Что вы видите, когда слушаете музыку
|
Все ли мы представляем себе одно и то же, когда слушаем музыку, или наши переживания безнадежно субъективны? Другими словами, является ли музыка действительно универсальным языком? Чтобы разобраться в этих вопросах, международная группа исследователей (включая классического пианиста, рок-барабанщика и концертного басиста) спросила у сотен людей, какие истории они представляют себе, слушая инструментальную музыку. Результаты недавно были опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследователи под руководством Элизабет Маргулис из Принстона и Девина Маколи из Мичиганского государственного университета обнаружили, что слушатели в Мичигане и Арканзасе представляли очень похожие сцены, в то время как слушатели в Китае представляли совершенно разные истории. |
«Эти результаты рисуют более сложную картину силы музыки», — сказал Маргулис, профессор музыки, который использует теоретические, поведенческие и нейровизуализационные методологии для исследования динамического опыта слушателей. «Музыка может создавать удивительно похожие истории в умах слушателей, но степень, в которой эти воображаемые повествования разделяются, зависит от степени, в которой культура является общей для слушателей». |
622 участника приехали из трех регионов на двух континентах: два пригородных студенческих городка в средней Америке — один в Арканзасе и другой в Мичигане — и группа из Димена, деревни в сельской местности Китая, где основным языком является донг, тональный язык, а не связаны с китайским языком, и где жители имеют ограниченный доступ к западным СМИ. Все три группы слушателей — в Арканзасе, Мичигане и Димене — слышали одни и те же 32 музыкальных стимула: 60-секундные фрагменты инструментальной музыки, половина из западной музыки, половина из китайской музыки, все без слов. После каждого музыкального отрывка они свободно описывали истории, которые представляли себе во время прослушивания. |
Результаты были поразительными. Слушатели в Арканзасе и Мичигане описывали очень похожие истории, часто используя одни и те же слова, в то время как слушатели Dimen представляли себе истории, которые были похожи друг на друга, но сильно отличались от историй американских слушателей. Например, музыкальный отрывок, идентифицированный только как W9, напомнил американским слушателям восход солнца над лесом, пробуждение животных и щебетание птиц, в то время как те, что в Димене, изображали человека, дующего в гору листом и поющего песню своей возлюбленной. В музыкальном отрывке C16 слушатели из Арканзаса и Мичигана описали ковбоя, сидящего в одиночестве под солнцем пустыни и смотрящего на пустой город; участники «Димена» представляли себе человека в древности, скорбно созерцающего потерю возлюбленной. |
Количественная оценка сходства между историями со свободным ответом потребовала обработки огромных объемов данных на естественном языке. Инструменты и стратегии, которые они разработали, будут полезны в будущих исследованиях, сказал Маргулис, который также является директором Принстонской лаборатории музыкального познания. «Возможность наметить эти семантические совпадения с помощью инструментов обработки естественного языка является захватывающей и многообещающей для будущих исследований, которые, как и этот, находятся на границе между гуманитарными и естественными науками». |
«Это потрясающе», — сказал соавтор Бенджамин Кубит, барабанщик и научный сотрудник с докторской степенью, ранее работавший в Принстонском институте неврологии, а теперь работающий на музыкальном факультете. «Вы можете взять двух случайных людей, выросших в похожей среде, дать им послушать песню, которую они раньше не слышали, попросить их придумать повествование, и вы обнаружите сходство. Однако, если эти два человека не t разделяют культуру или географическое положение, вы не увидите такого сходства в опыте.Поэтому, хотя мы представляем, что музыка может объединять людей, может быть и обратное — она может различать группы людей с разным прошлым или культура». Хотя исследователи тщательно следили за тем, чтобы выбранные ими фрагменты никогда не появлялись в саундтреке к фильму или в любой другой обстановке, предписывающей визуальные эффекты, одна и та же музыка вызывала очень похожие визуальные эффекты у сотен слушателей, если только они не выросли в другом культурном контексте. |
«Меня поражает, что некоторые из этих интуитивных, трудновыразимых, воображаемых реакций, которые у нас есть на музыку, на самом деле могут быть широко распространены», — сказал Маргулис. «В этом есть что-то действительно озадачивающее и захватывающее, особенно потому, что то, как мы сталкиваемся с музыкой в 2022 году, часто происходит в одиночестве, в наушниках. Но оказывается, это все еще общий опыт, почти как общий сон. Я нахожу это действительно удивительным и увлекательно — с оговоркой, конечно, что это не является общепризнанным, но зависит от общего набора культурных переживаний». Соавтор Кара Тернбулл, концертирующий басист, аспирант музыковедения, сказала: «Просто восхитительно, насколько наше воспитание формирует нас как личности, а также дает нам достаточно общего опыта, чтобы мы относились к этим медиа способами, которые одновременно уникальны и общие. ." |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|