С давних времен люди поклонялись мощам святых, творящим чудеса и исцеляющим от болезней
|
Ученые неоднократно пытались разгадать этот феномен, но зачастую им приходится лишь разводить руками: уникальные свойства этих реликвий не поддаются никакому рациональному объяснению. |
Кровь святого – не водица |
Уже много лет в одном из соборов Неаполя происходит чудо. В сокровищнице храма, за закрытыми серебряными дверями, находится стеклянная колба с засохшей жидкостью - кровью святого Януария. В обычное время кровь на дне стеклянной ампулы сухая, твердая и темная, но если флакон поместить вблизи реликвария с главой Януария кровь разжижается и даже закипает. Чудо случается как минимум трижды в год: в первую субботу мая (в этот день главу святого и ампулу с кровью торжественно переносят крестным ходом из одного собора в другой); 19 сентября – в день святого Януария; 16 декабря – в день спасения Неаполя от извержения Везувия. В первых двух случаях мощи и кровь праведника выставляются на всеобщее обозрение на восемь дней, в последнем – на один день. Иногда кровь великомученика закипает в неурочное время, и тогда священники говорят о знамении, которое посылает Януарий. Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день, что считали предзнаменованием общественных бедствий. Так, в XX веке кровь не стала жидкой в 1939 году — и вскоре началась Вторая мировая война, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением, принесшим немало разрушений, для подсчета ущебра потребовались консалтинг бухгалтерские услуги. |
Непосредственной связи между воздействием на кровь тепла и света и ее превращением в жидкое состояние не существует. Сухая кровь становится жидкой при сумеречном свете и в темноте, в жару и в холод, например, в декабре-январе, когда температура воздуха на Сицилии опускается ниже нуля. |
Двери в никуда |
Разгадать этот феномен ученые пытались неоднократно. Но священники выступают категорически против специальных исследований и отказываются предоставить образцы материала. «За каждой дверью научного открытия откроется десять новых дверей», -- вполне резонно утверждают церковные отцы и просят принимать на веру то, что каждый желающий может увидеть собственными глазами трижды в год. Лишь единственный раз римско-католическая церковь согласилась сотрудничать с ученым. Это был авторитетный и уважаемый человек -- Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета имени Фридриха II. В 2010 году, после четырех лет исследований, он пришел к заключению, что в ампуле находится гемоглобин и продукты его распада. Церковь позволила ему провести ряд опытов только под давлением общественности. В 1991 году в журнале Nature появилась заметка трех итальянских ученых о том, что им удалось путем смешивания мела и хлорида железа получить гель, превращающийся в жидкость при встряхивании и затвердевающий в состоянии покоя. Ученые выдвинули предположение, что средневековые лекари вполне могли знать секреты изготовления таких гелей, чем и воспользовались священники. Тогда вслед за скептически настроенными учеными вой подняла и местная пресса, утверждавшая, что церковники дурачат население. Однако Джузеппе Гераци расставил все точки над i. |
Жизнь и подвиг |
Самые ранние источники указывают, что святой Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто. В юном возрасте принял католическую веру, а совсем молодым человеком был назначен первым епископом в своем городе. Это было время, когда христиан преследовали по приказу римского императора Диоклетиана, затеявшего крупномасштабные правительственные реформы и боровшегося с властью церкви над умами простых людей. Во время гонений Януарий бесстрашно посещал брошенных в тюрьму диаконов Созия и Прокла, где вместе с ними совершал литургию. Во время одного из таких богослужений был взят под стражу. Его жестоко пытали и заставляли отречься от веры, а после отказа обезглавили. Позже тело перевезли в Неаполь (город, позднее признавший его святым патроном), где из него и была извлечена кровь. В те времена в католической церкви широко практиковалось извлечение отдельных частей тела или жидкостей у умерших святых для их почитания. Хроники изобилуют свидетельствами о многочисленных попытках извлечения крови из тел усопших через несколько часов, дней и даже лет после их смерти. Если верить очевидцам, перед извлечением крови на лбу святого появлялась испарина, и от тела начинало исходить благоухание. Порой из сделанного разреза кровь хлестала рекой, и одежды людей, присутствовавших при ритуале, оказывались сильно испачканными. Это считалось благоприятным знаком, и такую одежду почитали как святыню, способную творить чудеса. Происходило ли нечто подобное при изъятии крови из тела Януария, сказать нельзя, ни о чем подобном в хрониках не рассказывается. Принято считать, что Януарий был казнен в 305 году, а первое «явление крови» произошло в 1389 году. |
