары.
|
|
|
Через четыре года мне пришлось выехать на место падения Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа». Рейс Екатеринбург—Владивосток с посадкой в Иркутске. Сесть ему не удалось. При заходе на посадку он упал вблизи города, разлетевшись на мелкие обломки. Только хвост остался целым. Но если при ударе о землю от самолета что-то еще остается, то от людей — практически ничего. Как будто и не сидели в салоне полторы сотни человек. Представьте: поле, редкие деревья, среди них — обломки. Идешь, а тебе под ноги попадается целехонький чемодан. Детская шапочка. Деньги. Говорят, на месте падения находили эмбрионы: в самолете летели беременные женщины. Эмбрионы оставались невредимыми, а люди — в пыль. Что пронеслось в головах людей, когда самолет дождливым летним утром сделал резкий крен и устремился вниз? Надеюсь, они даже не поняли, что произошло.
|
|
|
Официально причин гибели того и другого самолета никто не озвучил. Обнародовали только предварительные версии. В первом случае — перегруз, во втором — отказ двигателей.
|
|
|
Я видела два рухнувших самолета на месте. И вряд ли когда-либо забуду об этом. Я спокойно летаю в любые части света, но пятичасовой перелет в родной Иркутск для меня выстелен нервами. Мне все равно, почему в Иркутске с периодичностью в два-три-четыре года падают самолеты. Мне просто страшно.
|
|
|
Инесса Паперная
|
|
http://www.profile.ru/items/?item=19644 17.07.2006
|