Загадка грота Ласко
Девятнадцать тысяч лет назад древние художники изобразили картину звездного неба на стенах грота Ласко, находящегося в местечке Дордонь во Франции. Изображения до сих пор вызывают жаркие споры среди ученых.
Сейчас в этом французском местечке группа, состоящая из археологов и астрономов, занята необычными работами. Стоя на коленях, при свете масляной лампы в гроте Ласко они изучают наскальные рисунки девятнадцатитысячелетней давности, одновременно делая их более яркими и отчетливыми. Для этого достаточно сделать два-три мазка по почти невидимому из-за времени наскальному рисунку, и, например, великолепная лошадь коричневого окраса проступает на стене грота. Используются же для такой операции краски, изготовленные из минералов, найденные здесь же, в гроте. Чуть поодаль вырисовывается красный зубр, а еще дальше - черный телец, а там -олень цвета охры, скорпион, стрелец, лев, единорог
Случайно ли такие изображения появились именно в этом месте? Что они обозначают? По крайней мере, сто лет ученые всего мира пытаются ответить на эти вопросы До сих пор существует много гипотез, позволяющих как-то объяснить и понять произведения наскального искусства наших очень далеких предков В конце XIX века исследователи полагали, что «примитивы», как называли тогда древние народы, творили искусство ради искусства. И эта точка зрения многие десятилетия доминировала над другими предположениями. Затем эту гипотезу научный мир отверг, предпочтя другую, в начале XX века решили, что древними художниками, изображавшими животных на скалах, были охотники, которые в доисторический период пытались с помощью таких рисунков попросить своих богов дать им власть над животными, то есть эти наскальные рисунки носили чисто ритуальный характер Имея такую «икону» в своем жилище-гроте, охотник рассчитывал на удачную охоту Эта теория получила название «магия охоты» и отчаянно защищалась французским аббатом Брейлем. Однако другие исследователи наскальных рисунков во главе с Андре Леруа-Гураном отвергли эту гипотезу, предположив, что пространство грота вместе с нанесенными на его стенах рисунками организовано таким образом, чтобы донести до нас путем наскальной живописи некий миф, связанный с животными. Однако и такая теория вызывала у ученых сомнение
А сотни наскальных рисунков в гроте Ласко были открыты сравнительно недавно - в сороковых годах XX века. И тогда специалисты заговорили о чудодейственной силе «Сикстинской часовни доисторического периода». Но только сейчас исследователи пришли к выводу, что древние художники в гроте Ласко создавали не вымышленные картины, а рисовали звездное небо с его многочисленными созвездиями, которые очертаниями походили то на Тельца, то на Скорпиона, то на Льва Эта гипотеза была обнародована на научном симпозиуме в Милане независимым французским археологом, которого теперь можно назвать и этноастрономом, и археологом-этнологом, Шанталь Жеге-Валькиви. Это она распознала в открытых другими археологами наскальных рисунках в гроте Ласко изображения созвездий1
- На внутренних стенах грота не что иное, как изображения созвездий Козерог, Телец, Скорпион и некоторых других, - заявила исследовательница, вызвав в зале среди ученых с одной стороны овации, а с другой - негодование.
Так что же получается, в гроте Ласко на стенах изображена карта звездного неба над этим местечком? Противники такой теории, названной теорией Шанталь, заявляют, что первые наблюдения звездного неба, зафиксированные документально, датируются пятым тысячелетием до нашей эры, а не семнадцатым тысячелетием, как у Шанталь Жеге-Валькиви Другой момент не в пользу этого археолога состоит в том, что подобное предположение насчет «карты звездного неба» вьюка зывалосьи ранее, но «так и повисло в воздухе». Однако на этот раз дело обстоит иначе
Шанталь Жеге-Валькиви провела в гроте достаточно много времени, досконально изучая рисунки периода палеолита, чтобы доказать свою гипотезу. Ее сторонником стал один из лучших специалистов по доисторическому периоду, хранитель гротов Ласко Жан-Мишель Жене, который находился рядом с Шанталь в течение всего периода ее исследовательской работы.
- В начале 1999 года, - вспоминает Шанталь, - я ему поручила исследовать место, где находятся рисунки, изученные мною предварительно по плану грота Солнечные лучи, по моему мнению, должны были проникать через вход в грот в «зал Тельца» во время написания этих наскальных изображений. И Жан-Мишель доказал, что действительно ременный вход в грот находится том же месте, что и раньше, в каном веке. А позже мы поняли, что 9 июня 2001 года солнечные лучи роникали в грот так же, как и во вре-работы древних художников. Получалось, что место для своей работы древние живописцы выбрали напротив входа в грот, причем так, чтобы рисовать то, что они видели в проеме: днем - Солнце, освещающее грот, а по вечерам и ночью - звезды! Учитывая эти предположения, Шанталь стала доказывать свою гипотезу: если художественные изображения на округлой формы своде зала грота действительно представляют изображения созвездий, расположенных на небе в определенное время и видимых в проеме входа в грот, то надо было узнать, когда эти созвездия располагались на небосводе именно так, как они изображены в гроте.
