Кто же это такие - не живые, но и не мертвые существа
|
История человеческой цивилизации знает много загадочных существ, имеющих чисто земное происхождение. Одни из самых страшных - зомби. Если отбросить фольклор и детские страшилки, то современные зомби чаще всего встречаются на Гаити. Кто же это такие - не живые, но и не мертвые существа? Действительно ли зомби - мертвое тело без разума и без души? На самом ли деле оно находится во власти колдунов, которые подчинили его себе, захватив душу? |
Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Для доказательства их реального существования приводится множество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие мертвецы - слуги дьявольских магов. |
![]() |
"Самое худшее - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее почувствовал: "Великий Боже, может, вся эта чепуха - правда..." - так описывает свою встречу с зомби Уильям Сибрук. |
Участь зомби страшна, это тело без души, автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошлом, не знает о настоящем. Он не узнает родных, близких, свой дом. Он и не призрак, и не живое существо - зомби помещены в некую пограничную зону между жизнью и смертью, видимость жизни им придали с помощью колдовства. Они - порождение колдунов, которые используют их как собственных рабов или сдают напрокат, чаще всего для работы на полях. |
Гаити - родина этого явления и изобилует рассказами о людях, которые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно появились, став зомби. Одну из самых знаменитых историй, впервые описанную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 г., на Гаити рассказывают до сих пор. Молодая девушка Мария умерла в 1909 г. Через пять лет после смерти, в столице Гаити - Порт-О-Пренсе, в окне какого-то дома ее заметили бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда вошли в дом, ни владельца, ни Марии там уже не было. А тем временем по городу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девушки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для Марии. Он был ловко наряжен в одежду, в которой похоронили девушку. |
Говорили, что Марию выкопал колдун и превратил в зомби, а когда умер, вдова отдала девочку католическому священнику. После говорили, что родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней, и что позже там ее навещал брат. |
Однако это не очень типично для историй про зомби, потому что самое печальное в них то, что зомби никто не может помочь. Семья и друзья чаще всего не знают о случившемся, а если и знают, то слишком напуганы, чтобы пытаться что-то делать. З.Херстон приводит следующую историю, рассказанную матерью умершего мальчика. В ночь после погребения сестра умершего вдруг услышала на улице пение и шум. Она узнала голос брата, и ее плач разбудил весь дом. Домашние увидели из окна зловещую процессию и мальчика, похороненного накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач. "Но таков ужас, - пишет З.Херстон, - внушаемый этими созданиями, что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти". Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума. |
Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попытается освободить своих умерших близких? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к практике вуду. |
Вуду - уникальное сочетание верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев, а также европейского оккультизма. Но самые глубоки корни - в Африке, и появление вуду совпадает с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужасный период в жизни человечества начался, когда в XVI в.Гаити владели испанцы, и переживал расцвет в XVII в., когда остров перешел к Франции. Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работорговцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побережья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности французов. В тех редких случаях, когда у французских властей возникали юридические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот довод, что это лучший способ обратить африканских язычников в христианство. Множество рабов стали католиками. При этом они слегка изменили христианские доктрины, приспособив их к собственному темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со своими религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор, и, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно и католицизм, и вуду. |
