Теология рассорила ученых и верующих
|
Такого еще не было — у всей страны на слуху достаточно специфические термины: "оппонент", "диссертационный совет", "демаркация" и т.д. Первого июня состоится первая защита диссертации по теологии, которую в 2015 году на светском уровне признали в России наукой. |
Работа соискателя ученой степени по теологии, протоиерея Павла Хондзинского, на тему: "Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского", стала предметом ожесточенных споров еще до рассмотрения диссертационным советом. Бесчисленное множество комментариев на эту тему можно свести к двум тезисам: "Теология на Западе давно является наукой" и "Это очередное наступление мракобесия на просвещение". При этом есть недовольные и среди верующих. Например, представители мусульманской общины жалуются, что защита работ по исламской теологии сейчас невозможна — пока что создан диссертационный совет только по православной теологии. |
О том, почему теология разделила светских ученых и духовенство — в материале РИА Новости. |
Спор "физиков и лириков" |
Спор на тему целесообразности выведения теологии из научного подполья разгорелся с новой силой в мае, после разгромных отзывов на работу Хондзинского. |
"Соискатель заявляет, что используемый "научно-теологический метод конституируется: 1) специфическим (уникальным) предметом и источником теологического знания; 2) подразумеваемым ими же личностным опытом веры и жизни теолога; 3) свойственным всем гуманитарным наукам набором рациональных операций"…. Мы полагаем, что такой подход противоречит нормам научного исследования, принятым в том числе системой государственной аттестации научных работников Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Главное, чему мы учим студентов и аспирантов в наших научных лабораториях, — это не принимать на веру никакие непроверенные, непроверяемые и необоснованные предположения. А еще мы учим тому, что в науке не существует абсолютных авторитетов и данных, полученных путем озарения и откровения", — написал в своей рецензии заведующий лабораторией Изучения информационных процессов на клеточном и молекулярном уровнях в Институте проблем передачи информации РАН, доктор биологических наук Юрий Панчин. |
"Гораздо более серьезным недостатком работы как научного труда является то, что практически вся аргументация не может быть одинаково воспринята членами научного сообщества, придерживающихся различных взглядов на религию", — так отозвался о диссертации доктор биологических наук Дмитрий Щербаков. |
Но есть ученые, которые считают иначе. Ведь необходимо учитывать специфику гуманитарных наук, к которым, как отмечают они, относится и теология. |
"В работе (Хондзинского — ред.) обоснована близость ряда методов, которые не принадлежат только теологии, но подчеркивается личностный характер богословского знания, оно не может быть всецело рационализировано. Впрочем, и в рамках философского знания известно немало учений, ориентированных на личностное начало, а кроме того, трудно представить себе исследователя, который в своей научной деятельности (во всяком случае в области гуманитарных наук) так или иначе не исходил бы из личных мировоззренческих предпосылок", — такое мнение в своем отзыве высказал академик Российской академии образования, доктор философских наук Александр Корольков, официальный оппонент протоиерея Павла Хондзинского. |
А вот официальные представители Церкви, говоря в целом о теологии, не хотят признавать науку и религию взаимоисключающими сферами. Религиозный опыт не противоречит достижениям науки, говорят они. |
"Теологию можно отнести к разряду гуманитарных наук, это учение о Боге, основывающееся на Откровении. Бога невозможно измерить научным познанием, но теология говорит нам, как о Боге думали, говорили и учили те или иные люди", — убежден глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, председатель Объединенного диссертационного совета по теологии митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). |
Письма "десяти" и "227" |
О необходимости "легализации" теологии заговорили еще в конце 90-х. Сторонники этой меры ссылались на прецедент сильной богословской школы в дореволюционной России и то, что даже 70 лет атеистической власти не смогли прервать преемственность в Церкви. |