Путешествие из Белгорода в Москву и обратно |
После октябрьского переворота под прицелом большевиков оказались не только живые, но и мертвые -- было вскрыто немало гробниц с реликвиями. Многие из них оказались жалкими подделками, но сохранились и другие экземпляры. В 1920 году в Белгороде вскрытию подверглась рака с мощами святого Иосифа Белгородского. Местная коммунистическая газета «Курская Правда» 1 декабря 1920 года писала: |
«Присутствующая публика была поражена высокой степенью сохранности тела, пролежавшего в гробе 166 лет. Людям казалось, что это результат искусственной мумификации, и они просили врача разрезать живот, чтобы убедиться в его содержимом. (При искусственном бальзамировании внутренности в обязательном порядке изымаются. – Ред.). Хирург произвел разрез и вынул часть кишок, совершенно высохших, что доказывает естественность процесса мумификации». |
В результате мощи святого Иосифа Белгородского были отправлены на исследование в Москву, поскольку объяснить феномен прекрасной сохранности тела, погребенного в середине XVIII века, местные специалисты не смогли. Казалось, что человек умер не полтора столетия назад, а буквально вчера. Мощи поместили в анатомический музей напоказ, но к нему стали стекаться толпы верующих. Анастасия Цветаева так описала свое посещение анатомического музея в Москве: |
«Это было, как мне помнится, в 1924 году. В Москве, на Петровке, в высоком особняке (позади бывшего цветочного магазина Ноева) помещался Музей Наркомзема. И там, на втором этаже был зал, где в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации) под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи Св. Иоасафа Белгородского, а над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мертвая крыса. А по стенам и под лестницей висел рассказ о них и о мумификации, вывешенный начальством Музея, для «просвещения» народа. |
В соседних залах, в спирту, я видела 2-х голового новорожденного и прочие «чудеса» природы. |
Св. Иоасаф был епископ. Жил он, если не ошибаюсь, при царице Екатерине Второй. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в Музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными». |
Властям пришлось закрыть «выставку». Допускались на нее только специалисты. В 1930-х годах мощи перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в бывшем Казанском соборе, потом они еще долго «путешествовали», пока не оказались на чердаке Музея, где их захоронили в шлаке одного из перекрытий. Мощи вновь обрели только в 1991 году – на место их нахождения указал плотник, участвовавший в их сокрытии. |
Не кукла |
20 декабря 1918 года мощи преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». После того как специальная комиссия выяснила, что мощи — не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей. Нетленные останки Александра Свирского удалось найти благодаря упорству и настойчивости инокини Леониды, которая в миру в течение 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, работала в НИИ имени Пастера. Монахиня по крупицам собирала информацию о мощах Свирского и, наконец, нашла ниточку. Поиск привел ее в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии – лучшее место для сокрытия мощей. Когда игумен о. Лукиан (Куценко) вынимал мощи, он был поражен увиденным: «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань… эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью». |
С тех пор как в 1998 году мощи святого вернулись в родную обитель в Ленинградской области, туда стало поступать множество писем от иерархов из разных епархий России, Украины, Беларуси с просьбой передать им частичку мощей святого. Ведь только сообщений о рождении детей по молитвам у мощей преподобного Александра за несколько лет после второго обретения мощей поступило несколько десятков! |
Любовь ШАРОВА |
Ступени №26 (декабрь)/2013 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|