Эволюция Дьявола с глубокой древности до наших дней
Дьявол. Люцифер. Вельзевул. Король лжи. Повелитель полчищ демонов. Падший ангел, вмерзший в лед на самом дне дантовского Ада. Один из древнейших в европейской традиции, этот оккультный образ остается ярким и узнаваемым и в наши дни. Настоящий страх дьявол вызывает разве что у людей, так или иначе связанных с одной из авраамических религий. Для всех остальных он просто устаревший символ или персонаж хоррора. Такое отношение к нему сформировалось лишь около ста лет назад: с уходом религии на второй план социальных отношений, стремительной либерализацией и модернизацией общества для дьявола места просто не осталось.
Достаточно вспомнить хотя бы воинствующую большевистскую риторику и заявления о том, что нет ни дьявола, ни Бога — только всесильный человек. Сейчас мы можем допустить это, а лет триста-четыреста назад сами испугались бы подобной идеи. И не потому, что рисковали отправиться за нее на костер, — просто тогда мы могли бы предположить что угодно, но не отсутствие Бога и дьявола.
Всё дело в науке. Для человека XX–XXI веков белых пятен в общей картине окружающего мира почти не осталось. Нас больше не пугают копошащиеся в кустах тени, мы можем найти разумное объяснение практически всему, что происходит вокруг. В конце концов, некоторые представители человечества даже умудрились посмотреть на нашу планету со стороны.
Триста-четыреста лет назад это было невозможно, и большинство событий и явлений люди объясняли самым простым и безболезненным способом — или волей Бога, или действиями нечистого. И никаких вопросов ни у кого не возникало. Творец всемогущ, его главный враг коварен. Всё просто и понятно. Но только на первый взгляд.
Дьявол против христианской церкви
Теоретическую базу для подобных объяснений подготовила христианская богословская традиция. Тезис, что всё видимое может совершаться дьяволом, довольно быстро стал одним из самых актуальных в интеллектуальной повестке. Впрочем, это утверждение не категорично: именно «может», а не «совершается». Потому любое событие требует уточнения и трактовки.
Сомнения — хорошая база для науки, но доминирование религии — плохая среда для ее развития.
Усугубляла эти сомнения предложенная Блаженным Августином концепция о «граде земном и граде Божьем»: согласно одной из трактовок, первый из них, тот самый, где мы с вами живем, — место дьявольское, хотя этот мир и сотворен Всевышним.
Почему? Он полон соблазнов и, как следствие, грехов и пороков. Так происходит из-за того, что благодати (в христианской трактовке) в нем не так уж много. Пользуясь этим, дьявол действует здесь, почти не встречая преград. И сопротивление ему становится главной задачей и каждого добропорядочного христианина лично, и Церкви как организации. А уже эту борьбу можно использовать как идеологическое обоснование любых мероприятий — от крестовых походов до инквизиции, от вмешательства в политику до открытого манипулирования населением.
Как сделать сложную богословскую концепцию простой и понятной? Здесь на помощь приходят все те устрашающие образы, которые в наше время охотно эксплуатирует хоррор-культура: многочисленные ведьмы, оборотни и черти во главе с самим дьяволом. Ими необходимо наполнить окружающий мир. Их действия должны быть просты и подчеркнуто злободневны.
Еще лучше, если они будут напоминать обычные человеческие поступки: так проще убедить паству в том, что нечисть живет среди нас, тем более что сама эта идея не нова и даже древнее, чем христианство. Более того, она лежит в основе любой религии, где всегда есть светлая и темная силы и они действуют здесь и сейчас (проявляя себя явно или не очень).
Дьявол и язычество
Среди дохристианских европейских традиций наиболее яркими и разработанными, пожалуй, следует признать античную и скандинавскую мифологии. Они очень близки и похожи: здесь центральное божество становится гипертрофированно главным и маскулинным. Греческий Зевс и скандинавский Один даже выполняют практически одни и те же функции. А еще они постоянно околачиваются в нашем мире: первый открыто домогается земных женщин, второй запросто вламывается на свадьбу и начинает предъявлять какие-то абстрактные требования или высказывать претензии. И всё это воспринимается как что-то абсолютно логичное и будничное.
Кроме того, оба бога испытывают достаточно болезненную фиксацию на теме знания: Один ради этого пожертвовал глазом и провел девять дней в не самом удобном положении, а Зевс просто уведомлен обо всем, что творится в мире, по умолчанию. И в той же античной традиции за особенные знания даже отвечает специальный бог — Пан или Фавн (в зависимости от времени и локализации). А еще он «заведует» страхом и живет в местах, в которых нет постоянного человеческого присутствия, да и вообще они не очень приятны для людей: зловещие пустыри, глухие леса, непаханые поля.
Эффектно дополняет образ Фавна еще одна деталь — он ведет преимущественно ночной образ жизни. И конечно же, внешность. Беглого взгляда на изображение бога достаточно, чтобы понять, что нам этот товарищ уже давно знаком. Козлиные ноги, рога. Дьявол, правда? Почему главный монстр христианства и Фавн внешне похожи? Ответ банален и прост. Когда будущая мировая религия только начинала свое шествие по Европе, она столкнулась с большим количеством уже существующих языческих культов. Для того чтобы отвратить от них новообращенных, было необходимо придать старым верованиям и их образам откровенно негативную окраску.
Напугать и направить к новой религии — которая дает объяснение этому страху и учит с ним бороться. Здесь пришлась к месту и еще одна вышеупомянутая функция старых богов. Христианство признаёт только религиозное знание. Библия становится вместилищем абсолютной истины, а соответствие ей — критерием истинности. Всё, что ему противоречит, в лучшем случае неверно. А как может соответствовать Священному Писанию то, что передает Пан, которого в Библии, естественно, нет? Но если об этом персонаже помнят и допускают возможность его присутствия, значит он нечистый — как и его знания. Лучше не трогать. Мы вас предупреждали.
Помните, что произошло с Адамом и Евой? Они ведь не простое яблоко съели — это плод с древа познания добра и зла! Так что рисковать не стоит. Ведите жизнь добропорядочного христианина и не лезьте за очерченные Библией рамки. Потому что за ними — территория дьявола. Он, конечно, не постоянно там присутствует, но появиться для него не составляет труда. Поэтому лучше о нем даже не думать. И уж тем более не говорить. Иначе…