Живем ли мы внутри компьютерной симуляции
|
|
Недавно физик Мелвин Вопсон предложил новый взгляд на гипотезу симуляции, впервые сформулированную шведским философом Ником Бостромом. В серии научных работ он утверждает, что информация обладает массой, а гравитация — не более чем побочный эффект цифровой Вселенной. Но насколько обоснованы его громкие заявления? И может ли «код Вселенной» объяснить реальность?
|
|
Наука способна подорвать интуитивные представления о реальности: эффект наблюдателя в квантовой механике показал, что свойства частиц определяются в момент измерения. Эксперименты с квантовой запутанностью подтвердили: события, происходящие с одной частицей, мгновенно отражаются на другой — даже на космических расстояниях. Недавние исследования, о которых ранее рассказывал Naked Science, поставили под сомнение саму идею объективного мира, независимого от наблюдателя.
|
|
Параллельно гипотеза тонкой настройки в космологии предполагает, что фундаментальные константы будто специально «подогнаны» под возможность существования жизни. Прогресс в области искусственного интеллекта усилил интерес к природе реальности, а теория информации предложила рассматривать материю и энергию как производные данных.
|
|
Стоит ли удивляться, что идея компьютерной симуляции укоренились в массовой культуре, вдохновив создателей «Матрицы» и «Черного зеркала» на эксперименты с сознанием и устройством Вселенной? Интерес публики подогрел Илон Маск, заявив, что вероятность «реальной» Вселенной — одна на миллиард.
|
|
|
|
В академической среде отношение к подобным гипотезам в основном критическое — некоторые исследователи смело называют их спекуляцией чистой воды. Однако в условиях, когда ряд фундаментальных вопросов о природе Вселенной остается без ответа, интерес к громким заявлениям растет. Но состоятельны ли они и откуда взялись?
|
Платон, Декарт и тени цифровой эпохи
|
|
Люди сомневались в истинной природе реальности задолго до появления компьютеров. О различии между миром чувств и миром истины размышлял Парменид (VI–V веках до нашей эры), а Платон почти две с половиной тысячи лет назад в своем диалоге «Государство» изложил знаменитую аллегорию о пещере, намекнув на существование подлинной, скрытой от глаз реальности.
|
|
«Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков.»
|
|
По Платону пещера символизирует ограниченность чувственного восприятия, а люди, полагающиеся только на органы чувств, видят искаженные отражения реальности. Лишь немногие, разорвав цепи привычных представлений и задавая вопросы, могут выйти наружу и впервые увидеть настоящий мир. Массовый выход из иллюзий при этом невозможен, поскольку большинство продолжит цепляться за знакомые «тени на стене».
|
|
К слову, современные философы нередко проводят параллели между платоновской аллегорией и гипотезой симуляции. Дэвид Джон Чалмерс (David John Chalmers), например, считает, что в цифровую эпоху люди легко принимают искусственно созданные явления за подлинную картину мира, а аллегория пещеры все чаще воспринимается как ранний образ гипотезы симуляции, так как заставляет задуматься, не скрывается ли за тем, что мы называем реальностью, тщательно сконструированная иллюзия.
|
|
Через две тысячи лет после Платона внимание к проблеме привлек Рене Декарт — один из наиболее влиятельных философов Нового времени. В 1641 году в трактате «Размышления о первой философии» он усомнился в надежности органов чувств и разума, отметив, что даже сны могут быть настолько реалистичными, что отличить их от яви невозможно.
|
|
Одной из самых мощных интеллектуальных конструкций Декарта стала гипотеза злого гения (genius malignus) — мысленный эксперимент, призванный довести сомнение до предела. Он вопрошал: если в мире есть всесильное существо, намеренно обманывающее нас во всем — можем ли мы быть уверенными хоть в чем-то?
|
|
«Представьте, что могущественный и хитрый обманщик целенаправленно вводит вас в заблуждение, заставляя верить в ложную картину мира. Возможно, все, что вы видите, слышите и осязаете — иллюзия, созданная для обмана».
|
|
Радикальный скептицизм, однако, не был самоцелью Декарта — философ хотел построить новое, абсолютно надежное основание знания: даже если злой демон обманывает во всем, сам факт сомнений свидетельствует о наличии мыслящего субъекта. Отсюда и знаменитое утверждение: Cogito, ergo sum — «Я мыслю, следовательно, я существую.»
