Нефертити покоится в Каирском музее
Самой известной из самых прекрасных женщин, когда-либо посещавших нашу грешную землю, считается египетская царица Нефертити. И надо признать, что считается по праву. Сравниться с ней по известности может лишь умнейшая из всех реальных красавиц Клеопатра - последняя царица ЕгиптШ жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря, красоту которой не исказила даже смерть от укуея ядовитой змеи. Но если о внешних достоинствах Клеопатры мы можем судить исключительно по описаниям ее современников и своеобразному видению ее облика такими мастерами кисти, как Дж. Тьеполо, Рубенс и другие, то оценить неземную красоту Нефертити мы с вами сможем уже в самое ближайшее время. А поможет нам в этом компьютер, в способностях коего сомневаться не приходится.
«Великая египетская царица», как ее.называлидвдданные, была супругой Аменхотепа IV (Энатона), предшественника, а по некоторым данным даже отца, знаменитого Тутанхамона,;' Есть сведения, что Нефертити одно*' временно была и сводной сестрой. Аменхотепа IV. Приблизительная дата ее смерти 1336 год до н.э. Тогда царице было всего лишь 28-29 лет. Этот вывод ученые сделали на основании того, что именно в тот период времени имя царицы внезапно исчезло из Официальных документов Древнего Египта.
Легенда о красоте Нефертити стала распространяться еще при ее жизни. Ее имя означает «Красавица грядет». Однако после проведения в жизнь религиозной реформы Аменхотепом IV, в котором царица принимала самое активное участие, ее имя трансформировалось в Нефер-Неферу-Атон, что значит «Прекрасной красоты Атона». И еще ее называли «Владычица радости».
Льстивость дворцовых интриганов была притчей во языцех во все в(Цр мена и у всех народов. Онй-мо^В убедить слабоумного прав'итеЖв его исключительных мыслитещрых5 способностях, а самодовольуЦР^ур-. нушку в ее нелревзойденнойЗфасо-те. Но проходит время, и^мьщнща,-тельно разглядываем портреты кбр№: нованных особ. И где же таркрасо?ак которую воспевали придворные поэты? Даже несмотря на явную лесть щожника, нам бывает сложно обна-|пъ привлекательность в облике Иысокомерной и самовлюбленной властительницы. Однако этого не скажешь о Нефертити. Да, в горделивой манере взгляда и-величественной по-
садке ее головы сквозит то ли надменность, то ли уверенность в своей ис-||в»ючительности, но это подкреплено ''•природным совершенством ее изумительных внешних данных.
В 1912 году в Эль-Амарне во время раскопок была обнаружена мастерская древнеегипетского скульптора Тутмеса. В ней-то и нашли
• несколько скульптурных портретов Не-1афвртити, хранящихся теперь в музеях Каира и Берлина. Наибольший успех1! получил бюст царицы (находите Берлине). Изящество я соверШ' облика Нефертити принесли е мирную славу.
о сенсационной находке в Эль-^дарне-йредш^бгаовало другое IjjlifcbMa зь|||етвнае событие. В •1Щ>
|,году ф^йрИзскому археологу ""•'"" iy Ллоре |далось обнаружит»Ц>
-10|Сохранившуюся мумию женщины «(Жцарского происхождения. Gjfex р,«более 100 лет, эта мумия пылилась нише зала Каирского музея рядом с мумией фараона Эхнат§на II, покоящегося в оригинальном саркофаге. Женской мумии присвоил^ пбрядковый номер 61070 и даже ^пй имя «Пожилая ^. женщина». ПочемуЛл'ожилая»? А потому что там, где обнаружили гроб с этой мумией, находилась еще одна мумия |>
олее молодой по возрасту женщины, 'Торую назвали «Молодая женщина». Работники музея и историки, имевшие постоянный доступ к экспонатам музея, и дали характеристику старшей мумии: «Женщина средних лет».
У мумии прекрасно сохранилась богатая шевелюра. Пучок идентичных волос впоследствии был обнаружен среди личных вещей Тутанхамона в его усыпальнице, что указывало на близкое родство этих исторических персона-
жей. В свою очередь, этот самый пучок волос направил ученых на ложный путь: они посчитали «Пожилую женщину» царицей Тийей, которую считают бабушкой Тутанхамона. Бабушке было едва за 40, кщва,-о||в-умерла. Кстати, рост женщины, даторая теперь представляет со-1йю № бЙЩгЛоставлял только гиметрда,:-Шг8 XIV веке до н.э. ая женщйнаЛе считалась маркой. '.'"
-Однако:нашелся человек -английский историк и археолог сэр Графтон Эллиот Смит, - который усомнился в считавшейся абсолютно верной информации и настоял на лабораторных анализах кистей и волос «Йожилой женщи-jjb)». Результате! оказадась шоки-1ми: «Пожилой.женщине» на ,мо*мент ее кончит^.было около 29 ,лет! Такое странное совпадение-йутолфь^у" *идентификации мумии. На свои места все расставило сравнение внешних черт мумии с бюстом Нефертити из Берлинского музея работы скульптора Тутмеса. Этот бюст раскрашен и был дочти полностью завершен ваятелем. ч :)::Лишь левая глазная впадина аставле-^** ;«ца пустой. Белки глаз, радужная обо- | "лочка и зрачки на древнеегипетских скульптурных портретах обычно инкру- |fejt стировались алебастром, хрусталем черным деревом. А у Нефертити завер» f шенным оказался только правый глаз, из чего можно сделать заключение, что это было сделано намеренно, ибо царица в тот момент находилась в полном здравии. В Египте считалось, что раз-верзание очей оживляло душу уже ; умершего человека. й|
ортретные сходе!
ста Нефертити пораз
объединяет удлини! черепа, величина и фор||а гла цишгмосы, одинаковые верхние вщ*ОкЬнчательный вывод ученых -дело'времени, хотя в его результатах f сейчас уже не сомневаются дай самые неисправимые скептики. Мумия великолепно сохранилась, что говорит у^ОЛщательной работе бальзамировщи-i^KQB, Это.лишний раз подтверждает "«Шццшую значимость личности той женщиммыкоторая сейчас представляет собдЩумию № 61070. В период правления фараона Аменхотепа IV Не-фертм'ги боготворил и двор, и народ, а потому fe погребению оказали особое внимание, что сказалось и на работе бальзамировщиков.
Сейчас проводятся анализы ДНК «Пожилой женщины», а затем их результаты будут сопоставлены с тестами других известных мумий на предмет выявления генетического сходства мумии № 61070, к примеру, с Ту-танхамоном. Очень скоро мы узнаем о заключении ученых и увидим компьютерный портрет самой красивой женщины всех времен и народов.
Роман АЛЕЕВ
НЛО 38,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|