На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но большинство принадлежало к племенам йоруба, которые верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семьями, перевезенные в ужасных условиях в незнакомую страну, рабы тем не менее сохранили приверженность своим традициям. Они по-прежнему почитали магию и колдовство и помнили о своих богах и духах предков, что и составило основу для формирования вуду на Гаити. Новая религия объединила страдающий народ, лишенный корней, поэтому власти ее быстро запретили, тем самым увеличив популярность вуду, а также ее зловещую мистическую составляющую. |
Рабство было отличным бизнесом. К 1750 г. на Гаити привозили 30 тыс. рабов ежегодно. Одно поколение сменялось другим, тоска и ностальгия росли и готовили почву для восстания. Наконец в 1757 г. Гаити попытался стать независимым. Восстанием фанатичных беглых рабов руководил Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 г. С уходом французских колонистов, носителей католической веры, религия вуду распространилась повсеместно. |
Религия вуду имеет две стороны. Одна - как в классических религиозных конфессиях - вера и поклонение собственным богам. Но есть и другая, мистически окрашенная - вуду черной магии, колдовства, веры в монстров и в воскрешение мертвых. Важнейшей частью некоторых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и петухов. |
Церемонии вуду проходят в так называемых tonnelles (беседках). Это может быть и жалкая хижина с грязным полом, и современное здание, но всегда с площадкой для ритуального танца. Именно в танце участники переживают главный опыт вуду - одержимость духами. Танец, пение и звук барабанов создают обстановку, в которой исповедующий вуду и дух могут стать одним целым, и наступает момент, когда танцующие впадают в транс, заканчивающийся потерей сознания. |
Танцующим может овладеть любой из множества богов и духов, большинство из которых до сих пор носят африканские имена. В этот момент одержимый полностью уверен в том, что он действительно стал им, и перенимает его внешний вид и поведение. Так, одержимый древним духом папы Легбы, охраняющий ворота в другие миры и являющийся божеством перекрестков, чей символ - костыль, на глазах заметно дряхлеет и начинает хромать. Бог моря будет грести невидимыми веслами. Одержимый кокетливым женским божеством будет вести себя жеманно и вызывающе. Одна из традиционных богинь Дагомеи (Бенин) - Агасса, великолепное соединение женщины и пантеры, заставляет одержимых ею сгибать пальцы наподобие когтей. Одержимость продолжается несколько часов, и в это время духи могут вызвать у танцующего конвульсии, человек безболезненно ходит по раскаленным углям, погружает руки в кипяток, может в состоянии транса отрубать себе пальцы... |
Исследователь Патрик Леи Фермор, посетив Гаити, предложил следующее объяснение возникновению одержимости или предполагаемого "воплощения" бога. В книге "Древо путешественника" (1950 г.) он пишет: "Каждый житель Гаити с раннего детства приучается к моменту воплощения, и он знает, что это чудо произойдет в tonnelle, где сам воздух пропитан тайнами, и барабанный бой почти физически воздействует на его мозг; под воздействием барабанов, танца и божественного присутствия он погружается в состояние истерии и, как следствие, самогипноза". |
С помощью электроэнцефалограмм было установлено, что человеческий мозг необычайно чувствителен к ритмическим воздействиям. Изменяя высоту тона и ритм, священник вуду - хунган - может увеличить степень внушаемости. Чтобы помочь войти в состояние одержимости, хунганы используют магические порошки и травы, но говорят, что в лихорадочной атмосфере церемонии вуду для этого может хватить даже такой обычной вещи, как перец. |
Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это - момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из двух частей: Большого Доброго Ангела и Маленького Доброго Ангела. Первый - то, что мы могли бы назвать самосознанием. Он составляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть. |
Без Большого Ангела Маленький и тело теряют связь. Во время одержимости Большой вытесняется, и человек перестает быть собой, а становится тем духом, который занял его тело. Обычно одержимость проходит сама собой, и Большой Ангел возвращается на место. Но иногда это может произойти только с помощью хунгана. После смерти же нужно позаботиться о том, чтобы подобрать освобожденной от тела душе новое жилище. Душа вызывается хунганом во время специальной церемонии и помещается в освященный ящичек, заменяющий физическое тело. Так она становится духом предка, дает советы и оберегает свою семью. |
