Роботы не должны управлять автомобилями
|
Недавно мой коллега Илья Хель написал замечательную статью о том, почему люди не должны водить автомобили и это занятие нужно поручить самим автомобилям. Приводились данные статистических исследований, которые показывали, что люди очень часто отвлекаются от дороги и занимаются своими делами: набирают СМС в своих телефонах, просматривают свою электронную почту, общаются в социальных сетях, делают фотографии себя любимых и даже записывают видео. Проблема действительно существует, и ее нужно как-то решать. |
Никто не будет спорить, что все эти факторы повышают процент ДТП, и как результат — смертность на дороге. Есть ли выход из ситуации? Действительно ли лучшим решением будет отобрать у человека руль и переложить задачу по управлению автомобилем компьютеру? Снизит ли это количество ДТП? И вообще, как все это сделать, при этом не уничтожив заодно мир? |
В этой статье я постараюсь изложить свои мысли по этому поводу и привести аргументы, которые, надеюсь, не позволят или по крайней мере серьезно усложнят выбор в пользу самоуправляемых автомобилей в ближайшем будущем. |
Причина |
В предыдущей статье указывалось, что переход к самоуправляемым автомобилям происходит постепенно. Осуществляется это за счет оборудования транспортных средств различными системами, облегчающими ежедневные передвижения человека. Различные круиз-контроли, которые нажимают за тебя педали газа и тормоза, облегчая нагрузку на ноги во время длительных загородных путешествий; различные датчики, которые следят за безопасной дистанцией между вашим автомобилем и другими участниками движения; в конце концов, парктроники, которые помогают водителям поставить их автомобиль на стоянку. На примере последней «опции» я как раз постараюсь объяснить, почему лично я бы не хотел доверять самоуправляемым автомобилям контроль за обстановкой на дороге. По крайней мере в ближайшем будущем. |
Поговорим о двух случаях, которые произошли совсем недавно. В первом речь пойдет об автомобиле шведского концерна Volvo, который уже довольно продолжительное время занимается разработкой концепт-кара, который смог бы облегчить процесс парковки своему владельцу. Скажем так: работать пока еще есть над чем. |
На проводимой в Доминиканской республике демонстрации самостоятельной парковки «взбесившийся» кроссовер XC60 чуть не отправил оператора в больницу. Последний, к счастью, отделался легким испугом. |
Во втором случае фигурирует Ford-F150, владелец которого поручил автомобилю самостоятельно выполнить параллельную парковку. К сожалению, инициатива закончилась аварией. Новенький пикап врезался в припаркованный автомобиль. |
Казалось бы, совершенно не похожие друг на друга аварии. В случае с автомобилем Volvo, который чуть не припарковался на оператора, причиной явилось то, что человек забыл поставить автомобиль в режим «городская безопасность», в котором очень строго соблюдается скоростной режим, вследствие чего машина резко начала движение вперед. |
В случае с «Фордом», человек просто не успел нажать на педаль тормоза. Дело в том, что при системе автоматической парковки у водителя остается право управления педалями газа и тормоза. Автоматика в этот момент отвечает только за руль. Чрезмерное нажатие на педаль акселератора и несвоевременно реагирование на ситуацию сзади может привести к такому результату, который мы наблюдали выше. |
Какие выводы из этого можно сделать? Виновата ли электроника в приведенных в качестве примера происшествиях? Нет. Несет ли ответственность электроника в случившихся авариях? Нет. Единственный, кто виноват и несет ответственность в этих случаях, — это человек. Человеческий фактор является единственной причиной, по которой мы не можем построить по-настоящему безопасные самоуправляемые автомобили. |
Следствие |
А теперь представьте, что вместо припаркованной машины сзади мог находиться человек. Еще лучше — представьте себе то, что ваш новенький самоуправляемый автомобиль, оборудованный «по последнему слову техники» всякими датчиками парковки, соблюдения дистанции, системой выбора скоростного режима и очень сложным программным обеспечением, которое отвечает за работу всего этого оборудования, — все это было собрано людьми, которые не застрахованы от ошибок, которые «просто забыли» или просто «не успели» сделать все правильно к нужному сроку. |
Представьте, что речь теперь идет не просто о парковке. Представьте, что границы человеческого фактора теперь распространяются не только на руль, а на весь автомобиль в целом. Представьте, что одна маленькая программная ошибка, которая не была замечена при производстве, может привести к целой цепи событий, результатом которых станет серьезное ДТП. Представьте, что вашим автомобилем управляете не вы, а программа, которой задали базовый набор правил и поведений на дороге, в которую внесли необходимые показатели безопасной дистанции и различные варианты решений при различных дорожных ситуациях. Представили? Тогда отмечу, что с фантазией у вас все очень хорошо. Идеального программного обеспечения не существует и не будет существовать, пока оно будет создаваться человеком. Даже агентство DARPA, которое хочет эту проблему исправить, скорее всего, ждет неудача. |
Есть ли решение? |
Как реализовать концепцию мира, где по дорогам будут передвигаться самоуправляемые автомобили? Нам потребуется автомобиль, оборудованный различными датчиками, о которых я писал выше; компьютерная система, которая будет управлять всеми этими датчиками и будет связана с некоей центральной базой, которая будет с помощью дорожных камер и спутниковой навигации отслеживать обстановку на дорогах, принимать решения и посылать сигналы для их выполнения на автомобили. Если такая система будет создана человеком, то опять же не исключен человеческий фактор ошибок. |
Каким образом можно полностью исключить фактор человеческой ошибки внутри такой сложной и многоуровневой цепи создания системы самоуправляемого транспорта? И возможно ли это в принципе? В настоящий момент этого сделать невозможно. Почему? Потому что чтобы создать идеальный самоуправляемый автомобиль, потребуется такой же полностью автономный робот, созданный искусственным интеллектом, который в свою очередь как раз и будет лишен фактора возможности человеческой ошибки. Эдакое идеальное создание, которое будет полагаться только на абсолютную первопричину и все знания мира, обладать безупречной логикой и точностью. Каждый автомобиль в этой цепи будет частью этого интеллекта, и решения по избежанию ДТП будет определять уже машина, а не человек. |
Но давайте представим, что ДТП неизбежно и перед ИИ станет вопрос выбора. Помните фильм «Я, робот» и историю детектива Спунера о том, как он потерял свою руку и приобрел взамен нее кибернетическую? Многие наверняка скажут — «сказка для детей». Возможно. Но в ней ясно прослеживается рациональное зерно. |
Представьте, что за вашу судьбу и судьбы других людей будут отвечать машины, которые будут делать выбор исходя не из моральных принципов, а исходя из процентного соотношения возможностей для выживания. Если рассматривать этот вопрос с такой позиции, то я полностью понимаю Элона Маска, который не раз высказывался против создания ИИ. |
«Игра с искусственным интеллектом — это все равно что игра с демонами», — говорил тогда Маск. |
Основная проблема безопасности передвижения по дорогам заключается в нас самих. И если мы хотим ее решить, то нужно начинать делать это уже сейчас. Почему? Потому что в противном случае в скором времени по дорогам будут ездить не люди, а роботы. Роботы с безупречной логикой, никаким образом не относящейся к человеческим качествам, принципам и морали. А что люди? А люди в данном случае будут не нужны. Совсем. |
http://hi-news.ru/technology/pochemu-lyudi-a-ne-roboty-dolzhny-upravlyat-avtomobilyami.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|