Ценительница из Рябовской
|
|
|
Уважаемые читатели, если вам придется побывать в селе Никольске и ненароком завести с кем-нибудь разговор о народной медицине (лечении травами), о целителях, то вам непременно старожилы расскажут о знахарке - Татьяне Егоровне Рябовой из деревни Рябовской.
|
|
Непросто сложилась ее жизнь. В молодые годы уехала в Санкт-Петербург "счастье искать". Работала на прядильной фабрике. Затем принимала участие в стачечном движении. На ее глазах вершилось кровавое воскресенье
|
|
- 9 января 1905 года. Чудом осталась жива. После революции приехала обратно домой в Рябовскую и стала известной в округе знахаркой. Еще есть люди, которые добрым словом отзываются об этой женщине. Когда стала совсем старенькой, то секреты лечения передала своей невестке, а та, в свою очередь, - своей внучке. Об этой незаурядной женщи-не-целительнице и пойдет наш рассказ.
|
|
...В 1876 году в многодетной семье родилась девочка Таня. Ее родители проживали в деревне с причудливым названием Мошна. С приходом Советской власти в 1918 году деревне дали новое имя
|
|
- Рябовская. Поскольку в большинстве своем там проживали Рябовы.
|
|
Нам мало что известно из истории жизни ее родных. Родители умерли рано, старшие сестры были выданы замуж, братья остались хозяйствовать в родительском доме. Семилетнюю Татьяну отдали в богатую семью нянчиться с малыми детьми. Так до 16 лет она и прожила у чужих людей.
|
|
Потом одному из братьев понадобилась в дом работница, и он взял сестру к себе. Таня добросовестно относилась к работе, безропотно выполняя все, что ей поручали за кусок хлеба. Когда ей перевалило за двадцать, решила уйти от брата. Вот только куда, не знала: своего угла нет, семью свою еще не создала да и жениха не было.
|
|
На Виледи издавна существовало неписаное правило: если девушка до 20 лет не вышла замуж, то быть ей выданной за вдовца либо остаться одной на всю жизнь. Хорошие люди посоветовали девушке поискать счастья на стороне. Татьяна сложила в узелок нехитрые пожитки и пошла с попутчиком в далекий Санкт-Петербург. В те годы поездов еще не было, и до города добирались пешком, ночуя в том или ином населенном пункте. Через два месяца пути на освещенном утренними лучами солнца горизонте показались очертания города. По рассказам очевидцев, приезжающие сюда селились на Васильевском острове. Устроилась Татьяна Рябова работать на прядильную фабрику -прядильщицей. Жилье нашла в одном из полуподвальных помещений. Так началась ее новая страница жизни - жизни в городе. По характеру общительная и бойкая, Татьяна обрела много хороших друзей.
|
|
Наступил 1905 год. Год надежд и тревог. По Петербургу распространялись тревожные вести -о первых рабочих волнениях на заводах. На Путиловском рабочие, недовольные условиями труда, устраивали сходки, где обличали заводское начальство, которое заставляло рабочих трудиться по 13 часов. Кто-то предлагал идти "к самому царю", а кто-то из большевиков убеждал, что мирным путем ничего не добиться. Мол, только с оружием в руках можно завоевать свободу. Но вера в царя-батюшку победила. Морозным утром 9 января на улицы Петербурга вышли 140 тысяч человек: рабочие, старики, женщины с детьми. Многие несли иконы и царские портреты. Толпа двинулась к Дворцовой площади, надеясь вручить царю свою петицию, чтобы он защитил от произвола властей. Но вместо этого царь и его правительство, испуганные небывалыми массовыми выступлениями, отдали приказ о расстреле демонстрации.
|
|
Татьяна Рябова - участница того страшного дня, прозванного в народе "кровавым воскресеньем". Она вспоминала, что, когда началась стрельба по людям, раздались крики убегающих от пуль людей. Потом всюду были слышны стоны раненых, взывающих о помощи. Она услышала, как кто-то крикнул: "Танька, ложись! Не поднимай головы!" Раненная в ногу, теряя сознание, повалилась она на притоптанный снег. Когда очнулась, то увидела санитаров, подбирающих раненых. Вокруг лужи крови, тела убитых. Ее тоже отправили в больницу. По воспоминаниям Рябовой, в той демонстрации принимали участие и ее земляки: Василий Козырев из Матвеевской и Малых из Ка-заковского прихода, он нес икону. Они, к счастью, не пострадали.
|
|
Татьяна познакомилась в больнице с хорошим и добрым человеком. Он был фармацевтом. Тот имел небольшую частную клинику и взял после лечения Рябову к себе в домработницы. Впоследствии наша героиня стала помогать ему в приготовлении препаратов из лекарственных растений. Обнаружив у нее незаурядные способности к этому делу, оформил ее своей помощницей и за работу платил деньги.
|
|
В 1917 году большевики совершили государственный переворот, свергнув с престола царя Николая И. Петербург стал называться Красным Петроградом. Через год город начал погружаться в анархию. Заводы и фабрики не работали. Толпы безработных не знали, что делать. От разгула преступности, убийств и нехватки продовольствия народ охватила паника. Многие стали спешно покидать Петроград. Хозяин Татьяны - фармацевт - тоже в спешке с семьей покинул город, уехал за границу. А она надумала вернуться на Виледь, в деревню Рябовскую, с 10-летним сыном Николаем.
