ПО РОССИЙСКИМ МУЗЕЯМ БРОДЯТ ПРИЗРАКИ!
|
Геннадий ФЕДОТОВ, собкор «АН»
|
|
Как утверждают специалисты, в любом музее должна быть некая тайна, привидение, сгусток энергии, музейный дух. Связано это с тем, что в музейных экспозициях, как правило, много экспонатов культовых, несущих на себе ауру бывшего хозяина, память слов, вековых молитв. Так почему бы этой информации иногда не вырываться наружу?
|
|
Дух неизвестного молчаливого мальчика живет в Актюбинске, в областном историко-краеведческом музее. Первым его, разгуливающего среди экспонатов этнографического зала областного историко-краеведческого музея, увидела экскурсовод Болган.
|
|
Это было в обеденное время. Болган после длительной экскурсии решила посидеть в тишине. Самый уютный и тихий - зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала среди старинных вещей. Спустя полчаса женщина проснулась и вдруг почувствовала, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла пошевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик примерно лет 6-7 и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это вовсе не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.
|
|
"Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и... растворился в воздухе."
|
|
Впрочем, это не первый случай подобного рода в областном музее. Экскурсовод Жанар Улыкпанова говорит, что совсем недавно в том же этнографическом зале раздался громкий звук разбившегося стекла. Женщины сильно испугались, что витрину разбил кто-то из посетителей, поскольку под стеклами хранятся исключительно дорогие и редкие экспонаты. Каково же было удивление, когда они увидели, что в зале все стоит на местах, и осколков на полу нет.
|
|
Аналогичные призрачные погромы происходили недавно и в Дальневосточном краеведческом музее. По ночам здесь тоже в зале этнографии что-то все время падало, скрежетало, ухало. Однако охранники никого и ничего не обнаруживали, все экспонаты находились в целостности и сохранности.
|
|
Как утверждают специалисты, в любом музее должна быть некая тайна, привидение, сгусток энергии, музейный дух. Связано это с тем, что в музейных экспозициях, как правило, много экспонатов культовых, несущих на себе ауру бывшего хозяина, память слов, вековых молитв. Так почему бы этой информации иногда не вырываться наружу?
|
|
ОМОН и МЧС помочь не в состоянии
|
|
Служители музея-квартиры Максима Горького, что находится в Нижнем Новгороде, утверждают, что беспокойный дух классика соцреализма регулярно посещает их культурное заведение. Призрак писателя громко топает сапожищами по комнатам и наводит на сотрудников музея мистический ужас.
|
|
А службы ОМОН и МЧС, не единожды вызываемые ночными сторожами, пока бессильны утихомирить «потустороннего» буяна.
|
|
Скептики, безусловно, отнесут эти явления к особой мнительности музейных работников, по большей части женского пола. Однако примеров подобных странностей можно привести множество.
|
|
Так, сотрудники дома-музея Ленина в Самаре заявляют, что в стенах их заведения привидения обитают не один год. Заведующая музеем Майя Образцова утверждает, что в доме периодически слышны чьи-то шаги, чувствуются различные запахи, а также передвигаются предметы.
|
|
В частности, когда посетителям решили продемонстрировать остатки кофейного сервиза, стоявшего в квартире Ульяновых в XIX веке, все гости, в том числе и представители самарских СМИ, ощутили запах свежего кофе, хотя никто его не готовил.
|
|
А однажды наутро мы обнаружили перевернутую постель в комнате Ульянова. И это несмотря на то, что дверь в комнату закрывается на ночь и охраняется, - рассказала заведующая. Кроме того, по ее словам, периодически в различных частях дома-музея возникают запахи яблочного пирога - одного из любимых блюд Ульянова.
|
|
Довольно часто странные явления происходят и в Тольяттинском краеведческом музее. Сотрудники уже давно к ним привыкли и при желании расскажут множество загадочных историй.
|
|
Например, о Даме в светлом костюме. Ее видела главный хранитель музея Валентина Котова. Как-то раз она мыла посуду в подсобке. Дверь в коридор была полуоткрыта, и боковым зрением Валентина Николаевна заметила, как мимо прошла какая-то женщина. Лица ее не разглядела, но заметила светлую одежду. Незнакомка подошла к лестнице, ведущей в подвал, и стала спускаться по ступенькам.
|
|
Поскольку в подвале размещается хранилище фондов, Валентина Николаевна, конечно, очень заинтересовалась: кто это без ее ведома вторгается в святая святых? Она пошла следом, перегнулась через перила, заглянула вниз… Но лестница была пуста, а на решетчатой двери хранилища, как обычно, красовался громадный замок.
