Хлеб можно назвать добрым волшебником
|
|
Как только не называли хлеб! И первой едой, и священной пищей, и народным кормильцем, и телом Христовым, и даже агнцем причащения. А еще его можно назвать добрым волшебником: при желании обыкновенная буханка тоску развеет, нечисть прогонит, любовь сохранит.
|
|
Возделывать злаки люди научились много тысяч лет назад. Тогда же они начали использовать лепешки как обереги, защищающие от несчастий, болезней, злых духов и сюрпризов погоды.
|
|
В Древнем Египте хлеб считался пищей не только живых, но и мертвых. Снаряжая покойника в потусторонний мир, ему давали с собой лепешки и сосуды с зерном.
|
|
На Ближнем Востоке было принято ломать краюху руками. Отсюда и пошло хорошо известное выражение «преломление хлеба», означающее «есть вместе», «всем миром». В христианство хлебопреломление вошло как евхаристия - причащением хлебом и вином. В православии, например, во время евхаристии употребляет только пресный хлеб (просфоры), он символизирует тело Христа, тогда как вино уподобляется его крови.
|
|
Именно поэтому на протяжение многих веков выбрасывать или сжигать хлеб считалось большим грехом. Даже заплесневелые кусочки и те следовало скармливать птицам.
|
|
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» - так верующие ежедневно обращаются к Господу в своей главной молитве, ибо нет жизни без хлеба.
|
Святой кусочек
|
|
Хлеб и крест – как близнецы-братья. Многие хозяйки прочерчивали на поднимающемся тесте крест, веря, что он отгоняет от булки нечистую силу. Хлеб – атрибут едва ли не всех христианских праздников.
|
|
Один пасхальный кулич чего стоит! Для этого красавца не жалеют ни яиц, ни масла, ни изюма, ни пряностей, веря: чем «богаче» пасхальная выпечка, тем милостивее к людям Бог. 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в церковь к обедне несут свежеиспеченный каравай. В храме его освящают, а дома верующие ждут «свяченого кусочка». Остатки аккуратно заворачивают в чистое полотенце и кладут под икону: сухарики следует раздавать больным людям, которые так скорее поправятся. Хлеб, испеченный к празднику и освященный в церкви, обладает особой магической и целительной силой. Караваи, приготовленные в Страстную Пятницу или на Рождество, можно хранить круглый год для защиты дома от пожара, а его обитателей – от бед и несчастных случаев. Раньше освященную краюху клали в конюшне или в амбаре как пугало для мышей, крыс, долгоносиков и прочих вредителей. Старые люди и сегодня хлеб, испеченный на Страстную Пятницу и Рождество, применяют против дизентерии, диареи и других болезней. Сухарик измельчают его в порошок и съедают, запивая «лекарство» горячей водой.
|
Спорина в квашню
|
|
Заквашивание теста и выпечка считались женским занятием. Только женщина должна была соблюдать некие правила. Например, возбранялось печь хлеб по воскресеньям и в дни великих праздников. Чтобы хлеб удался, крестились сами, крестили муку, тесто - перед выпечкой и буханку - после нее. Бабу, которая месит тесто, приветствовали словами: «Спорина в квашню!» До наших дней жив обычай, согласно которому «нечистой» запрещается выполнять эту работу. Как показывает практика, хлеб в таких случаях действительно не удается. Ставить тесто на огонь должен один человек. Если это будут делать двое, ссоры им не миновать. Когда хлеб печется, нельзя убирать дом - выметишь всю удачу. В это время запрещается ругаться и даже громко разговаривать.
|
|
Свежеиспеченный хлеб – лучший синоптик. Если место, где лежит горячая буханка, запотело - жди ливня. Если при нарезке хлеба мякоть пристала к ножу, значит, дожди зарядят надолго.
|
|
Разрезать каравай и делить его между едоками – обязанность мужчины. Во время трапезы глава семьи строго следил, чтобы никто не оставлял после себя недоеденных кусков. Случится такое, пусть и по недосмотру, и тут же «сработает» примета: кто-то из родных будет голодать.
|
|
Каждую кроху, которая нечаянно упадет наземь, полагалось поднимать и съедать. Вообще ни сорить, ни ронять продукт первой необходимости ни в коем случае нельзя, иначе людей настигнут нужда, мор и неурожай. Все эти неписаные правила до сих пор соблюдают старые люди, пережившие войны и голод.
|
На все случаи жизни
|
|
Раньше полагалось в начале и в конце обеда съедать на счастье кусочек хлеба с солью. С ним встречали дорогих гостей. Такое угощение устанавливало между визитером и хозяином теплые отношения. Хлеб да соль полагается приносить с собой на кладбище, навещая могилы родных в родительские субботы и большие праздники: души умерших отведают угощения, да и возрадуются, что их не забыли.
|
|
В прошлом в деревнях хлеб клали в колыбель к новорожденному, брали с собой в дальнюю дорогу – чтобы охранял по жизни и в пути.
|
|
Буханку выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы. С нею крестьяне обходили загоревшееся строение или бросали ее в огонь, чтобы остановить распространение пожара. Хлеб клали на место, где лежал покойник: дабы умерший не унес с собой плодородия.
|
|
Определить, где именно нужно ставить избу, можно опять-таки с помощью хлеба: на месте предполагаемого строительства на ночь оставить свежую буханку. Если с ней ничего не произойдет – можно строить, окажется покусанной или вовсе пропадет – ищите другое место.
|
|
И сегодня молодых встречают хлебом-солью – на мир и лад в новоявленной семье. Невеста переступает порог дома - мать преломляет над ее головой свежую булку. Простая краюха приносит молодым супругам счастье. А достаток в дом, по поверьям, придет вместе с другим обрядом: когда жениха и невесту после венчания обсыплют зерном.
|
|
А вот еще один очень любопытный обычай, к сожалению, забытый в наши дни. Когда родители снаряжали невесту приданым, то во все уголки тех сундуков, где лежало ее главное и самое ценное имущество, клали кусочки сухого хлеба. Эти сухарики изготавливались заранее. Брали целый каравай, непременно черный ржаной, резали его, тщательно следя, чтобы каждый кусочек был с корочкой, и засушивали в печи рано утром в день сговора.
|
|
Невесте же после замужества надлежало хранить эти обереги - строго и в чистоте – до самой своей смерти. Сухарики она могла отведать лишь в случае болезни, печали или скуки, соблюдая большую нравственность и телесную чистоту. Ее святая обязанность – передать родительские обереги своим дочерям, внучкам, а если нет своих детей – то племянникам: сила предков, заключенная в высохшем хлебе, должна помогать всем представителям рода.
|
|
К сожалению, немногие из ритуалов дожили до наших дней. Но досаднее всего другое: хлеб перестал быть главной ценностью, и сегодня многие не считают зазорным выбрасывать на помойку целые буханки и батоны… Странно только, почему люди при этом все время спрашивают: что ж мы так плохо живем, за что нам такое?..
|
|
Наталья КУВШИНОВА
|
|
|
Ступени №3 (февраль)/2016
|