Финское и татарское колдовство на Руси
|
|
В древней — домонгольской — Руси русские ходили ворожить к финнам, из чего следует, что их признавали более искусными в волшебстве, чем своих знахарей. Это верование было очень живучим. Известно, что Василий III Иванович, желая иметь детей от Елены Глинской, искал чародеев «аж до Карелы», то есть у финнов.
|
|
Царь Иоанн Грозный перед смертью посылал за чародеями на север, то есть к финнам. В рукописных безымянных памятниках также говорится об этом. Так, в рукописи Черниговской семинарии начала XIX века упомянуто «кудесничество во огне».
|
|
Волхование посредством огня было распространено у финнов. Оно заключалось в следующем: ребенка-подростка, чаще всего девочку, заставляли пристально смотреть на ярко полыхающее пламя. Ребенок впадал в особое состояние и на предлагаемые вопросы давал ответы на основании того, что он видел в огне.
|
|
В той же рукописи упоминаются и лопари. Лопари, или саамы, населяли территорию, называемую Лапландией. Она охватывает северные области стран Скандинавского полуострова и Финляндии и Кольский полуостров. Русские познакомились с лопарями в XIII веке.
|
|
Христианство среди русских лопарей стало распространяться с XVI века, С незапамятных времен Лапландия считается страной, населенной чародеями. На лопарей, еще в XVI веке отправляющих языческие обряды, смотрели как на опасных чародеев и колдунов.
|
|
Считалось, что они имеют власть над ветрами: они завязывают 3 узла, когда развязывают один — поднимаются ветры умеренной силы, когда развязывают два — начинают дуть ветры более сильные, когда развяжут три— поднимается буря и гроза.
|
|
Говорили, что лопари могли удержать корабли на ходу так, что никакая сила ветров не могла сдвинуть их с места. Согласно поверьям, лопари могут насылать болезни и смерть при помощи волшебного бубна. Чародеи при помощи барабана или при исполнении известных действий могли узнать о том, что происходит в чужой стране.
|
|
Слава лапландских чародеев была так велика, что к ним посылали обучаться колдовству финны, шведы, норвежцы.
|
|
Весьма сильное влияние на русскую жизнь оказали татары. Если до свержения татарского ига отношения между русскими и татарами были враждебными, то со времени покорения Казани и Астрахани татарский элемент в русской жизни, особенно в высших слоях общества, усилился.
|
|
Многие татарские аристократические семьи приняли православие и породнились с русской аристократией. Знатные татары были при дворе Иоанна Грозного, а Борис Годунов был потомком знатных выходцев из Орды.
|
|
Селясь среди русских, татары прививали обществу свои взгляды. Они были очень суеверны и преданы волхованию. В 1246 году в Орде был убит Тверской князь Михаил за то, что отказался пройти через разложенный перед ханской ставкой огонь, чего от него требовали татары.
|
|
Это было очистительное средство: опасаясь, что приближающийся к хану, особенно иноверец, может околдовать его, нанести ему порчу, татары заставляли таких людей проходить среди двух огней, так как огонь, по их убеждениям, имел силу уничтожать злые чары.
|
|
Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность. Об убиении князя Михаила и его спутника – боярина Феодора существует несколько древнерусских летописных рассказов, краткое и полное житие, а также рассказ францисканского монаха Плано Карпини, посетившего ставку Батыя вскоре после убийства мучеников.
|
|
Карпини рассказывает о двух очистительных огнях, горящих перед ставкой:
|
|
«Они веруют, что огнем всё очищается, и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла».
|
|
В «Сказании о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю заставляли проходить через огонь, а также кланяться «кусту и идолу». Не ясно, что древнерусский автор имел в виду под словом «куст», возможно речь идет о некоем священном дереве, стоявшем перед ставкой.
|
|
Источник
|