Идея о душе лежит в основе многих суеверий вуду, включая и веру в зомби. В момент вытеснения душа может попасть в руки дьявола. Конечно, обладать телом без души, которую заместило божество, очень удобно, но им, с помощью дьявольских махинаций, может завладеть колдун. |
Колдуны Вуду (бокоры) - существа довольно жуткие, практикующие самое зловещее колдовство. Они общаются с мертвыми и для себя, и в интересах своих клиентов. Иногда хунган и бокор - одно и то же лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с колдовством, чтобы успешно с ним бороться. Сегодня хунган может наложить проклятие с помощью белой магии, а завтра воспользоваться заклинаниями черной. Они могут вызвать как добрых духов, так и злых. Вудуисты тем не менее придерживаются мнения, что настоящий хунган никогда не станет заниматься колдовством, и конечно же, существуют бокоры, которые никогда не были священниками вуду. Бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу и собираются на кладбищах, где проводят церемонии зловещего культа мертвых. |
Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют специальные порошки, чтобы "наслать мертвеца" на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы - нарядить труп в одежду жертвы и спрятать в тайном месте, где он будет гнить, а несчастная жертва - сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если потенциальная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно легко добиться требуемого результата. |
Гаитяне рассказывают душераздирающие истории, как колдуны используют трупы. У.Сибрук в книге "Таинственный остров" (1936 г.) приводит историю молодой семьи - Камиллы и Мэтью Туссель. В первую годовщину их свадьбы Мэтью, вскоре после полуночи, позвал жену праздновать это событие и настоял, чтобы она надела свадебное платье. Они вошли в торжественно убранную, освещенную свечами комнату. Там было еще четверо гостей. Но никто не поздравил Камиллу. Мэтью извинился за них, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Его голос показался Камилле напряженным и неестественным, и внезапно она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Камилла вгляделась в лица гостей и обнаружила, что находится в одной комнате с четырьмя трупами. |
Женщина в панике бежала, но в дальнейшем так и не оправилась от кошмара. На следующий день ее друзья вернулись туда и обнаружили все так, как она описала, только не было ни безмолвных гостей, ни Мэтью. Потом говорили, что Мэтью покинул остров. |
Легенда или факт? Зловещие планы мужа-колдуна или разыгравшееся воображение жены? Гаитяне, рассказавшие Сибруку эту историю, считали, что факт. Они знали еще много таких историй. Дети на Гаити растут среди рассказов о черной магии, привидениях и колдунах. Матери не разрешают детям играть со своей тенью и говорят, что если те будут плохо себя вести, их унесет бокор, или тонтон-макут - бродячий колдун вуду. Последняя угроза стала реальностью, когда к власти на Гаити пришел диктатор Франсуа Дювалье, поскольку его наемников прозвали тонтон-макутами. |
Эта атмосфера страха и суеверий порождала веру в зомби. Веря в культ мертвых, не очень трудно поверить и в возможность черной магии заставить труп двигаться и исполнять чужую волю. В конце 50-х гг. Альфред Метро, автор книги "Вуду на Гаити", исследовал вопросы, связанные с зомби. Он пишет: "В Порт-О-Пренсе вообще немного даже среди образованных людей таких, которые бы отчасти не верили этим зловещим историям". |
Одна из таких историй, записанная Метро, - о молодой девушке, которая отклонила предложение могущественного хунгана и вскоре заболела и умерла. Гроб оказался почему-то коротковат, и телу пришлось согнуть шею. Еще и свеча упала и опалила ногу... Спустя некоторое время люди стали встречать эту девушку. Ее узнавали в том числе по ожогу и по искривленной шее. Говорили, что ревнивый хунган превратил ее в зомби и использовал как служанку. |
Этим колдуном руководило желание отомстить - обычная причина для превращения в зомби неугодного человека. Иногда, если есть подходящие трупы, их превращают в зомби, чтобы использовать просто как дешевую рабочую силу. В более редких случаях они - жертвы договора с дьявольскими силами, которые взимают плату в человеческих душах за оказываемые услуги. И если христиане говорят о продаже дьяволу собственной души, последователи вуду продают души других. В обмен на власть, богатство или другие блага необходимо отдать души самых дорогих и близких людей. Каждый год ужасная процедура повторяется, пока не останется никого из близких, кого можно было бы предложить, и тогда приходится отдавать собственную душу. А тело, как и тела всех остальных, становится зомби. |