|
|
На первых порах ютилась у брата, пока он не выделил для жилья старый амбарчик и в придачу корову. Община выделила надел земли. С этим хозяйством она и начала свою жизнь. Кстати, из Петрограда с собой она привезла большой сундук с добром. Купила лошадь и сбрую. Сосед В.В. Рябов продал ей новый сруб, который ушел на переделку старого жилья (амбарчика).
|
|
После Татьяна занялась врачеванием (знахарством). Ранней весной, как только сойдет снег, она начинала собирать лекарственные растения. Из одних варила мази для излечения язв и разных нарывов. Мази состояли из следующих компонентов: еловая сера, топленое масло, пчелиная вощина, церковный ладан.
|
|
Вся эта масса варилась несколько часов в русской печи. Для снятия опухоли, от волосяной болезни в горячей воде растворялась древесная зола. В этом щелоке парила ржаные колоски. Эти колоски прикладывала к больному участку тела. Кончики волосков цеплялись за колосок и таким образом медленно вытягивались из кожи человека. Нередко в то время люди болели такой болезнью, как костоед. У Татьяны для нее был другой метод лечения. Около озер, на сырых местах росло ядовитое растение, называемое в народе "омег". Использовались для лечения только клубни. Они протирались на терке, и полученную массу нужно было прикладывать к больному месту. Медицина эти болезни не умела лечить, а предлагалось больным делать операцию. Тогда многие шли к Татьяне Егоровне. И сегодня еще живы люди, которые лечились у нее.
|
|
Глафира Вардаковна Дурапова из Фоминского вспоминает: "У меня в детстве болели руки: чесались. Ходила в больницу, все без толку. Тогда обратились к Татьяне Рябовой. Она намазала руки своей мазью и стала заговаривать. Перед этим предупредила: "Я буду шептать от "белого тела". Если на сон не потянет, буду от "черного". После первого шепотка я сразу уснула. Взяла мазь домой, несколько дней мазала, и руки перестали чесаться".
|
|
Другая женщина, проживающая в поселке Вычегодском, вспоминает: "У моего мужа в детстве заболел палец. Из-за сильных болей он лишился сна. Знахарка обмазала его большой палец, завязала и уложила в постель. Вскоре он уснул. Когда палец развязали, из раны вышла косточка, величиной с пшеничное зернышко. Положили его и попробовали обухом топора раздробить. Не вышло! Поинтересовались у хирурга Модеста Павловича Башлыкова. Тот ничего не мог ответить".
|
|
Сказывали еще, что у одного областного партийного чиновника, занимающего высокую должность, у дочери появилась на лице болячка, подобие "рожи". Сколько бы городские врачи ни старались излечить заболевание, безрезультатно. Тогда кто-то из его коллег предложил обратиться "к старушке, проживающей на Виледи". Чиновник приехал и увез Татьяну Егоровну в Архангельск. Целую неделю лечила она девушку и добилась своего. Тогда, одарив ее подарками, он распорядился доставить ее домой. И таких примеров было множество.
|
|
Как видим, наряду с изготовлением лекарственных мазей Татьяна Рябова широко использовала и заговоры. Считала, что дар этот проявился после перенесенного ужаса 9 января 1905 года.
|
|
Поток больных к ней не прекращался, но, как часто бывает, у Татьяны появились завистники. Кто-то пожаловался на нее уряднику (участковому). Тот вызвал к себе Рябову и недоверчиво спросил: "Говорят, грамоты не знаешь, а по людям ходишь? Роды принимаешь как..." Татьяна не стушевалась перед стражем порядка, повидавшая и пережившая на своем веку немало, ответила достойно. Урядник отпустил ее восвояси и больше не тревожил. Однажды в кругу близких людей спросили ее, почему она занялась лечением людей? Татьяна ответила многозначительно: "Я в своей жизни как-то согрешила и лечением окупаю свой грех!"
|
|
Татьяна Егоровна Рябова в последние свои годы жила в семье сына Николая. Когда тому исполнилось 18 лет, подыскали ему подходящую невесту - работящую девушку Екатерину из семьи Павла Леготина из деревни Гле-ден (Дегодниково). Сыграли свадьбу в 1927 году. В 1941 году Николай Степанович Рябов был призван в армию и в одном из боев геройски погиб, оставив жену с малолетними детьми. Недолго матери пришлось оплакивать единственного сына: 30 ноября 1945 года в возрасте 70 лет она умерла.
|
|
Так закончилась большая и трудная дорога ее жизни. На ее похороны собралось много народу со всей округи. Среди них были и те, кому в трудные дни она помогала бесплатно. Ведь в иные годы на весь район был один фельдшер.
|
|
Свои секреты лечения она передала невестке Екатерине Павловне, а та - своей дочери...
|
|
Вилегодская газета 30 марта 2005 (2)
|
Михаил ТРУБИМ
|
|
http://www.arhpress.ru/vilegod/2005/3/30/5.shtml
|