Талант живет в каждом
|
|
Известно, что в ходе интеллектуального развития человека количество клеток коры головного мозга (20 млрд.) практически не увеличивается по сравнению с тем, каким оно было при рождении. Это означает, что формирование способностей к интеллектуальной деятельности происходит на фоне не количественных, а качественных изменений мозга - повышения активности его функционирования и усложнение структуры под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов.
|
|
|
|
Если перевести все вышесказанное на простой и понятный язык, то становится ясно, что гениальность и талантливость человека совсем не зависят от врожденных качеств. Одаренность формирует окружающая среда. Недавно ученые пришли к выводу, что пагубное влияние наследственности сильно преувеличено - она влияет на умственные способности гораздо меньше, чем обучающая среда. Иными словами, при правильном подходе из любого ребенка можно вырастить талант. Но! – есть ряд ограничений.
|
|
Базу будущего дара надо успеть сформировать до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей (к трем годам мозговая структура уже сформируется на 90%). Стимулировать этот процесс, лучше начиная с периода внутриутробного развития…
|
|
Родители буквально сходят с ума, приписывая новорожденному то одни, то другие выдающиеся способности. Однако прагматичные ученые доказали, что у новорожденного функционирует лишь 20% мозговых клеток, следовательно, его талант беспомощен, как и он сам. Но не безнадежен: любое действие, которому обучается ребенок, вовлекает в активную работу новые мозговые клетки и талант поднимает голову.
|
|
Одновременно с этим происходит усложнение структуры мозга: нервные клетки не изолированы друг от друга; полученный одной клеткой нервный импульс будет передан другим - так формируются пути для передачи информации. Нервные волокна, по которым проходит импульс, как бы обрастают оболочкой, защищающей его от рассеивания и ослабления. Все эти процессы происходят благодаря воздействию внешней среды, побуждающей клетки мозга к активной передаче информации, идущей от органов чувств. Соответственно, "нищая" внешняя среда затормаживает эти процессы, разнообразная - стимулирует.
|
|
Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация: здоровые дети впоследствии оказываются значительно менее развитыми, чем детишки, имевшие осложнения при рождении и проблемы со здоровьем в дальнейшем. Оно и понятно, за малышами группы риска наблюдение и уход были более пристальными. Развитием же детей, не имевших ранних проблем, никто всерьез не обеспокоен, в связи с чем потенциальные возможности возраста не раскрываются.
|
|
Самой важной задачей раннего обучения является развитие основных психических функций - внимания, памяти, воображения, логического мышления. Наряду с интеллектуальными навыками в дотрехлетний период у ребенка интенсивно формируются основные личностные характеристики: дисциплинированность, искренность, прилежание, коммуникабельность, осторожность, смелость, аккуратность, чистоплотность и многие другие.
|
|
Не случайно, современные психологические тесты для годовалых детей уже включают социальные аспекты. И помимо широко известного коэффициента интеллекта IQ отражают и эмоциональный коэффициент – EQ, без которого даже высокий IQ, увы, не гарантия преуспевания в будущем. Единственный шанс подправить показатели EQ – научить ребенка взаимодействовать с другими членами социума. Кстати, в социуме могут найти выход и запрещенные в семье импульсы (побегать, покричать, покусаться, подраться). Иначе они выльются в психоэмоциональное напряжение, взрыв которого не возьмется предугадать никто.
|
|
Помимо перечисленных характеристик постепенно вырисовывается и желание переделать окружающий мир согласно своим представлениям. Вот только не всегда этим представлениям дают сформироваться. Порой ослепленные любовью или эгоизмом родители навязывают ребенку свои представления о мире и месте малыша в нем. Неудавшаяся спортивная или научная карьера одного из родителей становится виновницей того, что малышу прочат оставленное некогда поприще. На плечи ребенка ложится тяжесть родительских ожиданий, которые он боится не оправдать. У него просто не остается выбора.
|
|
Ничем не связанный талант год от года становится ярче, учится, подражает, подстраивается под законы социума, ищет понимания и находит себя в той или иной области, а, найдя, начинает развиваться самостоятельно.
|
|
Психологи утверждают, формирование таланта завершается к 13 годам; до этого срока родителям и педагогам нужно проделать титаническую работу. Не давя на ребенка, не насилуя его сознание, следить, чтобы ребенок постоянно и, что немало важно, свободно развивался.
|
|
Особняком в этом процессе стоят вундеркинды. Их талант как комета: загорается и гаснет мгновенно. Мир рукоплещет гениям, в 6 лет поступающим в университеты, сочиняющим гениальную музыку, легко складывающим в уме баснословные числа. Объясняются их уникальные способности довольно просто: у таких детей гипертрофированно развивается специализированная память. Этот перегруз тормозит развитие чувств, формирование души уже на ранней стадии не соответствует норме. Увы, талант вундеркинда – однодневка. Уже через 2-3 года сверстники начинают его обгонять.
|
|
Талант - материя тонкая, помимо опыта, навыков и знаний, включающая в себя и желание переделать мир, привнести в него что-то свое. Такое желание не появляется мгновенно, а растет постепенно, выжидая своего часа. Порой такой час так и не наступает. Ежедневные хлопоты, суета и безумный ритм отнимают слишком много энергии. Механизм таланта не включается, если организм истощен. Такое состояние может длиться годами. Вот почему большинству из нас приходится разводить руками и констатировать, что талант потерян. Но это совсем не значит, что его нельзя вернуть.
|
|
Ряд ученых представил миру сенсационную концепцию. Оказывается, своевременное вмешательство воли может подстегнуть увядающий дар. Воля компенсирует энергодефицит. Скептики наверняка засомневаются: "талант и воля – вещи несовместимые. Там, где есть волевое усилие, нет места гармонии, а талант призван творить в гармонии". И будут правы. Отношения таланта и воли определяются ситуацией, предшествующей действию. Если перед человеком поставлена задача, равная ему по возможностям, то в волевом усилии нет необходимости.
|
|
Но что делать, если задача на первый взгляд "не по силам"? Отказаться! Возможно. Но для начала стоит собрать волю в кулак и действовать. Однако, если и в этом случае "вершина не взята", то лучше отойти в сторону, иначе дискомфорт и недовольство собой окончательно уничтожат талант. И, опять же, сделаем реверанс в сторону скептиков. Они справедливо отмечают, что предмет, созданный в результате усилия, не обладает той энергетической силой, которая притягивает людей и заставляет их склонять голову перед гениальностью автора. Однако не всегда всемирное поклонение необходимо, порой достаточно признания в своей узкопрофессиональной среде.
|
|
Итак, если человек самостоятелен, самодостаточен и готов к поиску нового решения, то он уже талантлив.
|
|
|
|
|
|
Ксения Сологуб
|
|
|
На грани невозможного 13(344),2004
|