Петербургская Кунсткамера - самый необычный музей России
|
31 января исполнилось 302 года, как была организована Петербургская Кунсткамера - первый и самый, возможно, необычный музей в России. Учредил ее, естественно, Петр I, и сегодня она носит имя Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук. |
С ним и его удивительными экспонатами, многие из которых уникальны, связано немало загадочных и даже мистических историй. Название музея произошло от немецкого слова "Kunstkammer", что означает "палата искусств". Это термин, применяемый в эпоху Возрождения к типу коллекций не только картин, но и любых редкостей. |
Подобное название связано с тем, что в этом здании должна была расположиться, помимо всего прочего, коллекция "монстров и раритетов", собранная Петром I. Музей предназначался для научных занятий и распространения научных знаний. |
В основу коллекции "кунштов" (редкостей) легла экспозиция из анатомических и зоологических препаратов, перевезенная в 1712 г. по указу Петра I из Москвы в Санкт-Петербург из Аптекарской канцелярии. Коллекция состояла из "нескольких сот в склянках сохраненных рыб, гадов и насекомых". |
Петр сам привез и первые этнографические экспонаты: полученную им в Копенгагенском музее половину окаменелого хлеба и датскую деревянную обувь. |
Во время похода в Персию государь не забывал о Кунсткамере и велел отослать для музея деревянное блюдо с серебряным ключом города Дербента. |
По приказу Петра сюда были доставлены медные ядра, которыми в 1723 г. стреляли кизылбаши у персидского города Зинзили по русским судам. |
Вещи короля Швеции Карла XII, убитого бомбой при осаде Фредериксхалля, так же, вероятно, попали в Кунсткамеру благодаря Петру I. |
Это были шпоры короля, его прогулочная трость и золотой кубок, из которого Карл XII пил незадолго до гибели (кубок был продан за границу в 30-е гг. ХХ в. за 57,5 долларов), перчатки князя Шверина (он находился рядом с королем), обагренные кровью Карла XII, а так же нож с ножнами королевского повара, взятого в плен под Полтавой. |
В 1716 г. в Кунсткамеру поступило собрание А.Себы, состоявшее из препарированных "животных, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост- и Вест-Индии". |
В 1717 г. Музей пополнился знаменитым анатомическим кабинетом Фредерика Рюйша, профессора-бальзамировщика. Петр познакомился с Рюйшем в 1697 г. во время поездки в Голландию. |
Он слушал в Амстердаме его лекции и осматривал кабинет с препаратами, которые "так хорошо сохраняются в спирте, что кажутся живыми". |
В 1717 г. Петр приобрел у Рюйша его анатомическую коллекцию за 30 тысяч гульденов золотом. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений. В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями. |
Разработанный Рюйшем способ инъецирования, называвшийся в XVIII в. "рюйшевским искусством", состоял в следующем: он наполнял особенным, окрашенным и отвердевающим составом, кровеносные сосуды органов человеческого тела. |
Стенки сосудов, наполненных составом, при этом не разрушались, а окрашенная масса, просвечивая через кожный покров, создавала видимость естественного прижизненного оттенка. Детские головки, детские ручки и ножки, инъецированные Рюйшем, дают об этом представление. |
В собрании много препаратов внутренних органов человека, есть и мумифицированные экспонаты. До нашего времени без особых изменений сохранилось свыше 900 препаратов Рюйша, многие из них не утратили и своей научной ценности. |
В тератологическую коллекцию входят уроды человеческие (сросшиеся близнецы в области головы, груди, живота, спины, таза, двуликие (янусовидные) уроды, с одним глазом (циклопы), с заячьей губой, с не разделившимся головным мозгом, с одной ногой (сирены) и др., а так же животные, например, двухголовый теленок, курица с четырьмя ногами и т.п. |
Анатомы того времени, изучавшие монстров, работали в Круглом зале - "Анатомическом театре" нижнего этажа Кунсткамеры. Здесь же проводились доклады и диспуты академиков-анатомов. |
В связи с тем, что Петр интересовался практическим приложением анатомии - хирургией, то он сам проводил там некоторые простейшие операции; в Музее хранятся медицинские и анатомические инструменты, которыми пользовался государь. Часто он удалял зубы у разных людей; коллекция зубов, выдернутых Петром I, сохранилась до наших дней. |
Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада. В Петербург доставили так же книги из царской библиотеки и математические, физические, хирургические и другие приборы и инструменты. Вещи и книги и книги разместили в покоях Летнего дворца на Фонтанке. |
Позже царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции. |
Очень скоро Кунсткамера стала одной из достопримечательностей новой столицы России. Побывать там считали за обязанность все родовитые дворяне и гости столицы. |
С 1714 г. вещи начали приводить в порядок, одновременно приобретались новые коллекции и книги. В том же 1714 г. коллекции смогли осматривать посетители, а читатели брали книги из библиотеки. |
Постепенно коллекции стало тесно в покоях Летнего дворца, поэтому в 1718-1719 гг. коллекции перевезли в Кикины палаты на Васильевском острове - Каменный дом вельможи А.В. Кикина. |
Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея. |
Кстати, не случайно для расположения "кабинета редкостей" был избран именно Васильевский остров. |