Такой договор заключается через бокоров, и только они могут создать зомби. Как только стемнеет, колдун мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, он "высасывает" душу и помещает ее в закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает. В полночь после погребения бокор с помощниками приходит к могиле, раскапывает ее и произносит имя жертвы. В ответ мертвец силится приподнять голову, поскольку бокор владеет его душой. Как только это случится, бокор, - на долю секунды, - достает бутыль с душой и сует под нос трупу. Теперь мертвец реанимирован. Бокор вытаскивает его из могилы, связывает и для полного оживления бьет по голове. Затем он тщательно закапывает могилу - чтобы никто не догадался. |
Вначале бокор проводит жертву мимо ее дома. Говорят, после этого она никогда не сможет его узнать и попытаться туда вернуться. Затем ее отводят в дом бокора или дворец вуду и дают специальный настой. Некоторые считают, что это экстракт из ядовитых растений - белладонны или датуры (травы Джимсона). В колониальные времена рабы травили ими своих хозяев. Другие говорят, что он приготовлен из капель, капающих с носа мертвеца. |
Есть и другие способы поймать человеческую душу. Можно положить под подушку умирающего сосуд с магическими предметами и травами, в который "втянет" душу. Можно забрать душу уже непосредственно у мертвого. Ни в одном из случаев жертва не осознает, что происходит. Но какой бы метод ни использовался, на краю могилы роль души остается все той же, и после приема магического наркотика дело, можно считать, сделано. Жертва становится зомби - ужасным, покорным ходячим мертвецом, готовым к исполнению желаний колдуна. |
Чтобы колдун не мог достать труп и сделать из него зомби, проводится грандиозная работа. Семья, которая может себе это позволить, бетонирует могилу. Другие хоронят в собственном саду или на обочине дороги с оживленным движением. Поскольку для целей бокора годится только свежий труп, родственники могут дежурить у могилы, пока тело не начнет разлагаться. Иногда труп убивают еще раз, протыкая голову или вводя яд, иногда душат. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы сам защищался. Часто тело кладут лицом вниз, а в рот набивают землю или зашивают губы, чтобы когда колдун произнесет его имя, тот не смог отозваться. |
Если человек стал зомби, то спастись от вечного транса можно только попробовав соли (часто это символ белой магии). После этого зомби мгновенно осознают положение, понимают, что мертвы, и возвращаются в могилу навсегда. |
В книге "Невидимые" британский антрополог Френсис Хаксли приводит историю о зомби, которую ему рассказал католический священник. Этот зомби слонялся по собственной деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были слишком напуганы, чтобы что-либо делать, и просто оставили его на улице. Через несколько часов кто-то, набравшись смелости, дал зомби попить соленой воды, и тот пробормотал свое имя. Потом его узнала его тетя, которая жила недалеко. По ее словам, он умер и был похоронен четыре года назад. |
Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, который заставил его и еще нескольких зомби на него работать. Напуганные полицейские послали колдуну письмо, в котором предлагали забрать своего зомби назад. Но спустя два дня зомби по-настоящему умер - возможно, из-за сделанных разоблачений его убил сам колдун. Колдуна арестовали, но ни его жену, ни других зомби найти не удалось. |
Во всех историях про зомби есть элемент недосказанности. Как будто пропущены какие- то важные факты. Но католические и протестантские священники рассказывают истории, которым трудно не верить. О том, как они сами видели покойника, вели заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю на могилу, а через несколько дней или недель встречали "бывшего клиента" с застывшим взором и отсутствием мимики. Невменяемого, но не мертвого. |
