Тайны сикстинской капеллы
|
31 октября 1512 года великий итальянский мастер Микеланджело закончил работу над росписью фресок Сикстинской капеллы, ставшей одним из признанных шедевров искусства эпохи Возрождения. С тех пор прошло более 500 лет, но интерес к этому произведению не ослабевает. Более того, в последнее время он лишь усилился: во фресках Микеланджело исследователи обнаружили иудаистские, каббалистические и языческие символы, а также выпады против самого папы римского и всей католической церкви. |
В 1475 году в маленьком городке Капрезе, что рядом с Флоренцией, в семье обедневшего дворянина Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони родился второй сын, которого назвали Микеланджело. В том же году во время понтификата папы Сикста IV в Риме приступили к строительству Сикстинской капеллы. Кто бы мог подумать, что судьба мальчика будет так тесно связана с историей этого культового сооружения! |
Сикстинская капелла представляла собой наполовину крепость, наполовину церковь, в которой проводились выборы пап. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. И вот в 1505 году папа Юлий II, племянник Сикста IV, пожелал расписать потолок капеллы. Оставалось дело за малым — найти достойного художника. Выбор понтифика странным образом пал на Микеланджело. К этому времени Буонарроти зарекомендовал себя талантливым скульптором — но не живописцем! За его плечами были такие шедевры, как «Пьета» и «Давид». Почему же пригласили для росписи фресок именно его? У молодого мастера имелось множество недоброжелателей, в том числе архитектор Донато Браманте. Надеясь, что Микеланджело, никогда не занимавшийся росписью, не справится с поставленной задачей и навсегда покроет себя позором, Браманте предложил Юлию II его кандидатуру. Микеланджело познакомился с техникой фрески в мастерской Гирландайо, однако в течение долгих лет не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник. Тем не менее Микеланджело взялся за заказ, скорее всего, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, а в чем-то даже превзойдет их. |
Один, совсем один |
Договор был заключен в Риме. Помимо щедрого вознаграждения самому живописцу понтифик обещал оплатить труд еще пяти помощников, которых на свое усмотрение выберет Буонарроти. Микеланджело нашел людей, подготовил вместе с ними картоны и даже успел расписать часть потолка. Но тут произошла странная вещь. |
В один прекрасный день скульптор отпустил всех помощников и заявил, что начинает работать самостоятельно. Ни одному итальянскому живописцу до этого даже не приходило в голову самому браться за такую гигантскую работу — расписывать около 600 квадратных метров помещения! Да еще не на стене, а на потолке. Кроме того, условия труда были адскими: работать предстояло в аварийном здании, на высоте 20 метров над полом. Но казалось, что трудности лишь подстегивают мастера. Более того, он уничтожил то, что уже было написано, чем невероятно усложнил себе задачу. |
Мастер писал в письме: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Он боялся, что за его спиной недруги строят ему козни. А в письме брату заявлял с полным правом: «Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший». При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Современники свидетельствовали: так как во время работы Микеланджело все время смотрел вверх, он перестал что-либо видеть, когда держал голову прямо. Если ему нужно было читать письма или разглядывать предметы, он должен был поднимать их высоко над головой. |
Папа Юлий II торопил его, но Микеланджело не допускал грозного заказчика в капеллу во время работы, а когда тот все же проникал под ее своды, сбрасывал с лесов, якобы нечаянно, доски, обращая в бегство разъяренного старика. Объяснения между ними происходили так бурно, что папа даже раз ударил его посохом. |
В августе 1510 года из-за нехватки денег в папской казне финансирование проекта было приостановлено. Юлий II выехал из Рима для участия в боевых действиях, а художник, не дождавшись оплаты за работу, отправился в Болонью на поиски папы. В Рим он вернулся только в декабре, так и не повидав Юлия. Папа появился в столице в июне 1511 года. |
С горем пополам работа над фресками была закончена осенью 1512 года. Папа был не вполне доволен, считая, что на потолке слишком мало синего и золотого цветов и фрески выглядят бледно. Но художник стоял на своем: святые люди не были богатыми. 31 октября состоялось торжественное открытие капеллы. |
Шифровка? |
Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в два этапа. Сначала он выполнял заказ папы Юлия II, а через 20 лет папа Климент VII приказал мастеру расписать алтарную стену. Но работа началась только при следующем понтифике — Павле III. |
Художник в 1536–1541 годах создает здесь огромную фреску «Страшный суд». Микеланджело прославил Сикстинскую капеллу, а капелла сделала бессмертным имя художника. Несмотря на все трудности, Микеланджело создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее отдельное место в искусстве Возрождения. Гёте писал: «Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». |
Но почему художнику понадобилось работать в одиночку? Когда Микеланджело узнал, что ночью в капеллу прокрались Браманте и Рафаэль посмотреть на его работу, он пришел в ярость и попросил папу отнять у них ключи. Что и было сделано. |
Даже от самого понтифика он скрывал предварительные этапы своей работы. Чтобы не допустить присутствия посторонних, Микеланджело почти не покидал капеллу: он приходил работать рано утром и уходил только поздно ночью. |
Наверняка у Микеланджело имелся какой-то замысел. В 2006 году профессор, доктор биологических наук К. А. Ефетов раскрыл секрет мастера: художник зашифровал во фресках Сикстинской капеллы послание, направленное против папы и самой католической церкви. По его мнению, фрески являются двойными изображениями: великий мастер спрятал в росписях гигантские изображения мозга и половых органов. Микеланджело при этом руководствовался соображениями, за которые в те времена никто бы не погладил его по головке. Мысль великого мастера звучала примерно так: вначале творило оплодотворяющее начало (гениталии), и только потом включилось одухотворяющее начало (мозг, оживляющий тело человека). Согласно Микеланджело, сотворение мира происходило в два этапа: сначала физическое оплодотворение, а затем в тело вселилась душа. Понятно, что такие взгляды полностью расходятся с тем положением, которое было принято в церкви. Душа — первична, тело — вторично, заявляют, как мы знаем, священники. Но Микеланджело думал иначе. Великий мыслитель и философ не мог молчать, но не мог и прямо высказать свои соображения, поэтому просто зашифровал то, во что свято верил на самом деле. «Трудно поверить, что Сикстинская капелла — украшенная Микеланджело, одним из величайших художников цивилизации, которую изучали многие и многие историки искусств и осмотрели миллионы посетителей, — могла скрывать и раскрыть секреты столь невероятной притягательности», — пишет профессор Ефетов. |
Микеланджело так и не смог при жизни открыть свою тайну. В противном случае ему не удалось бы избежать костра инквизиции. В 1540 году в Риме был утвержден орден иезуитов, а в 1542 году основана конгрегация святой инквизиции. Недруг Микеланджело, Пьетро Аретино, составил донос, в котором обвинил великого мастера в ереси. А с еретиками в те времена не церемонились. От костра, яда и ножа художника спасла только его гениальность. |
Любовь ШАРОВА |
Ступени №6 (март)/2015 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|