|
|
Хотя впоследствии Декарт отказался от идеи злого гения в пользу доброго Бога как гаранта истины, эксперимент оказался невероятно плодотворным: в философии гипотеза злого гения рассматривается как один из первых примеров деконструкции «реальности» — и один из прямых предшественников гипотезы симуляции, которая нашла свое отражение в том числе в гипотезе Бострома (но об этом чуть позже).
|
|
Кстати, ранее упомянутый Дэвид Чалмерс напрямую связал декартово сомнение с современными сценариями симуляции: если наши чувства можно обмануть, то они вполне могут оказаться результатом чьих-то вычислений. Но, даже если базовый уровень бытия — виртуален, наши ощущения, мысли и сознание остаются подлинными. Это, по сути, перекликается с декартовым «Cogito»: независимо от природы окружающего мира, факт собственного существования неоспорим.
|
От философии к цифровой Вселенной
|
|
Философские размышления о природе реальности не потеряли актуальность к середине ХХ века — но перешли в новую плоскость. Если раньше различие между реальностью и иллюзией оставалось вопросом абстрактным, то становление физики привело к появлению гипотез, претендующих на практическое объяснение устройства мира как информационной системы.
|
|
В 1969 году немецкий инженер и изобретатель Конрад Цузе (в 1940-х создал первый работающий компьютер и первый высокоуровневый язык программирования) предположил, что Вселенная может быть вычисляющей системой, где все происходящее сводится к логическим операциям, распространяющимся по дискретной решетке пространства. В эссе «Вычисляющее пространство» (Rechnender Raum) он одним из первых «посмотрел» на реальность как на программируемый феномен.
|
|
Похожую мысль в 1980-х годах развивал американский физик и информатик Эдвард Фредкин, автор концепции цифровой физики. Он утверждал, что все в мире — от поведения элементарных частиц до макроскопических явлений — можно описать как результат вычислений. Пространство и время, по Фредкину, дискретны, а физические законы возникают из простых логических операций, исполняемых по определенным правилам.
|
|
Философское обобщение эти идеи получили в 1989 году в гипотезе «It from Bit» — «Все из бита», предложенной физиком-теоретиком Джоном Арчибальдом Уилером. В отличие от Цузе и Фредкина, Уилер — один из разработчиков квантовой теории гравитации — подошел к вопросу с позиции фундаментальной физики.
|
|
- Будучи учеником Нильса Бора, Уилер принимал участие в разработке атомной бомбы, был соавтором работ по квантовой механике, космологии и гравитации и внес важный вклад в разработку концепций черных дыр (именно он ввел сам термин «черная дыра»), однако к концу своей научной карьеры все больше погружался в философские размышления о природе информации в квантовом мире.
|
|
Физик предложил рассматривать материю, энергию, пространство и время не как первичные элементы реальности, а как носители более глубокой сущности — информации (например, заряд, спин и положение частицы). Для описания «строительного блока» реальности Уилер использовал понятие бита — единицы информации, знакомой из информатики.
|
|
Представим, что наша Вселенная — это своего рода вычислительная машина, в которой все физические явления, от элементарных частиц до галактик, «записаны» в виде информационных состояний. Мы воспринимаем их как материю, но по сути взаимодействуем с информацией — через измерения и наблюдения.
|
|
Вот как Уилер выразил эту мысль в книге «Геоны, черные дыры и квантовая пена: жизнь в физике» (опубликованной в 1998 году):
|
|
«Все — это информация. Чем больше я размышляю о квантовых тайнах и об информации как основе физической теории, нашей странной способности постигать тот мир, в котором мы живем, тем больше вижу фундаментальное, вероятно, значение логики».
|
|
Важно понимать, что Уилер не считал Вселенную компьютером в прямом смысле этого слова. Он лишь предполагал, что информация первична по отношению к материи и энергии, а физические законы могут быть производными от более фундаментальных информационных принципов. Реальность по мнению физика, представляет собой активный, постоянно изменяющийся процесс, а не статическую структуру.
|
|
Выводы и предсказания Уилера вызывали все больше сомнений у коллег, а новые поколения ученых начали относиться к его работе с растущим недоверием. Физик Роджер Пенроуз, например, еще в 1989 году отметил, что «Все из бита» слишком абстрактна для физики. Гипотеза, тем не менее, вдохновила многих ученых и философов, позволив по-новому взглянуть на основы Вселенной.
|
Логика симуляции: почему мы не уникальны
|
|
Следующий шаг в 2003 году сделал Ник Бостром — правда, не в физике, а в философской логике. Как и Уилер, профессор Оксфордского университета рассматривал информацию как основу реальности, но задался другим вопросом: что, если вычислительная природа мироздания указывает не просто на ее структуру, но и на ее искусственное происхождение?
