Иконы тоже плачут
Подобные чудеса совершаются во многих церквях мира
Сообщения о «плачущих» иконах встречаются еще в средневековых хрониках. Но, как ни странно, широкое подтверждение это чудо находит именно в наш безбожный век. Ни в старинных церковных книгах, ни в летописях не зафиксировано, когда и где впервые «заплакала» икона.
Одно из самых ранних упоминаний об этом «чудесном знамении, сотворенном Пресвятой Богородицей», относится только к XIII веку. Оно имело место в маленьком городке в Северной Италии, где в церкви на иконе Божией Матери из ее очей покатились слезы.
В Средние века «плачущие» иконы объявлялись много раз по всей Европе. Были такие случаи и на Руси. Но вот за достоверность всех этих «святых чудес» ручаться трудно.
Находились церковники-мошенники, которые с помощью хитроумных устройств заставляли иконы «плакать». В архивах Ватикана сохранились документальные свидетельства на сей счет, полученные в результате проведенных самими церковными властями расследований. Чаще всего фальсификаторы использовали стеклянные трубочки, в которые помещался пропитанный деревянным маслом фитиль. Трубочка прикреплялась к обратной стороне иконы, а под глазницами божественного образа просверливались крошечные отверстия. Из них и стекали «слезы», сочившиеся из фитиля.
Кстати, есть свидетельства, что Петр I не жаловал подобные «знамения» и лично отлавливал хитрецов, устраивавших такие «чудеса» с целью привлечения прихожан.
Воистину мироточит!
В наши дни среди священнослужителей едва ли найдутся охотники совершать святотатства, фальсифицируя мироточащие образа с помощью какой-нибудь аппаратуры. Слишком велик риск разоблачения и последующей весьма пагубной для конкретного храма огласки.
Между тем «плачущие» иконы периодически появляются в разных местах. Так в 1990 году на празднике Преображения Господня в Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря начала мироточить икона Толгской Божией Матери. Через два года истечение мира повторилось. А через месяц стала «плакать» икона Божией Матери в иконостасе Преображенского храма.
В декабре 1998 года чудесное явление проявило себя в ивановском Свято-Введенском монастыре. Две монахини, жившие в одной из келий, заметили, что из глаз тихвинской иконки Божией Матери льются маслянистые «слезы». Вскоре слух о чуде распространился по всему городу, и в монастырь потянулись верующие со своими иконами. Хотя в монастырские кельи не принято пускать мирян, ради такого случая было сделано исключение. В загадочной келье побывало больше тысячи паломников. Причем у всех «заплакали» принесенные образа, а у некоторых - даже нательные кресты.
Приехавшая в Свято-Введенский монастырь епархиальная комиссия удостоверила мироточение икон. А его настоятель отец Амвросий так объяснил загадочный феномен: «Бог просто решил отметить это место - может, в связи с приближающимся 2000-летием крещения Руси, может быть, в указание нам, увлекающимся сектами и атеизмом».
Более обстоятельно о необычном явлении высказался преподаватель Московской духовной академии, магистр богословия Сергий Правдолюбов:
- Когда речь идет о мироточении икон, многие путают сие чудотворение с таинством миропомазания, совершаемым над новокрещенным, которое было установлено еще в апостольские времена. Через него человеку сообщается благодать Божия. Миро для этого таинства приготовляется особым способом и состоит из множества компонентов, в том числе ароматических масел, белого виноградного вина, различных ладанов. В нашей православной церкви миро варят на Страстной неделе раз в четыре года в Донском монастыре. А в Великий четверг в Успенском соборе Кремля совершается чин освящения мира, которое затем рассылают по епархиям и в храмах хранят в алтаре.
Что касается мироточения икон и святых мощей, то название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях, конечно же, не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. И об этом не следует забывать.
В нашем храме, а я являюсь настоятелем московской церкви Троицы Живоначальной, 23 июля 1995 года, в день, когда совершается общецерковное празднование Собора сибирских святых и Собора рязанских святых, замироточили одновременно восемь икон, через несколько дней - еще две. Явление это происходило с разной степенью интенсивности и продолжалось целых два года. И что удивительно: среди «плачущих» икон одна была металлическая, а еще одна являлась репродукцией на бумаге.