|
|
Скорее всего, про таинственную даму вскоре бы забыли, но встречи стали повторяться. Однажды под вечер, когда в зале природной экспозиции уже потушили свет, сотрудник музея Ольга Горишная вдруг услышала звук шагов, который приближался прямо из темноты. Будто женщина торопливо процокала каблучками до двери и… тишина.
|
|
Еще раз таинственную женскую фигуру увидел далекий от мистики студент-практикант – он шел через зал и увидел в стеклянной витрине странное отражение: женщина в темном длинном платье оперлась руками о школьную парту и замерла, будто в задумчивости. Парень быстро обернулся – парта на месте, но никакой женщины нет.
|
|
Сотрудники музея после этого происшествия пригласили уфологов. Один из них с проволочной рамкой обошел все закоулки и нашел множество «источников биоизлучения». Особенно яро вращалась рамка в комнате, где хранилась фондовая мебель - вблизи старинного кресла (не иначе, в нем кто-то скончался, причем насильственной смертью, - предположили уфологи).
|
|
Другая волна темной энергии, по их словам, прямо-таки неслась в окружающее пространство от безобидного на вид платяного шкафа. Когда-то он принадлежал местному художнику Михаилу Зотову, а теперь обосновался в музейном хранилище. Про этот экспонат в музее давно недобрая слава шла – фокусы выкидывает. Однажды пришли журналисты, им стали про тот шкаф рассказывать, а изнутри вдруг как застучит!
|
|
Священник, которого пригласили освятить помещения, сказал, что, мол, нечего удивляться, что в хранилищах всякая чертовщина завелась – множество старых вещей собрано в одном месте, у каждой своя история, не всегда светлая. Кто знает, какие трагедии и драмы помнят вещи, каких духов удерживают около себя?
|
|
Камлание в зале этнографии
|
|
Дух неизвестного молчаливого мальчика живет в Актюбинске, в областном историко-краеведческом музее. Первым его, разгуливающего среди экспонатов этнографического зала областного историко-краеведческого музея, увидела экскурсовод Болган.
|
|
Это было в обеденное время. Болган после длительной экскурсии решила посидеть в тишине. Самый уютный и тихий - зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала среди старинных вещей. Спустя полчаса женщина проснулась и вдруг почувствовала, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла пошевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик примерно лет 6-7 и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это вовсе не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.
|
|
"Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и... растворился в воздухе."
|
|
Впрочем, это не первый случай подобного рода в областном музее. Экскурсовод Жанар Улыкпанова говорит, что совсем недавно в том же этнографическом зале раздался громкий звук разбившегося стекла. Женщины сильно испугались, что витрину разбил кто-то из посетителей, поскольку под стеклами хранятся исключительно дорогие и редкие экспонаты. Каково же было удивление, когда они увидели, что в зале все стоит на местах, и осколков на полу нет.
|
|
Аналогичные призрачные погромы происходили недавно и в Дальневосточном краеведческом музее. По ночам здесь тоже в зале этнографии что-то все время падало, скрежетало, ухало. Однако охранники никого и ничего не обнаруживали, все экспонаты находились в целостности и сохранности.
|
|
"В таинственном зале находится фрагмент священного дерева удэгейского шамана под названием тэсун - пристанище духов, которое в 1911 году с реки Нахтоху привез Владимир Арсеньев, в ту пору директор краеведческого музея. А рядом, у подножия дерева, стоят деревянные фигурки идолов (сэвэны), которые очень почитаемы у коренных жителей Амура. "
|
|
Этот удэгейский комплекс шамана в былые времена был призван защищать племя от злых духов. По преданию, именно на этом шаманском дереве селились духи (сэвэны), там они и отдыхали.
|
|
Однажды, после того, как слухи о полтергейсте распространились по городу, в музей пришел пожилой человек - шаман - и спросил: ну как, по ночам духи шумят?
|
|
"Незнакомец провел в зале этнографии камлание - специальное ритуально-сакральное действо, когда устанавливается контакт с духами. Сотрудники музея слышали, как, обращаясь к вещам, выставленным в экспозиции, он сказал: Вот это будет ваш дом, здесь и живите. "
|
|
Выйдя из зала, шаман заявил, что духи, которые не могли обрести спокойствие, отныне будут жить на шаманском дереве. И еще посоветовал: рядом с сэвэнами ставить маленькую пиалу с водкой. Мол, духи тогда и буянить не будут.
|
|
Полтергейст после камлания действительно прекратился, однако в другом зале тут же началась другая чертовщина, объяснению которой пока не нашли не только ученые, но и милиция и технические эксперты.
