Эволюция Дьявола с глубокой древности до наших дней
|
Дьявол. Люцифер. Вельзевул. Король лжи. Повелитель полчищ демонов. Падший ангел, вмерзший в лед на самом дне дантовского Ада. Один из древнейших в европейской традиции, этот оккультный образ остается ярким и узнаваемым и в наши дни. Настоящий страх дьявол вызывает разве что у людей, так или иначе связанных с одной из авраамических религий. Для всех остальных он просто устаревший символ или персонаж хоррора. Такое отношение к нему сформировалось лишь около ста лет назад: с уходом религии на второй план социальных отношений, стремительной либерализацией и модернизацией общества для дьявола места просто не осталось. |
Достаточно вспомнить хотя бы воинствующую большевистскую риторику и заявления о том, что нет ни дьявола, ни Бога — только всесильный человек. Сейчас мы можем допустить это, а лет триста-четыреста назад сами испугались бы подобной идеи. И не потому, что рисковали отправиться за нее на костер, — просто тогда мы могли бы предположить что угодно, но не отсутствие Бога и дьявола. |
Всё дело в науке. Для человека XX–XXI веков белых пятен в общей картине окружающего мира почти не осталось. Нас больше не пугают копошащиеся в кустах тени, мы можем найти разумное объяснение практически всему, что происходит вокруг. В конце концов, некоторые представители человечества даже умудрились посмотреть на нашу планету со стороны. |
Триста-четыреста лет назад это было невозможно, и большинство событий и явлений люди объясняли самым простым и безболезненным способом — или волей Бога, или действиями нечистого. И никаких вопросов ни у кого не возникало. Творец всемогущ, его главный враг коварен. Всё просто и понятно. Но только на первый взгляд. |
Дьявол против христианской церкви |
Теоретическую базу для подобных объяснений подготовила христианская богословская традиция. Тезис, что всё видимое может совершаться дьяволом, довольно быстро стал одним из самых актуальных в интеллектуальной повестке. Впрочем, это утверждение не категорично: именно «может», а не «совершается». Потому любое событие требует уточнения и трактовки. |
Сомнения — хорошая база для науки, но доминирование религии — плохая среда для ее развития. |
Усугубляла эти сомнения предложенная Блаженным Августином концепция о «граде земном и граде Божьем»: согласно одной из трактовок, первый из них, тот самый, где мы с вами живем, — место дьявольское, хотя этот мир и сотворен Всевышним. |
Почему? Он полон соблазнов и, как следствие, грехов и пороков. Так происходит из-за того, что благодати (в христианской трактовке) в нем не так уж много. Пользуясь этим, дьявол действует здесь, почти не встречая преград. И сопротивление ему становится главной задачей и каждого добропорядочного христианина лично, и Церкви как организации. А уже эту борьбу можно использовать как идеологическое обоснование любых мероприятий — от крестовых походов до инквизиции, от вмешательства в политику до открытого манипулирования населением. |
Как сделать сложную богословскую концепцию простой и понятной? Здесь на помощь приходят все те устрашающие образы, которые в наше время охотно эксплуатирует хоррор-культура: многочисленные ведьмы, оборотни и черти во главе с самим дьяволом. Ими необходимо наполнить окружающий мир. Их действия должны быть просты и подчеркнуто злободневны. |
Еще лучше, если они будут напоминать обычные человеческие поступки: так проще убедить паству в том, что нечисть живет среди нас, тем более что сама эта идея не нова и даже древнее, чем христианство. Более того, она лежит в основе любой религии, где всегда есть светлая и темная силы и они действуют здесь и сейчас (проявляя себя явно или не очень). |
Дьявол и язычество |
Среди дохристианских европейских традиций наиболее яркими и разработанными, пожалуй, следует признать античную и скандинавскую мифологии. Они очень близки и похожи: здесь центральное божество становится гипертрофированно главным и маскулинным. Греческий Зевс и скандинавский Один даже выполняют практически одни и те же функции. А еще они постоянно околачиваются в нашем мире: первый открыто домогается земных женщин, второй запросто вламывается на свадьбу и начинает предъявлять какие-то абстрактные требования или высказывать претензии. И всё это воспринимается как что-то абсолютно логичное и будничное. |
Кроме того, оба бога испытывают достаточно болезненную фиксацию на теме знания: Один ради этого пожертвовал глазом и провел девять дней в не самом удобном положении, а Зевс просто уведомлен обо всем, что творится в мире, по умолчанию. И в той же античной традиции за особенные знания даже отвечает специальный бог — Пан или Фавн (в зависимости от времени и локализации). А еще он «заведует» страхом и живет в местах, в которых нет постоянного человеческого присутствия, да и вообще они не очень приятны для людей: зловещие пустыри, глухие леса, непаханые поля. |
Эффектно дополняет образ Фавна еще одна деталь — он ведет преимущественно ночной образ жизни. И конечно же, внешность. Беглого взгляда на изображение бога достаточно, чтобы понять, что нам этот товарищ уже давно знаком. Козлиные ноги, рога. Дьявол, правда? Почему главный монстр христианства и Фавн внешне похожи? Ответ банален и прост. Когда будущая мировая религия только начинала свое шествие по Европе, она столкнулась с большим количеством уже существующих языческих культов. Для того чтобы отвратить от них новообращенных, было необходимо придать старым верованиям и их образам откровенно негативную окраску. |
Напугать и направить к новой религии — которая дает объяснение этому страху и учит с ним бороться. Здесь пришлась к месту и еще одна вышеупомянутая функция старых богов. Христианство признаёт только религиозное знание. Библия становится вместилищем абсолютной истины, а соответствие ей — критерием истинности. Всё, что ему противоречит, в лучшем случае неверно. А как может соответствовать Священному Писанию то, что передает Пан, которого в Библии, естественно, нет? Но если об этом персонаже помнят и допускают возможность его присутствия, значит он нечистый — как и его знания. Лучше не трогать. Мы вас предупреждали. |
Помните, что произошло с Адамом и Евой? Они ведь не простое яблоко съели — это плод с древа познания добра и зла! Так что рисковать не стоит. Ведите жизнь добропорядочного христианина и не лезьте за очерченные Библией рамки. Потому что за ними — территория дьявола. Он, конечно, не постоянно там присутствует, но появиться для него не составляет труда. Поэтому лучше о нем даже не думать. И уж тем более не говорить. Иначе… |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|