Легенда гласит, что именно там на глаза Петру попалась аномальная сосна. Одна из ее веток вросла в ствол, образуя петлю наподобие ручки от кружки. Ветку вместе с куском ствола аккуратно отпилили, и она тоже стала одним из экспонатов Кунсткамеры. |
Коллекции показывали всем желающим бесплатно, Петр желал "чтобы люди смотрели и учились". Для привлечения народа устраивали угощения, на эти нужды отводилась огромная сумма - 400 рублей в год. |
(При Анне Иоановне "знатнейших гостей угощали кофием, венгерским вином, цукербродом или другими напитками и закусками". Представителей нижних сословий проводили по экспозициям с рассказом о коллекциях, показ Кунсткамеры с объяснением сохранился и во времена правления Екатерины II.) |
Как-то Петр привез из Франции великана Николя Буржуа. Рост Буржуа составлял 226,7 см. Какое-то время Николя служил при царе в должности гайдука. После того как в 1724 г. он скончался от апоплексического удара, его скелет и сердце передали в Кунсткамеру. |
Встречались среди экспонатов и живые люди. Шестнадцать лет при Кунсткамере прожил карлик Федор Игнатьев. Его рост составлял 126 см, но самое главное - на правой руке Федора и на ногах было всего по два пальца, из-за чего конечности напоминали клешни. Петр любил лично здороваться с карликом за руку. |
Около полувека в подвале Кунсткамеры хранились в больших стеклянных сосудах со спиртовым раствором две человеческие головы - мужская и женская. |
По одной из версий, мужская принадлежала бывшему возлюбленному Екатерины I Виллиму Монсу, а женская - бывшей любовнице Петра I, англичанке Марии Гамильтон. |
Казнив любовника жены, Петр якобы заставил ее смотреть на его голову, насаженную на шест... Что же касается леди Гамильтон, то она была камер-фрейлиной при Екатерине. |
Кроме Петра, у нее были шашни с его денщиком Иваном Орловым. Трижды Мария беременела от Орлова. |
Дважды ей удавалось избавиться от плода, а на третий не получилось, и она убила новорожденного младенца, а тельце велела захоронить привратнику... Однако все вскрылось. |
К тому же, при обысках у Гамильтон обнаружили ценности, украденные ею у императрицы. 14 марта 1719 г. Марию Гамильтон казнили на Троицкой площади, отрубив ей голову. |
Голова Монса вроде бы до сих пор находится в запасниках Кунсткамеры. А вот голова Гамильтон загадочным образом исчезла. |
При этом весь спирт из пробирки оказался выпит... Правда, есть версия, что пропавшая голова принадлежала вовсе не Марии, а пятнадцатилетнему подростку. |
Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 г. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 г., когда Петра I уже не было в живых. Однако специальное музейное здание начали строить еще при Петре I в 1719 г. |
Здесь так же планировалось разместить анатомический театр и библиотеку. Основу библиотеки составили частные книжные коллекции, в том числе и книги, принадлежавшие Петру I. В общей сложности строительство Кунсткамеры велось пятнадцать лет. |
В 1724 г. по указу Петра I была основана Академия наук, которая расположилась так же в залах Кунсткамеры. Основание Академии Наук было непосредственно связано с реформами, которые Петр проводил во всех сферах жизни России. Академия Наук должна была стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. |
При Академии наук были организованы университет и гимназия. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления Российского государства. |
Так как Кунсткамера входила в состав Академии Наук, здесь трудились многие ученые. Среди них был Михаил Васильевич Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов. |
На протяжении XVIII в. Академия Наук отправляла экспедиции, прежде всего в Сибирь, обогатившие коллекции Кунсткамеры. |
Музей постепенно стал арсеналом для работы ученых. Большинство коллекций Кунсткамеры связано с именами русских ученых и путешественников: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Н.Н. Миклухо-Маклая и многих других. |
В 30-е гг. XIX в. на основе богатейших коллекций Кунсткамеры было создано семь специальных музеев, два из них (Этнографический и Анатомический) - были объединены в Музей Этнографии и Антропологии имени Петра Великого. |
В Кунсткамере так же находятся: музей М.В.Ломоносова, он проработал в этом здании с 1741 по 1765 гг. и экспозиция, посвященная первой в России обсерватории, где среди прочих экспонатов можно увидеть знаменитый Готторпский глобус. (На сегодняшний день Кунсткамера насчитывает в своих фондах 1 880 700 единиц хранения.) |
5 декабря 1747 г. в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование. |
Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями. |
Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие. |
Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 г. здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через двести лет с момента пожара. |
С пожаром в Кунсткамере связана одна таинственная легенда. Дело в том, что у скелета великана Буржуа во время пожара пропала голова. |
Многие сотрудники музея (речь идет уже о нашем времени) стали жаловаться, что видят и слышат, как великан ходит по музейным залам и ищет свою потерянную голову. Тогда кому-то пришло в голову приставить к его скелету совершенно чужой череп. Вроде бы после этого привидение успокоилось... |
http://www.echo.az/article.php?aid=95978 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|