Меня и всех прихожан глубоко впечатлило и другое обстоятельство. У нас есть икона Всех Скорбящих Радости. На ней в полный рост изображена Пресвятая Богородица, а справа и слева от Нее - нуждающиеся люди и ленточки с надписями: «Больным исцеление», «Нагим одеяние», «Нищим защита», «Хромым хождение». Эта икона тоже мироточила - лик Богородицы, вся фигура - по контуру, а кроме того, маслянистая влага выступала только на ленточке «Нагим одеяние».
Это было тем более поразительно, что у нас на приходе уже много лет ведется сбор одежды для нуждающихся. Это - главное социальное служение прихода, которое, к нашей общей радости, было чудесным образом отмечено мироточением из определенной ленточки на иконе. Вообще же многие люди промокали истекавшую из иконы жидкость ваткой, протирали ею больные места на теле и получали затем исцеление. Все эти факты мы документально оформили.
Исцеляющие «слезы»
Факты исцеления Божьими «слезами» зарегистрированы и в других храмах. В 1994 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа в одной из православных церквей в австралийском штате Новый Южный Уэльс было явлено чудотворение, о котором много писала пресса. На четырехметровом распятии Христовом - на Его лице, руках, груди и пальцах ног выступили капли какой-то маслянистой жидкости, напоминавшие капли пота на теле Спасителя, когда Он обратился к Богу с мольбой о чаше скорбей.
Когда один из служек в храме Анатолий Кампос заметил это и позвал священника, на полу образовались даже маленькие лужицы истекшего мира. К распятию собрались прихожане, пришел второй священник. Решено было сообщить правящему архиерею Гибрану. Тот распорядился ни к чему не прикасаться, а прихожанам никому не рассказывать о чуде. Но те не смогли удержаться и поведали о нем своим родственникам и знакомым, которые конечно же устремились в церковь.
Когда все истекшее миро было собрано ватой, оно снова на глазах присутствовавших покрыло распятие. Все без исключения верующие помазали себя им, а многие взяли кусочки ваты, смоченные миром, домой и помазали чудотворной влагой больных. Эффект оказался прямо-таки фантастическим: больные быстро поправились. Причем было замечено, что миро издавало благоухание, напоминавшее одним запах ладана, другим - запах свежих фруктов.
Зимой 1998 года чудо произошло в Параскево-Вознесенском женском монастыре недалеко от мордовского города Рузаевки.
- Во время водосвятного молебна замироточила старинная икона Пресвятой Богородицы Благодатное небо, - рассказывает настоятельница игуменья Серафима. - Подбегает ко мне одна церковница и говорит: «Матушка, у нас икона мироточит». Я подошла и вижу: действительно, на образе появилось жирное пятно. Потом потекли капельки. Я одну пальцем с иконы сняла, понюхала - пахнет елеем. Нежный такой запах. Помазалась. И вдруг эти капельки набухли, потекли тоненькой струйкой. Сестры возрадовались. Наш батюшка отец Алексий собрал с иконы масличко и всех прихожан в храме им помазал. А после воскресной службы пошли в трапезную. Поем благодарственный молебен. И вдруг ко мне подходит прихожанка Осипова Лидия. Вся от радости сияет и говорит: «Матушка, Ваня Жувайкин прозрел!» «Каким образом?» - спрашиваю. «После помазания миром с иконы», - отвечает.
На воскресную службу в храм Вознесения Господня 12-летний школьник Ваня Жувайкин, с детства полуслепой на один глаз, пошел вместе со своей одноклассницей Олей Осиповой, которая рассказала, что там замироточила старинная икона. В храме он пробрался к алтарю и стал в очередь на помазание. Вот и образ. Батюшка окунул кисточку в масло, нанес миро на веко незрячего глаза...
- Что было дальше, помню смутно, - рассказывал потом Ваня, - все было как во сне. Больной левый глаз вдруг сам приоткрылся - он у меня был почти закрыт. Из-за этого меня в школе косым китайцем обзывали. Чувствую: зрение вдруг совсем прояснилось. Подхожу к Оле и говорю: «У меня глаз вылечился». Она не поверила и подвела к своей маме, тете Лиде. Я ей обо всем рассказал. Потом подошла матушка Серафима и другие сестры. Все радуются, некоторые даже заплакали...
К этому можно добавить, что у всех прихожан, у кого болели зубы, после помазания божьими «слезами», выступившими на иконе, мучившая их зубная боль сразу прошла.