|
|
Ответ оказался, мягко говоря, фантастическим: мы, вероятно, живем не в «реальной» Вселенной, а в компьютерной симуляции, созданной высокоразвитой цивилизацией. К такому выводу философ пришел, опираясь на простую, но мощную логическую цепочку: если технологический прогресс продолжится, цивилизации смогут запускать огромное количество симуляций сознательных существ. В таком случае количество симулированных «реальностей» многократно превзойдет число реальных миров.
|
|
По итогу Бостром предложил три возможных сценария развития событий:
|
|
- Человечество вымрет до достижения уровня технологического развития, позволяющего создавать симуляции.
|
- Развитые цивилизации сознательно откажутся от моделирования сознательных существ.
|
- Мы почти наверняка живем в симуляции.
|
|
Поскольку отрицание первых двух пунктов делает третий практически неизбежным, гипотеза Бострома выдвигает крайне неудобный, но логичный вывод: наша реальность может быть всего лишь одной из множества виртуальных имитаций.
|
|
Для наглядности в своем знаменитом эссе он привел аналогию с виртуальной реконструкцией Древнего Рима: для «жителей» симуляции их мир будет столь же реальным, как наш для нас. Однако критики, в частности, философ Джон Серл, сочли симуляцию сознания невозможной (что подрывает второй сценарий).
|
|
Бостром, при этом, отсылает читателя к Декарту: если мы допускаем возможность фундаментального обмана (в данном случае технологического), то гипотеза симуляции становится альтернативой традиционному реализму. Более того, он не утверждает, что мы точно живем в симуляции. Его цель — показать, что при определенных условиях эта гипотеза рациональна и логически допустима.
|
|
«Если Вселенная вычислима, — пишет Бостром — и если разумные существа когда-нибудь научатся моделировать сознательные системы, то вероятность того, что мы сами находимся внутри такой симуляции, угрожающе высока.»
|
|
В результате о гипотезе симуляции стали говорить вообще все: и философы, и физики, и поп-культура. Тот же Чалмерс в итоге назвал «Все из бита» Уилера — естественной предпосылкой гипотезы симуляции, хотя и неявной.
|
|
В научной стезе идею Бострома подхватил американский физик Сет Ллойд. В книге «Программируя Вселенную» (2006) он развил концепцию мироздания как квантового компьютера, выполняющего логические операции с момента Большого взрыва и предположил, что если каждый квантовый процесс можно рассматривать как элемент вычисления, то эволюция Вселенной — это и есть программа.
|
От массы бита до информационной катастрофы
|
|
Хотя подобные идеи следовало оставить в философской плоскости по вполне объективным причинам, в 2019 году физик Мелвин Вопсон из Портсмутского университета (Великобритания) вывел их на новый уровень обсуждения, опубликовав серию научных работ в журнале AIP Advances. В них он назвал информацию не абстракцией, а физической величиной, обладающей массой и подчиняющейся законам природы.
|
|
В первой статье физик опирается на принцип Ландэура, согласно которому удаление одного бита информации — например, при очистке памяти компьютера — требует минимальной энергии, пропорциональной температуре системы. Поскольку энергия, по формуле Эйнштейна (E=mc2), эквивалентна массе, Вопсон вычислил массу одного бита: она составила около 3,19*10^-38 килограмма. Это почти в миллион раз меньше массы электрона и в триллионы триллионов раз меньше песчинки.
|
|
Именно на этой идее строится концепция цифровой Вселенной Вопсона, в которой главную роль играет информация. Но возникло противоречие: если информация действительно обладает массой, то должна влиять на гравитационные процессы — например, на движение галактик или расширение Вселенной. Однако подобных эффектов в наблюдаемых данных не выявили, а сам Вопсон этот диссонанс не комментировал.
|
|
Более того, результаты исследования 2020 года в области квантовой информации и голографического принципа показали, что информация в черных дырах подчиняется строгим законам, не требующим «массы бита».
|
|
Проблемы гипотезы обострились в работе 2020 года, когда физик предсказал «информационную катастрофу». Он подсчитал, что при росте объемов данных на 20 процентов в год через 350 лет число цифровых битов якобы превысит количество атомов на Земле, а через 500 лет их совокупная масса достигнет половины массы планеты.
|
|
Что здесь не так? Во-первых, идея массы информации, изложенная в первой статье — неподтвержденная гипотеза, основанная на вольной интерпретации принципа Ландэура. Ряд физиков назвал эти построения спекулятивной аналогией, далекой от науки.
