Вежливый грубого не разумеет
|
Почему с одними нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические или религиозные взгляды, мировоззрение, психологические особенности… Однако основная кроется в неумении услышать собеседника. |
Важнейшая часть процесса общения - умение слушать. |
Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит, он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли. |
Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова. |
Что такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что он владеет культурой общения. |
Уважительное отношение к партнеру невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в себе такое отношение к людям можно только в том случае, если научиться видеть в каждом человеке индивидуальность. |
Барьеры, мешающие комфортному общению 1. Эстетический барьер возникает в том случае, когда один из собеседников неопрятно, неряшливо одет, выглядит неухоженным, грязным… Преодолеть некоторую брезгливость и приятно пообщаться в этом случае трудно. |
2. Разное социальное положение может даже долгую дружбу однажды свести на нет, особенно если тот человек, который стоит на более высокой ступеньке социальной лестницы, вольно или невольно подчеркивает свое превосходство. |
3. Состояние здоровья и расположение духа также влияют на процесс общения. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с собеседником, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять своим присутствием человека, которому нездоровится или которого беспокоят какие-то проблемы. |
4. Барьер установки появляется тогда, когда один из партнеров заранее настроен против другого (то есть обладает негативной установкой). Если вы столкнулись с таким барьером, не стоит пытаться переубеждать собеседника. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят человека изменить свое мнение. |
5. Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о других по себе, ждем от них таких же поступков, какие совершили бы сами на их месте. |
Но все люди разные! Позиция каждого человека определяется его собственными нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не мешал общению, нужно научиться «разрешать» людям думать, чувствовать и поступать так, как они хотят. |
6. Демонстрация своего «я» проявляется в том, что один из собеседников не слушает второго, все время перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли. |
О полноценном диалоге в этом случае не может быть и речи, соответственно, и комфортного общения не получится. |
7. Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать собеседника, понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации, не говоря уже о личных (семейных) отношениях. |
Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. |
Лучше всегда (!) отвечать спокойно. На многих это действует отрезвляюще. |
Что помогает сближению? Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми - близкими родственниками, друзьями, знакомыми, деловыми партнерами: 1. Общение на равных, без грубости и подобострастия. |
2. Уважение личного мнения собеседника. |
3. Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват. |
4. Общение на уровне просьб, а не приказов. |
5. Поиск компромиссных решений. |
6. Умение ценить решение другого. |
7. Умение принимать опыт других. |
Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, и он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле собеседник понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему. |
Жизнь сталкивает нас с разными личностями. И очень редко встречаются такие «золотые» люди, в общении с которыми барьеров не возникает. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности окружающих и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы общение всегда было комфортным, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить присутствующие барьеры. |
Всегда необходимо помнить, что другой человек - не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях! |
Подготовила Алиса СВЕТЛОВА |
Тайная Власть 23,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|