Как на Сумбе меряются гробницами
|
Мегалиты — сооружения из огромных каменных глыб — привлекают внимание не только историков, но и широкой публики. Увы, вокруг этих загадочных построек, дошедших до нас через тысячелетия, витает масса домыслов и спекуляций. Неудивительно: ведь не сохранилось свидетельств о способах постройки, а порой и о назначении менгиров, дольменов и других мегалитов. А ведь такие штуки в изобилии сооружались некогда в разных точках нашей планеты — в Европе, Азии, Африке, Океании. Ради чего сообществам, даже ещё не образовавшим государств, тратить столько ресурсов на нагромождения камней? Не скрывают ли историки что-то от нас? |
Считается, что расцвет мегалитов приходится на конец каменного века и начало медного — как раз тогда зарождалось сложное общество. Впрочем, некоторые сообщества людей продолжали возводить мегалитические постройки и позже. Относительно недавно это происходило, например, на некоторых островах Индонезии. Кажется почти невероятным, что такая традиция могла сохраниться в наши дни, пусть в каком-то удалённом изолированном уголке планеты. И всё же есть такое место! |
Это остров Сумба на востоке Индонезии, точнее его западная часть. Островок отличался от других в Индонезийском архипелаге тем, что не представлял особого интереса для торговли — на нём не создавалось ценных товаров, производительность сельского хозяйства была низкой. Поэтому Сумба оказалась в стороне от торговых путей и смогла до недавнего времени избежать заметного внешнего влияния. Восточная часть острова стала контролироваться Голландией в 1750 году, но лишь в начале XX века под европейской администрацией оказался весь остров. И много десятилетий после этого влияние западной цивилизации на людей, живущих за пределами нескольких городов Сумбы, было очень слабым. Здесь сохранился избежавший глобализации традиционный уклад: клановое общество и натуральное хозяйство, основанное на скотоводстве и выращивании риса. Сумбийцы делятся на большие кланы, включающие несколько (иногда более 10) родов с общим предком-основателем. Ещё недавно на Сумбе существовало рабство; при погребении знатного рабовладельца под его гробницей могли похоронить несколько рабов. В XX веке рабство официально отменили, однако некоторые его отголоски сохраняются по сей день. Есть и экономическое расслоение. У самого богатого сумбийца может быть стадо из сотен буйволов (а ещё у него 10 жён). У бедняка — одна-единственная жена, 1 свинья и 10 цыплят, а буйволов нет вообще. Кланы конкурируют между собой за землю и за скот, и споры между ними порой приводят к насилию и жертвам. |
В центре клана — «родовой деревне» есть несколько больших родовых домов, а также церемониальная площадь, окружённая мегалитическими гробницами. Да, на Сумбе до сих пор строят гробницы из больших камней, и можно сказать, что жизнь клана вращается вокруг этого строительства. |
Неудивительно, что Западная Сумба с её уникальными традициями привлекла пристальное внимание этнографов и археологов. В начале XXI века канадско-индонезийская группа специалистов во главе с Роном Адамсом провела ряд наблюдений и интервью в двух областях Сумбы — Коди и Анакаланге. Учёные хотели не только выяснить в деталях, как строятся гробницы, но и разобраться в причинах такого строительства. Ещё не так давно мегалиты возводили по всей Индонезии — следы обнаружены на Яве, Бали и других островах. Если их сооружают, это зачем-нибудь да нужно. Успеть бы узнать, пока последний очаг мегалитизма не потух. |
Что нам вообще известно об истории острова? Когда люди сюда попали? Вероятно, давно, но начало заселения покрыто мраком. Древнейшие следы человека, найденные археологами — погребальные урны на востоке острова — появились здесь не ранее 500 лет до н. э. К этому моменту на островах Индонезии уже обрабатывали металл. В письменных же источниках Сумба впервые упоминается в XIV веке. Ещё до прихода европейцев жители Сумбы торговали с соседями — меняли скот и сандаловое дерево на железные изделия, текстиль и керамику. |
Что касается мегалитов, то самые древние гробницы возведены на Сумбе всего 5—6 веков назад. Возможно, у них были предшественники, но не сохранились. |
Итак, современные сумбийцы сажают рис, разводят свиней, буйволов, лошадей, коз и кур, ткут ткани, регулярно устраивают праздники — пирушки с участием множества родных и друзей. Но больше всего они озабочены тем, чтобы быть похороненными как подобает. Это значит — не в простой земляной могиле (как какой-нибудь раб), а в солидной каменной гробнице, которую не стыдно соседям показать. На Сумбе выделяют много типов гробниц, начиная от простого подобия дольмена высотой полтора метра, и заканчивая пафосными «столообразными» конструкциями на множестве ножек. Богатые гробницы украшаются искусной резьбой, перед ними водружаются дополнительные каменные трёхметровые стелы. В последние десятилетия появились и дешёвые варианты из обычных кирпичей, но это «для лохов». |