|
|
Во-вторых, Вопсон игнорирует ограничения: для производства чипов нужны редкие материалы (кремний и галлий), а дата-центры уже потребляют около двух процентов мировой энергии. Вопсон же утверждает, что через 250 лет человечество превысит энергетический предел планеты, правда, о том, как именно это произойдет, умалчивает. Критики в статье Nature отметили, что квантовые вычисления могут на порядок снизить энергозатраты и, по сути, опровергли сценарий катастрофы.
|
|
Поскольку Вопсон не учел будущие технологии, его прогноз напоминает «навозный кризис» конца XIX века: тогда экономисты и урбанисты предсказали экологическую катастрофу в крупных городах из-за растущего числа лошадей. Их расчеты показали, что при сохранении темпов роста конного транспорта улицы Лондона и Нью-Йорка будут завалены навозом и станут непригодными для жизни. В итоге ситуацию изменили автомобили, а «навозный кризис» стал популярной аналогией в научной литературе для критики спекулятивных прогнозов, в которых не учитываются технологические и/или социальные изменения.
|
|
Как потом выяснилось идея «навозного кризиса» была поздним информационным фейком, сконструированным лет через сто после конца XIX века. В реальности люди той эпохи не ожидали такой катастрофы и заваливания улиц навозом. Кстати, это неплохая иллюстрация того, что мы можем жить в информационной «матрице» из выдуманной информации всю жизнь, и даже не подозревать об этом.
|
Энтропия наоборот: второй закон инфодинамики
|
|
В своей третьей статье Вопсон сформулировал второй закон инфодинамики — информационный аналог второго закона термодинамики, но с противоположным знаком. В отличие от традиционного представления, согласно которому энтропия изолированной системы может либо возрастать, либо оставаться неизменной, новый закон предполагает, что информационная «энтропия» со временем будет уменьшаться.
|
|
Отсюда вытекает следующий вывод: Вселенная функционирует как вычислительная система и все происходящие в ней процессы — от квантовых флуктуаций до эволюции галактик — направлены на сокращение объема данных, то есть на сжатие, оптимизацию и структурирование. Эта тенденция, по мнению Вопсона, проявляется на всех масштабах — от элементарных частиц до космических структур.
|
|
Второй закон инфодинамики выглядит как логическое продолжение предыдущих трудов физика: если информация — это нечто вещественное и измеримое, то должна подчиняться своим законам, подобно массе и энергии. Таким образом, закон становится универсальным принципом, по которому развивается вся реальность — от структуры ДНК до формирования скоплений галактик.
|
|
В качестве примеров в статье приведены цифровые системы, генетические коды, атомные конфигурации, математические структуры и даже космологические параметры — все они якобы подчиняются стремлению к информационной сложности и компактности.
|
|
У критиков, разумеется, вопросов возникло еще больше: начиная от вольной трактовки понятия информационной энтропии (в которой переплетаются термины из физики, информатики и философии), заканчивая отсутствием экспериментальных подтверждений второго закона инфодинамики и ничем не подкрепленных утверждений об обладающей массой информацией (об этом, напомним, Вопсон писал в статье 2019 года).
|
|
Сомнения вызывает и методология: статья не содержит строгих математических вычислений, позволяющих хоть как-то проверить гипотезу. Вдобавок ко всему, Вопсон выборочно интерпретирует данные, игнорируя такие хаотические процессы, как турбулентность в звездах, где энтропия растет.
|
Вопсон против Ньютона: цифровая гравитация
|
|
О последней статье британского физика написали практически все крупные СМИ: в ней, ссылаясь на работу Эрика Верлинде (2011), Вопсон назвал гравитацию побочным эффектом информационной энтропии. Но, в отличие от Верлинде, который рассматривал гравитацию как энтропийную силу, возникающую на голографических экранах в рамках теории струн, Вопсон исходит из собственного «закона инфодинамики» и идеи эквивалентности информации, энергии и массы. Эти идеи, как мы отметили выше, критики не выдержали.
|
|
Не спас ситуацию и предложенный мысленный эксперимент. Он сводится к следующему: если расположить частицы в дискретной сетке пространства, аналогичной цифровой симуляции, они начнут сближаться, стремясь минимизировать суммарную информационную нагрузку, то есть будут действовать под влиянием силы.
