Неоккультный Аркаим
|
|
Что такое Аркаим, про который так любят рассказывать приверженцы «альтернативной истории» и неоязычники? Древний город, исчезнувший подобно Атлантиде? След неведомой цивилизации? Или бесовское, «проклятое» место? А может, просто предмет будничной работы археологов, проясняющих историю нашей земли? Антинаучные и неоязыческие мифы об Аркаиме развенчивает известный археолог Федор Николаевич Петров.
|
|
Правда ли, что Аркаим погиб в результате катастрофы?
|
|
– Никаких археологических свидетельств катастрофической гибели древнего Аркаима нет. Поселение было оставлено его населением в довольно спокойной обстановке – представляющие ценность предметы люди забрали с собой. Археологи нашли лишь древний мусор да потерянные вещи. Если бы поселение погибало в огне внезапного пожара или штурма, обнаружились бы останки погибших. В Аркаиме же найдены захоронения мирного времени да, возможно, следы человеческого жертвоприношения в очень глубокой яме. Быть может, Аркаим опустел из-за истощения пастбищ.
|
|
По урало-казахстанской степи разбросана так называемая «страна городов» – цепочка укрепленных поселений эпохи бронзы. Всего таких поселений археологи обнаружили двадцать семь. Кроме Аркаима можно назвать и другие похожие: Сарым-Саклы и Андреевское в Челябинской области, Аландское – в Оренбуржье, Улак – в Зауральской Башкирии. Все они относятся к синташтинской культуре, названной так учёными в честь первого раскопанного поселения в Синташте. Аркаим относительно хорошо сохранился. Сейчас археологами изучено 40% территории города, занимавшего площадь 8,5 тысяч квадратных километров. Объект интересный, важный для науки, но не уникальный. Это не самое древнее поселение в тех краях: предположительно Аркаим существовал 4000 лет назад, а на Урале обнаружены и памятники каменного века, которым более 7000-8000 лет.
|
|
Возле комплекса Аркаим есть так называемая гора Шаманиха, или Лысая гора, на вершине которой спиралевидно выложены камни. Для чего это сделано?
|
|
– Гора не входит в музейный комплекс Аркаима, это просто одна из степных возвышенностей, с которой открывается хороший вид на Аркаимскую долину. Называть эту возвышенность «Шаманкой» полюбили так называемые экстрасенсы и эзотерики, которые начали приезжать на Аркаим после визита сюда «астролога» Тамары Глобы в 1991 году. С этой возвышенностью у них связан целый ряд очень далеких от науки представлений, каких-то ритуалов и мифоподобных фантазий. Они же и выложили уже много лет назад на вершине этой возвышенности спираль, которая каким-то образом участвует в их псевдоритуальной деятельности.
|
|
Никакого отношения ни к музейному комплексу заповедника «Аркаим», ни к научному изучению древности, ни к самому древнему Аркаиму это всё не имеет.
|
|
Кто давал названия близлежащим холмам: гора Покаяния, гора Здоровья, гора Счастья?
|
|
– Только крупные возвышенности имеют официальные названия, зафиксированные на географических картах. Новые «учителя» современных «эзотериков» произвольно придумывают какие-то новые названия отдельным возвышенностям. Гору Воронью переименовали в Гору Любви (да и само слово «Аркаим» тоже не слишком древнее, оно восходит к тюркскому «хребет», «основа» – прим.).
|
|
Имеются ли основания называть поселение Аркаим «местом силы» или «источником внеземных цивилизаций»?
|
|
– С точки зрения научного подхода, ни одно место на Земле сегодня не является тем, что так называемые «эзотерики» именуют «местом силы». Естественно, и Аркаим, как и любое другое место на нашей планете, не имеет отношения к так называемой экстрасенсорной силе и не связан ни с какими внеземными цивилизациями. Жаль, что некоторые люди в это верят, и переубедить их, как показывает опыт, очень сложно, а часто и вовсе невозможно.
|
|
Аркаим – не единственное древнее поселение бронзового века в этих местах, почему, на Ваш взгляд, именно этот комплекс овеян многими мифами и легендами?
