Компания Valve выпустит свой первый мозговой чип
|
|
Соучредитель и генеральный директор Valve Гейб Ньюэлл (Gabe Newell), компании, создавшей Half-Life, DOTA 2 и Counter-Strike, а также выдающуюся платформу для распространения компьютерных игр Steam, давно вынашивал идею о том, что ваш мозг должен быть более тесно связан с вашим ПК. Все началось более десяти лет назад с того, что штатные психологи изучали биологическую реакцию людей на видеоигры; Valve как-то рассматривала мониторы на мочках ушей для своей первой гарнитуры виртуальной реальности. Компания публично рассказала об идее создания интерфейсов мозг-компьютер для игр на выставке GDC в 2019 году.
|
|
Но Ньюэлл решил развить эту идею. В том же году он незаметно основал новый стартап по созданию интерфейса мозг-компьютер, Starfish Neuroscience, который объявил о планах выпустить свой самый первый чип для мозга в конце этого года.
|
|
Первая запись в блоге Starfish, опубликованная наблюдателем от Valve Брэдом Линчем, дает понять, что речь пока не идет о полноценном имплантате. Этот бит представляет собой специальный “электрофизиологический” чип, предназначенный для регистрации мозговой активности (например, Neuralink может “читать ваши мысли”, чтобы пациенты могли взаимодействовать с компьютерами) и стимуляции мозга (для лечения заболеваний), но Starfish не утверждает, что уже создала системы для его питания или биты для закрепления. это проникает в голову человека.
|
|
|
|
“Мы ожидаем, что наши первые чипы поступят в продажу в конце 2025 года, и мы заинтересованы в поиске сотрудников, для которых такой чип откроет новые захватывающие возможности”, - пишет нейроинженер Starfish Нейт Чермак (выделяя их жирным шрифтом), предполагая, что Starfish может стать партнером других компаний в области беспроводного питания или даже окончательного мозгового имплантата.
|
|
Но цель, пишет Starfish, заключается в создании имплантата меньшего размера и менее инвазивного, чем у конкурентов, который мог бы “обеспечить одновременный доступ к нескольким областям мозга”, а не только к одному участку, и для которого не требовался бы аккумулятор. Компания Starfish заявляет, что при использовании всего 1,1 милливатт при “обычной записи” она может работать с беспроводной передачей энергии.
|
|
Вот текущая спецификация чипа:
|
|
- Низкая мощность: общее энергопотребление при обычной записи составляет 1,1 МВт.
|
- Физически маленький: 2 x 4 мм (BGA с шагом 0,3 мм)
|
- Способен как записывать (импульсы и LFP), так и стимулировать (двухфазные импульсы)
|
- 32 места установки электродов, 16 каналов одновременной записи с частотой 18,75 кГц
|
- 1 источник тока для стимуляции произвольных пар электродов
|
- Встроенный мониторинг импеданса и измерение переходного напряжения stim
|
- Цифровая обработка данных и обнаружение скачков напряжения позволяют устройству работать через беспроводные интерфейсы с низкой пропускной способностью.
|
- Изготовлен по технологии TSMC 55 нм
|
|
Для сравнения, Neuralink N1 имеет 1024 электрода на 64 вживленных в мозг нитях, чип, потребляющий около 6 милливатт энергии по состоянию на 2019 год, аккумулятор, который периодически нуждается в беспроводной зарядке, и полный имплантат (опять же, не только чип) шириной около 23 мм и толщиной 8 мм. Сообщается, что компания, возглавляемая Иланом Маском, уже имплантировала его трем людям; хотя некоторые нити действительно отсоединились от мозга первого пациента, он все еще функционирует и дает интервью.
|
|
Морская звезда говорит, что для решения таких проблем, как болезнь Паркинсона, может быть важно подключаться к нескольким частям мозга одновременно, а не только к одной области. “появляется все больше свидетельств того, что ряд неврологических расстройств связан с дисфункцией на уровне цепей, при которой взаимодействие между областями мозга может быть нарушено”, - пишет Чермак.
|
|
В дополнение к нескольким одновременным мозговым имплантатам, на обновленном веб-сайте компании сообщается, что она работает над “прецизионным устройством гипертермии” для уничтожения опухолей целенаправленным воздействием тепла, а также над системой транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), считывающей данные мозга и роботизированной для лечения неврологических заболеваний, таких как биполярное расстройство и депрессия.
|
|
На случай, если вам интересно, как все это может вернуться в игры, я расскажу вам о выступлении Valve на GDC 2019 об интерфейсах мозг-компьютер.
|
|
Источник
|