Что станет с христианством, если обнаружатся инопланетяне
|
|
Бог сотворил человека по своему образу и подобию и пожертвовал единственным сыном ради Спасения человечества. А что, если мы не одиноки во Вселенной? Кто же спас тех, других? И спас ли вообще? Для христианского учения обнаружение внеземной жизни стало бы серьезным вызовом.
|
|
Лиценциат теологии Веса Ниссинен (Vesa Nissinen) уже около десяти лет работает в Хельсинкском университете над диссертацией о том, как внеземная жизнь могла бы повлиять на картину мира, описываемую крупнейшими мировыми религиями, особенно — христианством. (Лиценциат — ученая степень в Финляндии, занимающая положение между магистрской и докторской степенью)
|
|
Обнаружение одних только бактерий на соседних планетах, по мнению Ниссинена, произвело бы настоящую революцию в мировоззрении, соизмеримую с открытием Коперника в XVI веке. Тогда Церкви пришлось признать, что Земля не является центром мироздания, а вращается вокруг Солнца, подобно другим планетам. Обнаружение же бактерий за пределами нашей планеты сделало бы роль Земли еще менее значимой.
|
|
«В Библии описывается, как Бог создал жизнь на Земле. Мог ли Он затем отправиться создавать жизнь где-то еще?» — предлагает Ниссинен одно из возможных толкований такого открытия.
|
|
Возможно и другое толкование, при котором к Богу возвращалась бы роль первопричины Вселенной. В таком случае создание жизни означало бы скорее создание подходящих для жизни условий — точка зрения того же рода, что и частичное признание теорией эволюции акта Творения.
|
|
Координатор исследований финского Центра по изучению церкви Юсси Солберг (Jussi Sohlberg) не видит во внеземной жизни никакой угрозы для евангелическо-лютеранского учения. «Это не официальная точка зрения, однако лично я не вижу никаких сложностей для религии в том, что жизнь могла бы быть сотворена и за пределами Земли».
|
|
Куда большим вызовом стало бы обнаружение именно разумной жизни. Вероятнее всего, мы могли бы заподозрить существование внеземного разума, зафиксировав какой-нибудь сигнал или наблюдая некий далекий объект, происхождение которого сложно было бы объяснить естественными причинами.
|
|
Достоверность подобной находки, скорее всего, вызвала бы горячие споры, в Церкви произошел бы раскол, однако вскоре эта находка наверняка была бы широко принята как факт.
|
|
В книге американского профессора Дэвида А. Вайнтрауба (David A. Weintraub), которая вышла в 2013 году и затрагивает данную тему, упоминается проведенное в США исследование, согласно которому в существование разумной жизни за пределами Земли верят 32% христиан. Среди атеистов и агностиков в это верят 55%, а среди мусульман — 44%.
|
|
Тем не менее, намек на существование внеземного разума поднял бы ряд интересных вопросов. Так, мы вряд ли знали бы хоть что-то об инопланетянах, да и коммуникация была бы невозможна из-за огромных космических расстояний.
|
|
«В этом случае большим вопросом стал бы внешний вид инопланетян — являются ли представители далекой цивилизации, как и люди, образом и подобием Господа», — отмечает Ниссинен.
|
|
Особенно трудно пришлось бы с учением о Спасении человечества. Относилась бы милость Господа и к инопланетянам, и если да, то каким образом?
|
|
«Фактически отправных точки здесь было бы две. Один подход — воспринимать человечество как избранный Богом народ, чья цель — донести слово Божье до остальных разумных существ», — говорит Ниссинен.
|
|
Именно такой позиции придерживаются в Ватикане. Бывший глава Ватиканской обсерватории Хосе Габриель Фунес (Jose Gabriel Funes) заявил в 2010 году, что Воскресение было уникальным в космическом масштабе событием.
|
|
Конечно, миссионерская деятельность с учетом космических расстояний представляется весьма затруднительным делом. С другой стороны, учение о Спасении человечества не впервые оказывается в непростой ситуации. И сегодня представляется сложным вопрос о людях, которые жили до Иисуса или по иным причинам никогда о нем не слышали — попадет ли Сократ в рай?
|
|
К тому же, не совсем ясно, к кому относится предлагаемое религиями мира Спасение. Так, во время исследовательских экспедиций обсуждалось, могут ли креститься аборигены или человекообразные обезьяны. Ватикан здесь занимает достаточно либеральную позицию. Папа Франциск заявил в 2014 году, что если марсианин захотел бы принять крещение, ему следовало бы дать такую возможность.
|
|
Второй подход — предположить, что Спасение даровалось каждой цивилизации во Вселенной отдельно. Хотя теория и звучит логично, она приводит к довольно странным теологическим заключениям.
|
|
«Мысль об Иисусе, который носится от одной планеты к другой, принося себя в жертву, подрывает евангелическое представление об уникальности этого события», — поясняет Ниссинен.
|
|
Тяжелее всего пришлось бы, если бы с нами установила связь или прибыла на Землю более развитая цивилизация. По словам Ниссинена, в отношении такой ситуации сложно делать прогнозы.
|
|
«Многое зависело бы от того, какими пришельцы оказались бы внешне. Согласно одной из теорий, межзвездные путешествия способны совершать только механические формы жизни, так называемые машины фон Неймана. А тут уже большой вопрос, нуждаются ли такие машины в Спасении».
|
|
Кроме того, пришельцы могли бы принести с собой собственные верования или же сами представляться людям в качестве богов.
|
|
«Есть точка зрения, что появление пришельцев привело бы к столь масштабному религиозному кризису, оправиться от которого Церкви не смогли бы и либо исчезли бы совсем, либо им на смену пришли бы новые».
|
|
Однако не стоит забывать, что христианство в течение столетий демонстрировало умение приспосабливаться. В своей книге «Мир до вчерашнего дня» (The World Until Yesterday) профессор географии Джаред Даймонд (Jared Diamond) рассматривает значение религий в обществе.
|
|
По его мнению, с большинством задач, которые традиционно выполняли религии — объяснение устройства Вселенной, создание морального кодекса, организация общества, оправдание войн — сегодня справляются естественные науки, права человека, законодательство и государство.
|
|
Остаются лишь духовные задачи, такие как, например, придание жизни смысла. Ведь естественнонаучная позиция, что жизнь смысла не имеет, подходит далеко не всем. Еще одна задача — через идею Спасения или Кармы привнести в нашу жизнь, где зло не всегда получает по заслугам, чувство справедливости.
|
|
По мнению Ниссинена, эти темы сохранят свою актуальность и после встречи с инопланетными цивилизациями. Какими бы высокоразвитыми они ни оказались, сложно представить, что они смогли бы дать удовлетворительный для всех ответ на вопрос, в чем смысл жизни, или избавить мир от несправедливости.
|
|
Источник
|