|
|
– Скорее всего, это получилось в результате совпадения нескольких факторов. Открытие Аркаима и первые исследования на его территории происходили в те годы, когда в нашей стране наступил идейно-идеологический вакуум; в конце 1980-х, перед развалом Советского Союза, уже произошёл распад официальной советской идеологии, и образовавшаяся пустота начала заполняться очень разными вещами. В том числе начали широко распространяться различные нео- и псевдорелигиозные движения. Россия очень быстро оказалась втянута в круг современных движений оккультно-эзотерической и неоязыческой направленности, получивших широкое распространение в странах Западной Европы и Северной Америки со второй половины ХХ века.
|
|
Для движений этого круга характерно обращение к «медийным», известным археологическим памятникам. Это происходит и со Стоунхенджем, и с египетскими пирамидами, и с пирамидами Мезоамерики, и с дольменами Причерноморья – фактически со всеми довольно заметными археологическими памятниками, которые можно прямо или косвенно связать с языческой или неоязыческой тематикой. На территории Южного Зауралья таким вниманием пользуется не только Аркаим, но также и так называемые «дольмены» на острове Веры озера Тургояк, древние менгиры у поселка Ахуново в Зауральской Башкирии и т.д.
|
|
Всё это составляющие одного и того же культурного и социального процесса. Если говорить именно об Аркаиме, то формирование «оккультноэзотерического» внимания к этому археологическому памятнику и к окружающему его природному ландшафту произошло, во-первых, потому, что этот памятник пользовался с конца 1980-х гг. большой медийной известностью, был, как говорится, на слуху. Во-вторых, это стало результатом определенной позиции бывшего руководителя заповедника «Аркаим» Геннадия Борисовича Здановича. Он был готов поддерживать любые формы внимания к аркаимской тематике, и когда это внимание начали проявлять «экстрасенсы» и «неоязычники», Г.Б. Зданович начал поддерживать и их внимание: начал всё больше фантазировать, делать безответственные заявления, пропагандировать фантастический, очень далекий от науки, но приятный слуху «эзотериков» образ древнего Аркаима. При этом он использовал свой авторитет ученого, археолога – авторитет, несомненно, в свое время заслуженный, но его новые фантазии об Аркаиме имели всё меньше отношения к науке.
|
|
К сегодняшнему дню Геннадий Борисович уже много лет не руководит государственным заповедником, но то, что он делает в рамках своих частных проектов, – это, к сожалению, продолжение всё тех же тенденций. Теперь он со своим частным благотворительным фондом вернулся к археологическому комплексу Синташта, в изучении которого участвовал в 1970-е – 1980-е годы, и пытается пропагандировать остатки Большого Синташтинского кургана как якобы древнейший языческий храм степной Евразии. С точки зрения большинства специалистов, это ничем не подтвержденные фантазии, а сам этот курган представляет собой сочетание разновременных погребальных сооружений.
|
|
Предпринимается ли что-то для развенчания таких мифов?
|
|
– В первую очередь наша задача в этой сфере как научных работников и как сотрудников государственного учреждения – это популяризация научных данных; именно этим и занимается музейный комплекс заповедника «Аркаим». Постоянная экспозиция музея, выставки, экскурсии, публичные лекции, научно-популярные публикации – всё это делается сегодня на основе результатов научных исследований и направлено на распространение объективной, подтверждаемой информации о прошлом.
|
|
Главное – это именно распространение адекватного отношения к древности; прежде всего – спокойного, заинтересованного и взвешенного отношения, опирающегося на научные данные...
|
|
К сожалению, любые усилия, которые предпринимаются сегодня для популяризации научных данных, выглядят очень скромно на фоне той лавины невменяемого бреда, который льется с некоторых центральных телеканалов – прежде всего речь идёт, конечно, о «Рен ТВ». Абсолютно безответственное поведение многих журналистов и руководителей средств массовой информации, которые в погоне за псевдосенсациями готовы распространять любую ахинею, а зачастую идут и по пути сознательной лжи и подлога, дабы создать более «сенсационные» материалы, – такова питательная среда, на которой любые мифы могут расти гораздо быстрее, чем их возможно разоблачать.
|
|
Беседовала Татьяна САВИНОВСКИХ, выпускница Духовного центра подготовки церковных специалистов
|
|
Источник
|