Построить гробницу — крайне хлопотное дело. И не только потому, что за каждый этап, начиная от вырубки частей в каменоломне, заканчивая украшением готовой гробницы, нужно платить, прежде всего, скотом. Любой шаг в длинном пути от замысла до готового погребения сопровождается праздниками, на которые «по понятиям» нужно приглашать родню, работников, родню работников, и всех угощать. Проставляется, конечно же, заказчик. Пиршества — основной элемент социальной жизни Сумбы. На пирах решаются спорные вопросы, заводятся знакомства, договариваются о браках. Но обычному семейству поднять такое мероприятие тяжело. Порой от решения строить гробницу до реализации плана проходят многие годы — нужно вырастить много риса, откормить достаточно буйволов и свиней, а также завязать нужные знакомства, чтобы другие члены клана в нужный момент пришли на помощь и приняли участие в стройке. Проект гробницы обсуждается в главном родовом доме с виднейшими представителями всех родов. Идею могут и зарубить, если сочтут, что ресурсов недостаточно, либо если какой-нибудь семье не понравится, что некто строит уже вторую или третью гробницу, в то время как у них нет ещё ни одной. |
Если же добро получено, выбираются каменоломни (песчаниковые или известняковые), где будут добываться плиты для стен и крыши гробницы. Обычно каменоломни находятся на территории какого-нибудь клана — и, если заказчик гробницы не принадлежит к этому клану, он должен платить. Кстати, традиция такова, что камни для стен нужно брать в одной каменоломне, камень-крышу в другой. Если планируется установка отдельной стелы, то это уже каменоломня номер 3. Так что цена утраивается. После этого нанимают мастеров — каменщиков. Это бригада из 10—15 человек, которые получают за работу несколько буйволов, свиней, лошадей, ткани, железные топоры и т. д. Для особенно большого камня требуется коллектив побольше — до 50 человек. Вырубка ведётся с помощью железных инструментов. Если верить местным жителям, когда-то на Сумбе для обработки камня использовали каменные орудия и даже челюсти буйволов, но никаких археологических подтверждений этому нет. Работа может занять месяц или два — разумеется, каждый день работников нужно кормить, одаривать чаем и сигаретами. |
Когда камень готов, его предстоит доставить в деревню, к месту установки. Но нередко оказывается, что заказчик уже на мели, и плита может месяцы или годы лежать в каменоломне, ожидая своего часа. Исследователи рассказывают, как в одну из деревень притащили камни для стен гробницы, а «крыша» находилась там к этому моменту уже 27 лет. |
Но допустим, средства на доставку собраны. Заказчик устраивает пиршество, и гонг оповещает округу о том, что «весь мир должен собраться для важного дела». На сходке старейшин решают, какие из хозяйств клана предоставят скот для оплаты «банкета». |
Для транспортировки камня нужно изготовить специальные деревянные салазки, сделанные из кокосовой пальмы (впрочем, возможно, они остались от предыдущего строительства). Кроме того, понадобятся верёвки из лиан и много деревянных катков. Конечно, есть специальные люди, которые занимаются этим делом, и для них тоже устраивается пир с угощениями. |
А вот теперь время для «большого шоу» — пора тащить камень. С помощью ритуального танца на площади в центре клана созываются все приглашённые. Собирается огромная орава, сотни мужчин, а иногда и женщин, от мала до велика, даже гости из других кланов участвуют в предприятии. Самый тяжёлый элемент гробницы — крыша, и её обычно волокут в первую очередь. Камень водружается на салазки, перед ним выкладывают дорогу из катков, и сотни людей хватаются за верёвки. Эй, ухнем! На самом камне обычно находится несколько «мотиваторов» — мужчины или женщины, которые поют, танцуют и задают ритм процессу. Этих важных участников одаривают отдельно. |
Чем тяжелее крыша, тем больше народу понадобится. Так, в перемещении «богатой» крыши, состоящей из трёх камней (каждый размером 3 на 2 на ? м, и около 10 тонн весом) участвовало около 2 тысяч человек! Мероприятие по перемещению грузов на 5 км заняло неделю. Каждый день резали буйволов и свиней, чтобы кормить команду «бурлаков», а также чтобы те смогли унести мясо домой, для своих хозяйств. |
Бывают более скромные проекты — крышу меньших размеров тащили 150 человек (и ещё 200 просто смотрели). Расстояние в 500 метров камень проделал за полдня. |