|
|
Такая самоорганизация, по Вопсону, позволила бы уменьшить количество битов, необходимых для описания системы, и таким образом обеспечить информационно-выгодную конфигурацию. Отсюда и вывод: гравитация может быть не первичным взаимодействием, а продуктом сжатия данных в цифровой Вселенной.
|
|
Как и прежде, работа построена на вольных аналогиях: в статье нет формальных расчетов, симуляций или математической модели, демонстрирующей, как именно происходит уменьшение информационной энтропии. Более того, Вопсон игнорирует искривление пространства-времени и ограничивается классическим законом Ньютона, что делает работу не применимой к космологии.
|
|
Это же верно в отношении альтернативных объяснений и оценки потенциала будущих технологий, способных радикально изменить понимание «информационной нагрузки». Наконец, философская основа гипотезы цифровой Вселенной — вдохновленная Бостромом, Уилером и аллегорией Платона — не выходит за рамки метафор.
|
|
Значит, громкие утверждения о том, что физические законы — это «код» в некой вычислительной системе, а гравитация — побочный эффект, просто эффектно звучат. Но что делать с такими гипотезами? И нужны ли они вообще?
|
Зачем нам такие гипотезы?
|
|
У физиков подобные идеи традиционно вызывают осторожность, если не прямое раздражение. Их часто называют нефальсифицируемыми и даже псевдонаучными. Однако история науки знает немало случаев, когда маргинальные гипотезы приводили к пересмотру устоявшихся основ бытия. Еще в начале XX века большинство ученых полагало, что атом — всего лишь удобная модель, а квантовая механика вызывала отторжение. Теория относительности казалась фантастикой, Альберт Эйнштейн так никогда и не получил за нее нобелевскую премию, хотя удостоился ее за открытия куда меньшей значимости.
|
|
Гипотеза симуляции, в том виде, в каком ее сформулировал Бостром, не претендует на лабораторную проверку. Она изначально построена как логический аргумент, задача которого — показать вероятность того, что мы существуем внутри сложной цифровой модели. Если симуляции сознания возможны, а вычислительная мощность цивилизаций способна расти неограниченно, то мы почти наверняка живем в симуляции.
|
|
Эмпирической ценности у этого рассуждения нет, однако оно позволяет задуматься о природе сознания, наблюдения, субъективного опыта и границ научного метода. Это, вероятно, сопоставимо с чтением «Задачи трех тел» Лю Цысиня, просмотром «Матрицы» или десятой серии восьмого сезона «Футурамы», в которой профессор создал точную копию нашей Вселенной, но в упрощенном виде.
|
|
Работы Мелвина Вопсона, напротив, претендуют на статус физики, чем и вызывают беспокойство. Его попытка придать идее цифровой Вселенной измеряемую основу — будь то масса бита или закон инфодинамики — может показаться смелой, но скорее выглядит как умозрительное заключение, замаскированное под науку. Формул мало. Проверяемых следствий — нет. Теоретической строгости — тоже.
|
|
Впрочем, даже такие идеи можно использовать как спусковой крючок для дискуссий о природе реальности, сознания и информации. В конечном итоге они могут стать источником вдохновения для исследований в области черных дыр или пригодиться в изучении аномалий в реликтовом излучении.
|
|
Более того, отсутствие доказательной базы, предсказаний и экспериментальных проверок у Вопсона — не повод игнорировать вопросы о природе информации, сформулированных Уилером. Если реальность возникает не из материи, а из акта измерения (из логического выбора между «да» и «нет»), то информация может оказаться фундаментальным элементом бытия. В этом контексте концепция Уилера «Все из бита» сопоставима со злым гением Декарта и обретает смысл не как гипотеза, а как метод интеллектуального поиска.
|
|
Наконец, эти безумства, проникая в искусство, литературу и образование порождают вопросы о нашем месте во Вселенной. Гипотеза симуляции Бострома, будучи философской концепцией, уже стала частью культурного и интеллектуального ландшафта XXI века и присутствует в кино, литературе, и все чаще — в теоретических разделах научных журналов. Последнее, хоть и тревожно, но объяснимо: такие гипотезы нельзя ни доказать, ни опровергнуть, а вот игнорировать — не получится.
|
|
Идеи Вопсона, увы, находятся в иной плоскости. Они заявлены как наука, но автор не пользуется научным методом. Вольные трактовки, отсутствие расчетов и предсказаний, наряду с игнорированием критики делают как второй закон инфодинамики, так и альтернативную модель гравитации — не революцией, а спекуляцией в красивой обертке. Так что смотреть на нее стоит с предельной осторожностью.
|
|
Источник
|