Зора Херстон пишет, что иногда к миссионерам эти создания приводит изменивший вуду бокор или вдова колдуна, чтобы от них избавиться. Херстон побывала на Гаити, ей довелось видеть, касаться и фотографировать зомби. Она сфотографировала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 г. В 1936-м ее нашли - она бродила голой по дороге. Муж и брат узнали в ней женщину, которую собственноручно похоронили 29 лет назад. Фелисия была в таком ужасном состоянии, что ее отправили в больницу, где через несколько недель ее и увидела Зора. "Это было чудовищно, - писала она потом. - Белое лицо с мертвыми глазами... Веки - абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать? И что получить в ответ? Оставалось только смотреть на нее. Но выносить долго это зрелище было невозможно". |
Итак, зомби, или нечто подобное им, существуют. Но действительно ли они - ходячие мертвецы? Как можно мертвому телу придать видимость жизни? Монтегю Саммерс, знаток колдовства и черной магии, писал: "Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость "жизни" мертвого тела - оно будет двигаться и говорить, но, по признанию самих колдунов, наложить заклятье надолго, без его периодического возобновления - подвиг, который под силу только самым бесчестным магам, глубоко погрузившимся в адские пучины". |
В случае с Фелисией вряд ли даже самое адское заклятие может выдержать 29 лет. Более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби никогда не умирали. Некоторые полагают, что зомби - просто двойник умершего человека. Но если это так, то почему же этот двойник всегда выглядит и двигается как зомби? Для зомби характерны отсутствующее выражение, устремленный вниз взгляд, бледное лицо и шаркающая походка. Они не понимают, когда к ним обращаются, и их собственная гнусавая речь почти всегда бессмысленна. Чаще всего это просто гортанные звуки, напоминающие хрюканье. Почти всегда они имеют признаки умственной неполноценности, и возможно, многие из встреченных зомби - на самом деле просто слабоумные, которых семья тщательно прячет, делая вид, что их давно нет в живых, пока внезапно они не встретятся кому-нибудь, может быть, много лет спустя. Альфреду Метро под видом зомби показали "несчастного лунатика". Это была ненормальная девочка, убежавшая из дома, где родители обычно держали ее под замком. |
Исследователи Гаити отмечают, что с зомби обращаются не хуже, чем с умственно отсталыми; последних, чтобы добиться подчинения, обычно бьют. Когда У.Сибрук немного отошел от шока, вызванного зрелищем "горящих, расфокусированных и невидящих глаз", он тоже пришел к выводу, что зомби, которых он видел, были "только несчастными сумасшедшими человеческими существами, идиотами, которых заставили работать в поле", а не полуожившими трупами. |
Но как же быть со свидетелями, которые клянутся, что видели некоторых зомби мертвыми? Лгут ли они? И не все зомби идиоты изначально. Некоторых друзья помнят здоровыми, умными людьми... |
Ответ на эти довольно трудные вопросы можно получить из неожиданного источника - статьи 246 старого Уголовного кодекса Гаити: "Покушением также является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в более или менее продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством". |
Из этого следует, что зомби действительно может быть человеком, которого близкие похоронили и оплакали, а бокор, как и в легендах, извлек из могилы. Но он был похоронен живым, погруженным в подобный смерти транс, из которого может никогда не выйти. |
Известный на Гаити врач в своем интервью У.Сибруку сказал, что по крайней мере некоторые из зомби, с которыми ему приходилось сталкиваться, были жертвами такого рода ошибок, умышленных или случайных. З.Херстон обсуждала с докторами случай Фелиции. Она пишет: "Мы долго строили теории, объясняющие возникновение зомби. Это, конечно, не случай воскрешения из мертвых, а скорее всего они были погружены в состояние, очень близкое к смерти с помощью каких-то лекарств, - способ их изготовления, возможно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение... Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Жертвы могут действовать и двигаться, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ изготовления. Это тайна, и посвященные скорее умрут, чем расскажут". |
Почти наверняка идея зомби пришла из Африки, где до сих пор рассказываются легендарные истории, как колдуны воскрешают мертвых. Однако настоящие зомби - специфика Гаити. Конечно, скептики могут говорить, что зомби - всего лишь лунатики или люди, погруженные в состояние транса, но некоторые не вызывающие сомнения случаи можно объяснить только на уровне магии. |
По материалам книги "Тайны Земли и Вселенной" Н.Непомнящяго и А.Низовского |
http://echo.az/article.php?aid=59747 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|