ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В СНОВИДЕНИЯ
|
|
|
Кусающиеся и щекочущие цветы, кроваво-красные жабы в бутонах, летающие эльфы-хищники, ожившие картины Ван Гога и красно-черные декорации итальянских хорроров. Таково оформление экранизации страшной сказки Нила Геймана «Коралины в стране кошмаров», нарисованной аниматором Генрихом Селиком. Примечательно, что сплавить детские ужасы и психоделические кошмары авторы умудрились с помощью кукольного (!) мультфильма.
|
Книгу «Коралина» долгое время не печатали, редакторы отказывались от нее из-за неформатности: непонятно кому ее продавать – для детей жуткая и взрослая, для взрослых детская и наив-ная. Но изданная в 2002 году книга, вмиг нахватав с десяток престижных премий, стала популярной и не заставила ждать своего аниматора – им стал режиссер прогремевшего в свое время «Кошмара перед Рождеством» по сценарию киносказочника Тима Бертона. Воплотить волшебство детских кошмаров взялись Селик и художник Тадахиро Укесуги, чье мастерство можно оценить в работах другого сказочника-аниматора, уже японского, Хаяо Миядзаки, на «Унесенные призраками» которого частично похожа «Коралина» (здесь тоже девочка, попавшая в иной мир, вынуждена спасать своих родителей). Готическую фантазию о ворующих души зеркалах, ведьмах, искренне влюбленных в похищаемых ими жертв, о копии реальности за кирпичной стеной, полной галлюцинаций и сновидческих образов, раскрасили так, как, наверное, художники XIX века писали свои картины – со всей душой и как в последний раз. В особенности Другой Мир с Другим домом, Другими Мамой и Папой с пуговицами вместо глаз, Другими соседями – мистером Бобовски и старушками-сестрами, который выглядит много захватывающим, волшебным, красочным и живым, чем та скучная, дождливая реальность, откуда Коралина бежит в сказку. Мораль сказки: истинно любящие родители могут и не выказывать свою любовь с королевской щедростью, а те, кто одаривает детей таковой, не жалея сил и средств, могут представлять опасность. Спорное предположение, возможно, старающее оправдать поведение вечно забывающих об отпрысках и не находящих на них свободного времени родителей. Как это не удивительно, но Нил Гейман, экранизации фэнтези которого (последней по времени была «Золотая пыль») довольно популярны, находит опасным и сам сказочный мир, возможно, даже более опасным, чем мир реальный...
|
Настоящий мир Коралины скучен, папа ее – нудный тип, пишущий очередную скучную статью в скучный дачный журнал, мама – сварливая эгоистка. Кушать дома нечего, разве что бутерброды. Дом скрипит. В душе льется ржавая вода. Проводку вечно замыкает. Безрадостное существование, которое скрашивает лишь соседский болтливый паренек... И вот однажды девочка, как во многих мультиках, сказках и ужасах до нее, находит маленькую дверцу, за которой кирпичная стена. Ночью стена исчезает, призывно манящая дорожка разворачивается в Другой мир, и девочка с любопытством проникает туда, где с каждой сценой «все чудесатее и чудесатее» (от «Алисы в стране чудес» здесь еще и исчезающий и появляющийся ниоткуда говорящий кот). В мир, где мама добрая, умеет вкусно готовить и заваливает ее подарками. Папа играет на фортепьяно и возделывает прекрасный сад. Между прочим, именно сад, наряду с кабаре соседок-сестер и собачками-зрительницами, а также мышиным цирком мистера Бобовски – без преувеличения настоящие шедевры анимационного искусства. Если содержание фильма, откровенно говоря, не радует оригинальностью (собери нужные артефакты и спаси героев, спрятанных в зеркале, – больше похоже на задание компьютерной игры, чем на сказочные приключения), то художественное воплощение фантазий порой восхищает. Художники и дизайнеры оживляют «Звездную ночь» Ван Гога всего только для задника определенной сцены. Берут декорации лучших ужасов ХХ века (вроде «Суспирии» Дарио Ардженто, одно время считавшейся самым страшным фильмом в истории кино) для минутных красочных сцен.
|
Решать, вести ли маленьких детей на «сеанс прямого включения сновидений», впрочем, остается родителям. На премьере автор, к примеру, слышал жалобные просьбы совсем уж малышей пойти домой, «патамуста стлашно». С другой стороны, с учетом последних тенденций в мировом сказочном кино (см. хотя бы «Гарри Поттера») детей уже давно не испугать костлявыми ведьмами или потерянными душами в зазеркалье.
|
|
Сергей АФАНАСЬЕВ
|
|
http://vechernie-chelny.ru/view.php?viewyear=2009&viewnum=17&viewart=14
|