Для этого француженка Шанталь Жеге-Валькиви, используя астрономическую логику, воссоздала карту неба последнего периода палеолита. Затем сравнила ее с рисунками древних людей, творивших в Ласко. Карта совпала с произведениями в гроте! Причем было доказано, что художники работали примерно 19 тысяч лет назад. Для этого исследователи сравнили расположение и размеры линий и точек рисунков и сравнили их с астрономическими данными. Эта сложная работа позволила этно-астрономам сделать вывод, что странное животное на стене грота не что иное, как созвездие Козерог, созданное в доисторический период в виде наскального рисунка, а также то, что это созвездие могло быть видно в то время через вход в грот. Нарисованный же чуть дальше на стене мощный бык, грудь которого усеяна точками, соответствует современному созвездию Скорпион, пересеченному Млечным Путем.
- На первой же стенке, ориентированной к югу, узнается созвездие Тельца с группой звезд - Гияд и Плеяд, - утверждает Шанталь. Она вспоминает, что американс-е астрономы уже высказывали ю, что изображения животных гроте Ласко соответствуют созвездию Тельца.
- Художники местечка Ласко, где находится грот, определили эту «звездную полосу», которая проходила над ними во время весеннего или осеннего равноденствия, и сумели связать ее по внешнему виду с животными, то есть нарисовали группы звезд в виде животных. Наскальная живопись показывает, что древние художники были прекрасными наблюдателями небосвода и сумели очень точно свои наблюдения перенести на настенные рисунки, - заключает Шанталь.
Некоторые специалисты не скрывают своего скептицизма по поводу такого заявления Среди них сотрудник Музея естественной истории Дени Вьялу, сказавший, что «эта работа всего лишь некая интерпретация, ничего общего не имеющая с наукой». Ему возражает астроном из университета в Монпелье Жерар Жазниви, проверявший расчеты Шанталь:
- Ясно, что древние люди обладали такими астрономическими знаниями, что могли изображать реальные созвездия. И эти рисунки относятся к моментам весеннего и зимнего солнцестояния в доисторический период. Что касается критики этой гипотезы, то она показывает неспособность некоторых специалистов по доисторическому периоду отдавать себе отчет о возможном влиянии небосвода и звезд на людей и места, изучаемые ими. К сожалению, астрономия заняла позицию, отдельную от археологии, в то время как небо рассматривалось человечеством во все периоды его существования как естественная крыша над головой и было частью повседневных занятий людей. В то же самое время команды ученых, занимающихся одновременно несколькими дисциплинами, принимали палеонтологическое искусство в целом. И это правильно.
А вот мнение хранителя Ласко Жан-Мишеля Жене, специалиста по доисторическому периоду:
- Эти научные исследования базируются в первую очередь на систематике, а не только на убеждениях, более или менее обоснованных.
Шанталь показала структуру, связанную с небом и нарисованную на сводах грота. Это уже большое достижение даже в том случае, если будут нужны последующие подтверждения ее точки зрения. Во всяком случае, гипотеза, согласно которой человечество времен палеолита нуждалось в звездах, чтобы вести счет времени и предвидеть сезонные изменения, вполне реальна. В шестидесятые годы двадцатого века ее выдвигал Александр Маршак, изучавший предметы быта эпохи палеолита с рисунками на них, представлявшими собой Фазы луны.
Социалисты, занятые этой области, очень аинтересовались работой Шанталь. Специалист с мировым именем Жан Клот говорит:
- Эта гипотеза должна быть проверена самым серьезным образом. Ничего удивительного нет в том, что человечество той далекой эпохи интересовалось движением звезд. В первый раз открыли «зал» Тельца в день весеннего солнцестояния, поэтому получается, что он был освещен солнцем в определенный точный момент года. Это еще раз доказывает, что люди испытывали интерес к этому моменту. Это очень важный факт, определенно обозначающий, что солнце играло особую роль в культе и веровании населения. Но какую? Трудно сказать. Мне кажется, что соответствие между настенными росписями и частями неба имеется. Я думаю, что палеоастрономическая гипотеза подтвердится в Ласко. Тогда это будет означать, что созвездия играли первоначальную роль в мифах этих людей. Но это одновременно задает и много других вопросов, например, какова была роль неба в мифах ругих периодов?
Танталь Жеге-Валькиви не эращает внимания на критику, объясняя, что ее гипотеза не исключает и других суждений о рисунках в гроте Ласко. Пока многие вопросы остаются без ответа. Например, такой: как древние люди ориентировались по звездам и рисовали созвездия, к примеру, не выходя из грота?
- Нужно и дальше проводить исследования самым тщательным образом, - говорит француженка, продолжая свой научный поиск в этом тихом месте на берегах реки Дордонь.
Галина ОСТЯКОВА, Вячеслав ОРЛОВ
НЛО 17,2002
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|