|
|
"В зале Приамурье без войн и революций, где представлены дореволюционные экспонаты позапрошлого века, стоит сигнализация, реагирующая на движения человека. Лазерные лучи сигнализации настроены так, чтобы обнаруживать объекты только большой величины и не бить тревогу, когда прошмыгнет мышка или кошка. Так вот, одно время в полночь сигнализация стала срабатывать. Давать сигнал, что по залу кто-то движется. Вызывали милицию, техников. Зал был полностью осмотрен, но никто не обнаружен. Сигнализацию признавали исправной, а в следующую ночь все повторялось... "
|
|
Служители музея говорят, что призрак самого Владимира Клавдиевича Арсеньева, ученого и писателя, гуляет по музейным залам. Арсеньев ведь в течение десяти лет был директором краеведческого музея. Теперь вот и обходит владенья свои.
|
|
Рюмка водки для призрака
|
|
В Сыктывкарский литературно-мемориальном музей И. Куратова ежегодно 18 июля приходят писатели и поэты. Здесь они делятся новостями, пьют чай, а одну чашечку обязательно наливают… Ивану Куратову.
|
|
Подобная традиция появилась в музее шесть лет назад. Начало ей положил совершенно мистический случай.
|
|
«Тогда у нас появился… призрак Ивана Куратова, - поведала директор музея Диана Холопова. - Часто вечерами сотрудники слышали шаги и скрип. Но, самое поразительное, что ночью накануне 18 июля ни с того ни с сего со стены падал портрет классика. Причем такое происходило не один раз, а несколько лет кряду».
|
|
Чтобы успокоить дух классика, в музей вызвали священника, который освятил залы. Кроме того, каждый год в день рождения И. Куратова его духу стали оставлять «угощение»: чай, водку, закуску. Такая «поминальная» традиция широко распространена у коми. Обычно пищу оставляют на могиле предков, но где похоронен Иван Алексеевич – неизвестно.
|
|
Кстати, дух Куратова появился в Сыктывкаре не случайно. На месте здания музея в позапрошлом веке стоял деревянный дом, в котором поэт в течение четырех лет снимал квартиру.
|
|
У служителей и научных сотрудников Ивановского музея промышленности и искусства - свои проблемы. У них особым вниманием пользуется картина неизвестного художника, написанная в 1840 году, - “Купчиха Александра Небурчилова”. Музейщики прозвали ее “Женщина в голубом”, потому что изображена женщина в нежно-голубом платье.
|
|
Тяжелый, точно свинцом налитый, взор Небурчиловой, по словам сотрудников, проникает в тебя, и, если возле портрета задерживаешься, начинаешь понимать, что голубой цвет - не просто холодный, а знобкий, как сказали бы современники купчихи.
|
|
До недавнего времени привидение Небурчиловой бродило по залам музея, шуршало складками пышного платья, поскрипывало половицами и иногда дотрагивалось до вещей, разложенных на стеллажах.
|
|
«Началось все это почти сразу после открытия музея, в 1987 году, - поведала местным журналистам бывшая сотрудница музея Анна Ф. - Как только портрет Небурчиловой вывесили, так и пошло: шуршание, скрип, шарканье какое-то… Я не раз слышала шаги купчихи, они очень тяжелые, а у нас ведь тихо - гулкие шаги далеко раздаются. Правда, если идет экскурсия - ее не слышно, смотрит себе с портрета, губы поджав.
|
|
У нас поодиночке никто не ходит, особенно по узким лестницам. Боятся все ее, хотя и не признаются. А однажды Небурчилова не дала упасть одной женщине-реставратору. Та стояла на лестнице под потолком, покачнулась и вдруг почувствовала, что чьи-то руки ее довольно уверенно поддерживают. Мы удивились, потому что все купчиху недолюбливали, злая она какая-то на портрете, да и чего-то никак не успокоится, все ходит, ходит».
|
|
Как свидетельствуют сотрудники, постепенно события, связанные с Небурчиловой, приобретали все более неприятный оборот: купчиха с каждым годом становилась все смелее, ходила за ними, что называется, след в след, особенно по лестницам. Когда терпение у всех иссякло, решили отправить портрет на реставрацию в мастерские Костромы.
|
|
И с тех пор все в музее стихло. Возможно, дух Небурчиловой решил там остаться, или после реставрации успокоилась, наконец, купчиха, только теперь в залах установилась тишина. Правда, надолго ли, никто из музейных сотрудников сказать не может...
|
|
Геннадий ФЕДОТОВ, собкор «АН»
|
|
Аномальные новости №37 (307) 2006
|