«Ответ нужно искать у Бога»
Если проанализировать случаи мироточения, то обращает на себя внимание весьма любопытная деталь: «слезы» выступают и на бумажных репродукциях икон. Такое чудотворение наблюдалось не только в московской церкви Троицы Живоначальной. Еще в 1892 году оно было зарегистрировано в итальянском местечке Кампокавалло. В маленьком тамошнем храме, где единственным украшением служили две цветные репродукции Девы Марии, в праздник тела Христова на изображении Скорбящей Богоматери по лицу стали стекать капли маслянистой влаги, хотя сама репродукция оставалась сухой.
А 16 марта 1960 года стала «плакать» Дева Мария на цветной репродукции в квартире очень набожной жительницы Нью-Йорка Пагоны Катсуонис. Испуганная женщина позвонила ночью настоятелю Греческой православной церкви святого Павла и попросила совета. Священник Джордж Пападеас с недоверием отнесся к рассказу своей прихожанки, но все-таки отправился к ней. «Когда я приехал, - говорит он, - «слеза» под левым глазом уже высохла. Перед концом молитвы я увидел другую «слезу» в глазу Богородицы. Это была маленькая круглая капелька, которая медленно потекла по Ее лицу».
Священник решил, что видит чудо. В течение следующей недели квартиру Катсуонис посетили 4000 человек, в том числе и репортеры. И всю неделю Дева Мария продолжала «плакать».
По мнению специалистов, изучавших «плачущие» иконы Богородицы, во всех этих случаях имеет место совершенно необъяснимое с точки зрения физики твердых тел явление, поскольку из сухого листа бумаги невозможно выжать ни капли влаги.
Что же касается химического состава жидкости, истекающей из икон, то православие не одобряет научных исследований таких чудотворений, ибо они оскверняют святые образа.
По некоторым данным, когда в 50-е годы советские богоборцы закрыли Киево-Печерскую лавру, где в стеклянном сосуде находилась мироточивая глава святого, представители власти проявили интерес к этому черепу. Они выплеснули миро, насухо протерли сосуд и саму главу, затем поместили ее обратно, запечатали банку и поставили в сейф. Через две недели решили посмотреть. Сосуд оказался почти наполовину вновь наполненным светлой жидкостью.
Ее передали для исследования в научную лабораторию. Ученые пришли примерно к такому выводу: «Жидкость с некоторыми маслянистыми элементами непонятного происхождения. Молекулы обычные».
А вот в Австралии церковные иерархи повели себя иначе. Через два дня после начала мироточения в церковь приехал иеромонах Вениамин, написавший такой отчет: «По прибытии в храм я увидел капли жидкости, очень медленно стекавшие по поверхности распятия. Много крупных капель маслянистой влаги стекало по верхней части тела Господа. Не было видно никакого источника ее, она просто появлялась в таком количестве, что текла по поверхности распятия».
Собрав на вату жидкость с пола и с распятия, иеромонах отдал на исследование в научную лабораторию, где ее подвергли анализу методом инфракрасной спектроскопии. Затем полученные результаты сравнили с имевшимися эталонами. Оказалось, что состав жидкости сходен с составом оливкового масла и обычного церковного миро, но полностью не совпадает с ним.
После этого по указанию архиепископа австралийского загадочные «капли» с распятия передали для исследования на химический факультет университета Нового Южного Уэльса, где подтвердили выводы лаборатории. Тогда архиепископ попросил дать заключение, могла ли жидкость образоваться на поверхности распятия из краски или лака путем конденсации или в результате каких-либо иных реакций.
Ученые ответили, что это совершенно невозможно. На его вопрос, откуда, по мнению химиков, могла появиться эта жидкость, архиепископу было заявлено, что «ответ нужно искать у Бога».
Явление это таинственное, а вот к добру оно или к худу - неизвестно. Может, мироточением нам «сигнализируется», мол, будьте осторожны, грядут бедствия и страдания. Или, наоборот, - это радостный знак, мол, как хорошо, что русские вновь обращаются к Богу, строят и воссоздают храмы. В любом случае относиться к мироточению следует сдержанно, без экзальтации. И помнить, что говорит евангелист Матфей: «Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай».
Анатолий МЕРКУЛОВ
Тайная Власть 17,2000
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|