В марте 2007 года Всемирный русский народный собор (его возглавляет патриарх) обратился к Правительству РФ с просьбой внести теологию в официальный перечень научных специальностей. Спустя три недели с той же просьбой выступает Межрелигиозный совет России. Духовенство ссылалось на востребованность теологии и тот факт, что религиозные учебные заведения не имеют государственной аккредитации. Правительство просили сделать теологию наукой "в кратчайшие сроки". Может быть, это бы состоялось раньше, чем через восемь лет, если бы в полемику не вмешались академики Российской академии наук. |
"Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию, совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой…. Внедрение церкви в государственный орган — очевидное нарушение Конституции страны", — говорилось в открытом письме президенту России Владимиру Путину, подпись под которым оставили десять видных академиков. В их числе были физик Виталий Гинзбург и лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. |
Помимо этого, видные ученые опасались, что в школах в общеобязательном порядке введут предмет "Основы православной культуры". Академиков поддержали правозащитники, патриархия, в свою очередь, начала отбиваться. |
В полемику на стороне академиков вмешались представители мусульманской общины, что чуть не рассорило две крупнейших конфессии страны. В свою очередь, позицию РПЦ поддержали более двухсот ученых, написавших в 2008 году ответ "Письму десяти" — "Письмо 227", в котором ставился под сомнение авторитет академиков. |
Эти письма, поссорившие всех со всеми, впервые вынесли спор вокруг теологии за пределы кабинетов ученых. |
Наступление на другие науки |
В течение всего 2016 года на различных круглых столах высказывались опасения, что теология со временем вытеснит смежную дисциплину — религиоведение. Впрочем, вопрос имеет и материальную подоплеку. |
"Сейчас на бюджетные места по специальности "теология" набирается до четырех тысяч человек — это практически столько же, как на специальность "религиоведение"", — отмечал в январе на съезде Русского религиоведческого общества замдекана философского факультета МГУ Алексей Козырев. |
Когда ВАК утвердила теологию как научную специальность, то область ее исследования обозначила таким образом, что у многих возникли вопросы. В частности, согласно документу о специальности, теолог может проводить исследования в таких темах как история конфессии, теория культуры, анализ сакральных текстов, изучение роли религии в политике и т.д. |
"Религиоведение — светская наука о религии, причем совершенно необязательно, чтобы религиоведы были атеистами. В религиоведении предметное поле очень четко определено, на мой взгляд. Теологи должны определить свое предметное поле, не претендуя на сферу религиоведения, и тогда никаких проблем совершенно не будет. Демаркация между теологией и религиоведением должна быть проведена четко, таково мое мнение. Это разные способы познания, у них разные предметы и объекты изучения", — полагает член Европейской ассоциации по изучению религии, религиовед Екатерина Элбакян. |
Главная опасность заключается в том, что, как отметила она, все, кто не компетентен в этом вопросе, "пытаются ставить знак равенства между теологией и религиоведением". Однако такой подход "ошибочен по своей сути". |
"В целом может идти процесс вытеснения теологией религиоведения. Этот процесс чреват массой проблем и опасностей, и не является позитивным ни для теологов, ни для религиоведов, ни для гуманитарной науки, ни для общества в целом", — опасается религиовед. |
Но в РПЦ заверяют, что никакого "наступления" на смежные науки не предполагается и в помине. Речь идет о соседстве, не более того. |
"Нас не раз спрашивали: для чего нужна теология, если есть религиоведение? Пусть теология будет в конфессиональных учебных заведениях, а в светских — религиоведение. На что мы возражали, ведь религиоведение и теология — две разные дисциплины. Религиоведение изучает религию со стороны. Ты можешь быть, скажем, исламоведом, и при этом не принадлежать к исламу. А теолог не может со стороны изучать религию. Он ее изучает изнутри. Он живет в этой религиозной традиции и изнутри ее осваивает. В этом вся разница", — объяснил в эфире телеканала "Россия-24" митрополит Иларион. |
В то же время РПЦ не скрывает, что хочет с признанием теологии наукой облегчить своим учебным заведениям процесс получения госаккредитации. Именно в этих учреждениях уже давно защищаются кандидаты и доктора теологии. Теперь же это произошло на уровне светского государства — чего так сильно опасались авторы "Письма десяти". |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|