Итак, на стройплощадку доставляют все детали будущей гробницы. Увы, сейчас на Сумбе чувствуется тлетворное влияние Запада — для транспортировки камней часто стали использовать грузовики (арендовать такой стоит порядка 300 долларов США). И всё же, если расстояние не слишком велико, местные предпочитают использовать мускульную силу. Ведь гораздо эффектнее, когда камень тащат в едином порыве сотни людей, а не бездушный автомобиль. |
Теперь дело за малым — собрать из этого конструктора гробницу. С этой задачей, в зависимости от масштабов проекта, справляется от 25 до 300 человек. Устанавливают и вкапывают камни-стены. Скрепляют их между собой. Традиционно это делали смесью навоза и сажи, но сейчас используется обычный цемент. Теперь нужно водрузить на вершину самый большой камень — крышу. Для этого рядом воздвигается постепенно растущая деревянная конструкция. Плиту поднимают всё выше и выше с помощью лиан, подкладывая под неё брёвна, пока она не оказывается на одном уровне с верхней частью будущей гробницы. Теперь остаётся перетащить крышу на верх стен. На строительство серьёзной гробницы уходит неделя. После этого — как вы думаете, что? Ну конечно, устраивается пирушка, на которой режут свиней и одаривают участников стройки мясом. Такое впечатление, что этим ребятам некуда девать свой скот — но ведь нет! Если бы у них было перепроизводство, не пришлось бы влезать в долги и годами выращивать бычков, чтобы потом принести их в жертву каменной коробке. |
Но это ещё не всё! В одной из стен прорезают отверстие — дверь, через которую будут заносить тела или то, что от них осталось (Бывает, что гробницу строят уже после смерти погребаемого — ну не дождался бедолага и был похоронен в обычной могиле. Его кости торжественно перенесут в гробницу). Затем стены сооружения покрывают рельефами. Традиционные мотивы — буйволы, человеческие фигуры, растительные орнаменты. Если заказчик пожелает и оплатит, то гробницу могут украшать и полноценные скульптуры. Оформление памятника может занять больше месяца и конечно щедро вознаграждается, и каждый вечер в течение всей работы устраиваются танцы и песнопения. Нередко работающие над рельефами мастера скрываются за занавесками — по религиозным соображениям… а также дабы конкуренты не подсмотрели и не переняли их технику работы. |
Когда всё закончено, устраивается Большой праздник, на который приходят сотни гостей — и те, кто строил, и те, кто тащил, и просто зеваки. Кстати, на этот раз многие гости приводят с собой подарочных животных, но и хозяин обязан организовать стол для всех. Бьют барабаны, женщины танцуют, поедаются тонны риса. Гробница — это весело! |
И всё же расход ресурсов и усилия — невероятные для этого «примитивного» общества. Даже не просто очень большие, а избыточные — то есть, судя по всему, средств тратится БОЛЬШЕ, чем необходимо. Например, если для транспортировки требуется 200 человек, то участвует 1000. Пусть все видят, что владелец гробницы — уважаемый человек и не скупится на дары. Гробница — для жителей западной Сумбы нечто вроде дорогого автомобиля или айфона. Её воздвигают на видном месте, так чтобы любой гость, приближающийся к деревне, смог увидеть и оценить: здесь хоронят богато. |
Вот мы и подходим к ключевому вопросу: есть ли у мегалитических гробниц на Сумбе практический смысл? В этом обществе главной ценностью считают скот и землю. Но есть ещё одна важнейшая ценность — связи. Прочные дружеские связи между семьями, деревнями, кланами — это залог того, что в нужный момент тебя поддержат. Например, когда возникнет спор по поводу участка земли, или когда будут решать, кто самый уважаемый человек в деревне, или когда враждебный клан соберётся в военный поход за твоей головой. Ты знаешь, что если отдал соседу буйвола для праздника — в следующий раз он не откажет тебе (авторы статьи даже используют термин «кредитная история праздников»). Во время строительства гробниц и на пиршествах, сопровождающих этот процесс, формируется сеть взаимовыручки, укрепляется дружба, находятся военные союзники, наконец, заключаются браки. Возможно, поэтому сумбийцы строят себе гробницу, будучи ещё молодыми и полными сил. Может, сейчас погребение и ни к чему, зато это шанс на большом пиру выгодно пристроить дочь или сына. Описан даже соответствующий ритуал: если на празднике режут свинью, семья, которая хочет заключить брачные связи с другой семьёй, преподносит ей в дар… свиную голову. Нет, наша традиция дарить невесте кольцо нравится мне больше. |
Конечно, Сумба уже не изолирована от мира и жизнь здесь не избежала модернизации. Тем не менее, традиции не спешат исчезать, и именно те люди, кому принадлежат пафосные гробницы в Анакаланге, одновременно оказываются самыми влиятельными в деловой и политической жизни острова. Впрочем, пройдя по какому-нибудь элитному российскому кладбищу, можно поймать себя на мысли: а велика ли разница? |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|